Профориентационная работа педагога-психолога в МКОУ "Детский дом №1" г. Новокузнецка Кемеровской области

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Выбор профессии - важнейшее решение в жизни каждого человека. Часто по причине недостаточной информации о ситуации на рынке труда, ориентации на "модные" специальности подростки избирают профессии, не соответствующие их склонностям и способностям, а главное - потребностям рынка труда. Успешность выбора профессии во многом определяют и успешность человека в дальнейшей жизни, успешную социализацию в обществе.

Профориентационная работа в МКОУ "Детский дом №1" рассматривается как система социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению подростков и, исходя из особенностей воспитанников, направлена на воспитание и обучение выпускника, способного освоить специальность в учреждении начального или среднего профобразования. Цель профориентационной работы - помощь в выборе профессионального маршрута, соответствующего индивидуальным способностям и возможностям выпускников.

Профориентационная работа ведется в течение учебного года и включает в себя два этапа:

Этап 1. Диагностический. Цель - определение профессиональных склонностей и возможностей выпускников.

Пакет методик, помимо профориентационных, включает методики для диагностики когнитивной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер подростков (см. таблицу 1.).

Таблица 1. - Методики для диагностики когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер.

Название методики Для чего применяется Время проведения
Коммуникативная сфера.
Социометрия Определение социального статуса Сентябрь, апрель
Опросник Басса-Дарки Определение конфликтности Октябрь, апрель
Личностная сфера
Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева) Определение самооценки Ноябрь
Самооценка психических состояний (Тест Айзенка) Определение тревожности, агрессивности, фрустрации, регидности Октябрь
Определение формулы темперамента Определение темпераментной структуры Ноябрь
Вопросник для определения свойств личности Выявление особенностей личности, определение сферы профессиональной деятельности Январь
Ценностный опросник Шварца Выявление ценностных ориентаций подростков Январь
Эмоционально-волевая сфера
Шкала тревожности Кондаша Определение общей тревожности Октябрь, апрель
Определения стиля учебной деятельности Определение стиля учебной деятельности (автономность, зависимость) Сентябрь, апрель
Когнитивная сфера
Определения уровня развития словесно-логического мышления (модификация методики Л.И. Переслени для учащихся 5-9 классов) 1) Выявление общей осоведомленности подростков

2) сформированности логических действий (классификация, умозаключения по аналогии, обобщение)

Октябрь, апрель
Тест структуры интеллекта Айзенка Определение уровня развития невербального интеллекта Октябрь, апрель
Десять слов Изучение особенностей памяти Октябрь, апрель
Корректурная проба Изучение особенностей внимания  
Изучение объема внимания Изучение объема внимания  
Профессиональная сфера
Анкета "Моя будущая профессия" Определение степени профессионального самоопределения подростков Ноябрь
Матрица выбора профессий Определение предпочитаемых сфер и видов труда. Определение профессий наиболее близких интересам и склонностям выпускника. Ноябрь
Перекресток - 1. Выявление наиболее привлекательных сфер труда, средств труда и уточнение наиболее привлекательных профессий Январь
Перекресток - 2. Уточнение желательного уровня профессионального образования; соотнести претензии по профессиональному образованию и предполагаемый уровень самостоятельности. Январь

После похождения диагностики, подростки знакомятся с результатами и определяются с примерным кругом профессии, которые совпадают и с их желанием работать в той или иной области производства, и с их профессиональными возможностями (способностями), и с тем кругом профессий которые могут быть предложены выпускникам детских домов профессиональными училищами.

Этап 2. Профориентационный. Работа с выпускниками по программе курса "Мой выбор" начинается с января месяца. Всего проводится 15 занятий по 45 минут каждое с периодичностью встреч 1 раз в неделю. Цель занятий - помощь воспитанникам в ориентации в мире профессий, соотнесение свох индивидуальных особенностей с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к личностным особенностям человека.

Структура программы: 1) Формирование представления о собственных способностях и возможностях; 2) Соотнесение собственных возможностей выбранной профессии.

Таблица 2. - Календарно-тематическое планирование по курсу "Мой выбор"

№ занятия Тема занятия
1. Урок самопознания "Кем бы мне хотелось быть?"
2-3. Урок самопознания "Мои способности".
4. Диагностическая игра "Мои возможности"
5. Профессионально-технологическая проба самоопределения "Посмотри на себя и других"
6. Профессионально-технологическая проба самоопределения "Автобиографическая память"
Профессионально-технологическая проба самоопределения "Свобода общения"
8. Классификация профессий.
9. Профессии типа "Человек - техника". Мои способности и возможности
10. Профессии типа "Человек - техника". Мои способности и возможности
11. Профессии типа "Человек - знаковая система". Мои способности и возможности
12. Профессии типа "Человек - природа". Мои способности и возможности
13. Посещение ПУ, техникума по выбору выпускников
14. Встреча с выпускниками детского дома, учащимися ПУ и техникумов города
15. Познавательная игра "Ярмарка профессий" (презентация выпускниками выбранных профессий)
  Итого: 15 часов

В ходе 15 занятий подростки выполняют тестовые задания, направленные на расширение самопознания, знакомятся с миром профессий, а так же выполняют профессионально-технологические пробы П.С. Лернера. Завершаются занятия познавательной игрой "Ярмарка профессий" в ходе которой воспитанники презентуют выбранные ими специальности.

На заключительных занятиях, на которые приглашаются представители профессиональных училищ или осуществляется выход на экскурсии в училища, выпускники окончательно определяются с выбором профессионального маршрута.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение мотивации к труду;
  • оказание адресной психологической помощи воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии;
  • готовность воспитанников к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.

Рабочая программа составлена на основе программ:

  • "Твоя профессиональная карьера" В.Н. Бондарева и др. М.: Просвещение, 2006 г.;
  • "Программа профориентационной работы" Н.С. Пряжкиной М.: ВАКО, 2005 г.;
  • "Выбор профессии" С.Н. Чистяковой М.: ВАКО, 2009 г.