Выбор профессии - важнейшее решение в жизни каждого человека. Часто по причине недостаточной информации о ситуации на рынке труда, ориентации на "модные" специальности подростки избирают профессии, не соответствующие их склонностям и способностям, а главное - потребностям рынка труда. Успешность выбора профессии во многом определяют и успешность человека в дальнейшей жизни, успешную социализацию в обществе.
Профориентационная работа в МКОУ "Детский дом №1" рассматривается как система социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению подростков и, исходя из особенностей воспитанников, направлена на воспитание и обучение выпускника, способного освоить специальность в учреждении начального или среднего профобразования. Цель профориентационной работы - помощь в выборе профессионального маршрута, соответствующего индивидуальным способностям и возможностям выпускников.
Профориентационная работа ведется в течение учебного года и включает в себя два этапа:
Этап 1. Диагностический. Цель - определение профессиональных склонностей и возможностей выпускников.
Пакет методик, помимо профориентационных, включает методики для диагностики когнитивной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер подростков (см. таблицу 1.).
Таблица 1. - Методики для диагностики когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер.
Название методики | Для чего применяется | Время проведения |
Коммуникативная сфера. | ||
Социометрия | Определение социального статуса | Сентябрь, апрель |
Опросник Басса-Дарки | Определение конфликтности | Октябрь, апрель |
Личностная сфера | ||
Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева) | Определение самооценки | Ноябрь |
Самооценка психических состояний (Тест Айзенка) | Определение тревожности, агрессивности, фрустрации, регидности | Октябрь |
Определение формулы темперамента | Определение темпераментной структуры | Ноябрь |
Вопросник для определения свойств личности | Выявление особенностей личности, определение сферы профессиональной деятельности | Январь |
Ценностный опросник Шварца | Выявление ценностных ориентаций подростков | Январь |
Эмоционально-волевая сфера | ||
Шкала тревожности Кондаша | Определение общей тревожности | Октябрь, апрель |
Определения стиля учебной деятельности | Определение стиля учебной деятельности (автономность, зависимость) | Сентябрь, апрель |
Когнитивная сфера | ||
Определения уровня развития словесно-логического мышления (модификация методики Л.И. Переслени для учащихся 5-9 классов) | 1) Выявление общей осоведомленности
подростков 2) сформированности логических действий (классификация, умозаключения по аналогии, обобщение) |
Октябрь, апрель |
Тест структуры интеллекта Айзенка | Определение уровня развития невербального интеллекта | Октябрь, апрель |
Десять слов | Изучение особенностей памяти | Октябрь, апрель |
Корректурная проба | Изучение особенностей внимания | |
Изучение объема внимания | Изучение объема внимания | |
Профессиональная сфера | ||
Анкета "Моя будущая профессия" | Определение степени профессионального самоопределения подростков | Ноябрь |
Матрица выбора профессий | Определение предпочитаемых сфер и видов труда. Определение профессий наиболее близких интересам и склонностям выпускника. | Ноябрь |
Перекресток - 1. | Выявление наиболее привлекательных сфер труда, средств труда и уточнение наиболее привлекательных профессий | Январь |
Перекресток - 2. | Уточнение желательного уровня профессионального образования; соотнести претензии по профессиональному образованию и предполагаемый уровень самостоятельности. | Январь |
После похождения диагностики, подростки знакомятся с результатами и определяются с примерным кругом профессии, которые совпадают и с их желанием работать в той или иной области производства, и с их профессиональными возможностями (способностями), и с тем кругом профессий которые могут быть предложены выпускникам детских домов профессиональными училищами.
Этап 2. Профориентационный. Работа с выпускниками по программе курса "Мой выбор" начинается с января месяца. Всего проводится 15 занятий по 45 минут каждое с периодичностью встреч 1 раз в неделю. Цель занятий - помощь воспитанникам в ориентации в мире профессий, соотнесение свох индивидуальных особенностей с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к личностным особенностям человека.
Структура программы: 1) Формирование представления о собственных способностях и возможностях; 2) Соотнесение собственных возможностей выбранной профессии.
Таблица 2. - Календарно-тематическое планирование по курсу "Мой выбор"
№ занятия | Тема занятия |
1. | Урок самопознания "Кем бы мне хотелось быть?" |
2-3. | Урок самопознания "Мои способности". |
4. | Диагностическая игра "Мои возможности" |
5. | Профессионально-технологическая проба самоопределения "Посмотри на себя и других" |
6. | Профессионально-технологическая проба самоопределения "Автобиографическая память" |
7э | Профессионально-технологическая проба самоопределения "Свобода общения" |
8. | Классификация профессий. |
9. | Профессии типа "Человек - техника". Мои способности и возможности |
10. | Профессии типа "Человек - техника". Мои способности и возможности |
11. | Профессии типа "Человек - знаковая система". Мои способности и возможности |
12. | Профессии типа "Человек - природа". Мои способности и возможности |
13. | Посещение ПУ, техникума по выбору выпускников |
14. | Встреча с выпускниками детского дома, учащимися ПУ и техникумов города |
15. | Познавательная игра "Ярмарка профессий" (презентация выпускниками выбранных профессий) |
Итого: 15 часов |
В ходе 15 занятий подростки выполняют тестовые задания, направленные на расширение самопознания, знакомятся с миром профессий, а так же выполняют профессионально-технологические пробы П.С. Лернера. Завершаются занятия познавательной игрой "Ярмарка профессий" в ходе которой воспитанники презентуют выбранные ими специальности.
На заключительных занятиях, на которые приглашаются представители профессиональных училищ или осуществляется выход на экскурсии в училища, выпускники окончательно определяются с выбором профессионального маршрута.
Прогнозируемые результаты:
- повышение мотивации к труду;
- оказание адресной психологической помощи воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии;
- готовность воспитанников к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.
Рабочая программа составлена на основе программ:
- "Твоя профессиональная карьера" В.Н. Бондарева и др. М.: Просвещение, 2006 г.;
- "Программа профориентационной работы" Н.С. Пряжкиной М.: ВАКО, 2005 г.;
- "Выбор профессии" С.Н. Чистяковой М.: ВАКО, 2009 г.