Место проведения: открытая площадка, "Техникум отраслевых технологий", г.Светлый
Время: 45 минут
Цели урока:
- обучающая - формирование знаний, умений и навыков по теме "Тепловые явления. Кипение"; обеспечить и развить умение применения знаний и способов действий по теме; организовать деятельность и проверить умение по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях
- развивающая - развивать познавательную деятельность, интеллектуальные способности, творческий потенциал студентов; содействовать развитию диалогической и монологической речи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, гипотеза, эксперимент; развивать коммуникативные способности и навыки работы в команде; осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку учебной деятельности
- воспитательная - прививать интерес к предмету, окружающему миру, воспитывать коммуникабельность, чувство прекрасного; способствовать формированию активной жизненной позиции
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения: работа в группах, презентация, практический
Межпредметные связи: химия.
Оборудование:
- Персональный компьютер, с установленным ПО (MicrosoftOfficePowerPoint 2010, проигрыватель WindowsMedia), мультимедийная доска (проектор).
- Компьютерная поддержка внеклассного мероприятия (презентация PowerPoint) - презентация №1
- Самовары, чайник, чайная посуда, салфетки, скатерть, баранки.
- Карточки-задания - приложение №1,(ответы:презентация №1слайд 35, приложение №2).
- Раздаточный материал: приложение №3,4
- Бублики, для поощрения команд во время игры (или жетоны-"смайлы" (приложение №5)).
Лабораторное оборудование:
- опыт №1: пробирка, кристаллический йод, спиртовка, спички;
- опыт №2 бумажный стаканчик, металлический держатель, спиртовка, спички;
- опыт №3: стакан с холодной и горячей водой, перманганат калия (марганец), чай, сахар рафинад;
- призы команде-победителю и самым активным участникам.
Музыкальное сопровождение:
- Иосиф Кобзон - "Русский чай" (автор неизвестен)
- Леонид Осипович Утесов - "У самовара я и моя Маша" (композитор Ф.М. Квятковская, автор Фанни Гордон)
Видеоролики:
1.Видеоролик "Закипание воды в бумажном стакане" Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
2.Видеоролик "Зависимость скорости растворения в жидкости от ее температуры" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42b1fe3c-04f9-42a9-991e-5fd9ebc4870f/8_42.avi
Требования к результатам освоения учебной дисциплины: Студент должен знать:
- Понятие тепловые явления, кипение;
- Свойства паров, жидкостей и твердых тел;
- Основные агрегатные состояния вещества.
Студент должен уметь:
- Определять виды тепловых явлений;
- Определять агрегатные состояния вещества;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- Приводить примеры практического использования физических знаний.
Структура урока
Организационный момент. (2 мин.)
Актуализация знаний студентов и мотивация учебной деятельности. (5 мин.)
Изучение новой темы: "Тепловые явления. Кипение". (10 мин.)
Проверка усвоения знаний (ответы по карточкам- заданиям).(3 мин.)
Закрепление знаний. Работа в группах (практические ситуации, конкурс "опыт").(15 мин)
Подведение итогов урока. Выставление отметок студентам. Выводы по достижению целей урока.(5 мин.)
Домашнее задание.(3 мин.)
Рефлексия. (2 мин.)
Ход урока
Класс украшен красочными плакатами с изображением самовара. Звучит песня "Русский чай" в исполнении Иосифа Кобзона(см.Презентация 1, слайд 1).
1.Организационный момент
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Литвиненко Ирина Витальевна.
Я преподаватель физики в " Колледже сервиса и туризма" г. Калининграда.
Сегодня у нас открытый урок!
Мы давайте повернемся
И улыбкой своей поприветствуем гостей!
Тема урока: "Тепловые явления. Кипение" (см.Презентация 1, слайд 2).
Цели урока (см.Презентация 1, слайд 3).
Эпиграфом нашего мероприятия стали слова Аристотеля: "Наука начинается с удивления" см.Презентация 1, слайд 4). Так давайте же удивляться!
2. Актуализация знаний (см.Презентация 1).
Преподаватель:
Разделимся на 2 команды. Выберем командиров.
За верные ответы команды получают баллы (бублики или жетоны- "смайлы" (Приложение №5)).
- Давайте вспомним агрегатные состояния вещества(см.Презентация 1, слайды 6-13).
- Вспомним, что должен знать и уметь технолог. Специальность "Технология продуктов общественного питания"(см.Презентация 1, слайды 14-18).Так как технолог должен знать работу повара, то он должен знать, понимать такие процессы как конденсация, испарение, кипение и уметь влиять на них. Давайте более подробно поговорим о тепловых процессах.
3. Изучение новой темы: "Тепловые явления. Кипение".
Объяснение преподавателя по теме: "Тепловые явления. Кипение" (см.Презентация 1, слайды 19- 33).
Слайд №19. Все мы не раз по утрам включали чайник и наблюдали процессы закипания воды. Слышали бурное кипение и наблюдали испарение воды. Сегодня мы объясним все то, что вы видите, садясь традиционно выпить чашку чая. Итак, включаем чайники и самовары.
Слайд № 23. Преподаватель проводит опыт-демонстрацию сублимации.
Преподаватель: Давайте проведем опыт. Возьмем немного твердого йода, насыпем в пробирку, закроем резиновой пробкой и нагреем на горелке. Мы видим как кристаллы йода начинают испаряться с образованием фиолетового пара.
Слайд № 30. Преподаватель: Ребята, представим такую ситуацию. Вас пригласили в поход, в горы и предложили приготовить на привале обед. Скажите, пожалуйста, можно ли сварить мясной суп в горах и яйца в крутую? Почему?
Ответ: Нельзя. При подъеме в горы атмосферное давление уменьшается, поэтому уменьшается температура кипения. На высоте 7134 м (пик Ленина на Памире) давление приближенно равно 4*Па (300 мм рт. ст.). Вода кипит там примерно при 70, а при такой низкой температуре мясо и яйца сварить невозможно.
Слайд № 31. Преподаватель: Ребята, представим такую ситуацию. Вас пригласили поучаствовать в космической экспедиции и при выходе в космос вам необходимо провести эксперимент: закипятить воду в открытом космосе. Что вы будете наблюдать?
Ответ: Так как в открытом космосе давление очень низкое, то произойдет перегрев воды и ее бурное вскипание. Теплота перегрева расходуется на парообразование, поэтому жидкость быстро охлаждается. На поверхности вода кипит, а на дне вода почти замерзает.
4. Закрепление материала
А)Решение карточек - заданий(Приложение №1) (или можно предложить разгадывание кроссвордов).
Взаимопроверка. Собираем карточки с ответами 1-й команды и передаем для проверки 2-й команде и наоборот.
Проверку осуществляем с использованием презентации №1, слайд 35.
Командиры команд собирают работы с оценками и передают преподавателю.
В целях экономии времени новая тема не конспектируется, а раздается в виде раздаточного материала (Приложение № 4).
Преподаватель:
Мы продолжаем наш урок
Сегодня надо повторить, то, что успели изучить,
Чтоб на экзамене, весной, всем нам пятерки получить!
Б) Практические ситуации
Раздаются задания командам. Идет обсуждение.
Задания:
1-й команде:
- Какой суп будет охлаждаться медленнее: не жирный или жирный ?
Ответ:
Слой жира на поверхности супа препятствует выходу быстрых молекул воды. Жидкость почти не испаряется, и ее температура падает медленно (сам жир испаряется крайне медленно, так как его большие молекулы более прочно сцеплены друг с другом, чем молекулы воды).
2-й команде: -Если налить в чистый стакан немного кипятка. Что произойдет. Почему?
- До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?
Ответ: Стенки стакана запотели: кипящая вода испарялась, ее пар, соприкасаясь с холодными стенками стакана, конденсировался на них, образуя туман.
Ответ: До температуры воздуха в помещении.
В) Конкурс "Опыт" (проводят студенты).
Преподаватель. Предлагаю командам провести эксперимент и объяснить его с научной точки зрения. После выступления команд я представлю видеосюжеты с верными ответами, чтобы мы могли оценить точность ответов участников.
Опыт для первой команды. Продемонстрируйте опыт закипания воды в бумажном стаканчике. Почему бумага не воспламеняется?
Проверим наши выводы, просмотрев видеоролик "Закипание воды в бумажном стакане".
Опыт для второй команды. Продемонстрируйте опыты растворения заваривания чая и сахара рафинада в холодной и горячей воде, а также перманганата калия. Почему в горячей воде процессы протекают быстрее?
Проверим наши выводы, просмотрев видеоролик "Зависимость скорости растворения в жидкости от ее температуры".
Можно провести дополнительный конкурс на разгадывание загадок (Приложение №6 "Отгадалки").
5. Подведение итогов урока. Выставление отметок студентам. Выводы по достижению целей урока.
6. Домашнее задание (см.Презентация 1, слайд 42):
Провести опыт:
"Кофе с молоком"
Вы утром торопитесь на работу или в школу. На столе стоит чашка горячего кофе, который вы должны выпить через пять минут. Как лучше поступить, чтобы не обжечься:
- сразу добавить холодное молоко, и пусть кофе постоит так;
- добавить молоко в последний момент - перед тем, как выпить кофе;
- разницы нет
Подготовить сообщение: " Значение влажности воздуха в животном и растительном мире".
7. Рефлексия (см.Презентация 1, слайд 43).
Закончите предложения:
Для меня на уроке:
- новое :
- интересное :
- трудности :
- замечания и предложения: :
Мое эмоциональное состояние (обведи): J K L
Преподаватель:
Давайте попьем чаю и вспомним те процессы, которые сопровождают церемонию чаепития.
Приятного чаепития (см.Презентация 1, слайд 44).
Звучит песня в исполнении Леонида Осипович Утесова - "У самовара я и моя Маша".
Используемые учебники и учебные пособия:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс. - М.: Просвещение, 2013г.
Используемая методическая литература:
- Давиташвили М.Д. Наш друг чай. - М.: Колос, 1979.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.: АСТ, 2003.
- Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М.: Детская литература, 2002.
- Тихомирова С.А. Физика в пословицах? сказках. - М.: Школьная пресса, 2002.
- Фещенко Т., Вожегова В. Физика. Справочник школьника. - М.: АСТ, 1996.