Урок физики по теме "Тепловые явления. Кипение"

Разделы: Физика


Место проведения: открытая площадка, "Техникум отраслевых технологий", г.Светлый

Время: 45 минут

Цели урока:

  • обучающая - формирование знаний, умений и навыков по теме "Тепловые явления. Кипение"; обеспечить и развить умение применения знаний и способов действий по теме; организовать деятельность и проверить умение по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях
  • развивающая - развивать познавательную деятельность, интеллектуальные способности, творческий потенциал студентов; содействовать развитию диалогической и монологической речи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, гипотеза, эксперимент; развивать коммуникативные способности и навыки работы в команде; осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку учебной деятельности
  • воспитательная - прививать интерес к предмету, окружающему миру, воспитывать коммуникабельность, чувство прекрасного; способствовать формированию активной жизненной позиции

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения: работа в группах, презентация, практический

Межпредметные связи: химия.

Оборудование:

  • Персональный компьютер, с установленным ПО (MicrosoftOfficePowerPoint 2010, проигрыватель WindowsMedia), мультимедийная доска (проектор).
  • Компьютерная поддержка внеклассного мероприятия (презентация PowerPoint) - презентация №1
  • Самовары, чайник, чайная посуда, салфетки, скатерть, баранки.
  • Карточки-задания - приложение №1,(ответы:презентация №1слайд 35, приложение №2).
  • Раздаточный материал: приложение №3,4
  • Бублики, для поощрения команд во время игры (или жетоны-"смайлы" (приложение №5)).

Лабораторное оборудование:

  • опыт №1: пробирка, кристаллический йод, спиртовка, спички;
  • опыт №2 бумажный стаканчик, металлический держатель, спиртовка, спички;
  • опыт №3: стакан с холодной и горячей водой, перманганат калия (марганец), чай, сахар рафинад;
  • призы команде-победителю и самым активным участникам.

Музыкальное сопровождение:

  • Иосиф Кобзон - "Русский чай" (автор неизвестен)
  • Леонид Осипович Утесов - "У самовара я и моя Маша" (композитор Ф.М. Квятковская, автор Фанни Гордон)

Видеоролики:

1.Видеоролик "Закипание воды в бумажном стакане" Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

2.Видеоролик "Зависимость скорости растворения в жидкости от ее температуры" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42b1fe3c-04f9-42a9-991e-5fd9ebc4870f/8_42.avi

Требования к результатам освоения учебной дисциплины: Студент должен знать:

- Понятие тепловые явления, кипение;

- Свойства паров, жидкостей и твердых тел;

- Основные агрегатные состояния вещества.

Студент должен уметь:

- Определять виды тепловых явлений;

- Определять агрегатные состояния вещества;

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- Приводить примеры практического использования физических знаний.

Структура урока

Организационный момент. (2 мин.)

Актуализация знаний студентов и мотивация учебной деятельности. (5 мин.)

Изучение новой темы: "Тепловые явления. Кипение". (10 мин.)

Проверка усвоения знаний (ответы по карточкам- заданиям).(3 мин.)

Закрепление знаний. Работа в группах (практические ситуации, конкурс "опыт").(15 мин)

Подведение итогов урока. Выставление отметок студентам. Выводы по достижению целей урока.(5 мин.)

Домашнее задание.(3 мин.)

Рефлексия. (2 мин.)

Ход урока

Класс украшен красочными плакатами с изображением самовара. Звучит песня "Русский чай" в исполнении Иосифа Кобзона(см.Презентация 1, слайд 1).

1.Организационный момент

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Литвиненко Ирина Витальевна.

Я преподаватель физики в " Колледже сервиса и туризма" г. Калининграда.

Сегодня у нас открытый урок!

Мы давайте повернемся

И улыбкой своей поприветствуем гостей!

Тема урока: "Тепловые явления. Кипение" (см.Презентация 1, слайд 2).

Цели урока (см.Презентация 1, слайд 3).

Эпиграфом нашего мероприятия стали слова Аристотеля: "Наука начинается с удивления" см.Презентация 1, слайд 4). Так давайте же удивляться!

2. Актуализация знаний (см.Презентация 1).

Преподаватель:

Разделимся на 2 команды. Выберем командиров.

За верные ответы команды получают баллы (бублики или жетоны- "смайлы" (Приложение №5)).

- Давайте вспомним агрегатные состояния вещества(см.Презентация 1, слайды 6-13).

- Вспомним, что должен знать и уметь технолог. Специальность "Технология продуктов общественного питания"(см.Презентация 1, слайды 14-18).Так как технолог должен знать работу повара, то он должен знать, понимать такие процессы как конденсация, испарение, кипение и уметь влиять на них. Давайте более подробно поговорим о тепловых процессах.

3. Изучение новой темы: "Тепловые явления. Кипение".

Объяснение преподавателя по теме: "Тепловые явления. Кипение" (см.Презентация 1, слайды 19- 33).

Слайд №19. Все мы не раз по утрам включали чайник и наблюдали процессы закипания воды. Слышали бурное кипение и наблюдали испарение воды. Сегодня мы объясним все то, что вы видите, садясь традиционно выпить чашку чая. Итак, включаем чайники и самовары.

Слайд № 23. Преподаватель проводит опыт-демонстрацию сублимации.

Преподаватель: Давайте проведем опыт. Возьмем немного твердого йода, насыпем в пробирку, закроем резиновой пробкой и нагреем на горелке. Мы видим как кристаллы йода начинают испаряться с образованием фиолетового пара.

Слайд № 30. Преподаватель: Ребята, представим такую ситуацию. Вас пригласили в поход, в горы и предложили приготовить на привале обед. Скажите, пожалуйста, можно ли сварить мясной суп в горах и яйца в крутую? Почему?

Ответ: Нельзя. При подъеме в горы атмосферное давление уменьшается, поэтому уменьшается температура кипения. На высоте 7134 м (пик Ленина на Памире) давление приближенно равно 4*Па (300 мм рт. ст.). Вода кипит там примерно при 70, а при такой низкой температуре мясо и яйца сварить невозможно.

Слайд № 31. Преподаватель: Ребята, представим такую ситуацию. Вас пригласили поучаствовать в космической экспедиции и при выходе в космос вам необходимо провести эксперимент: закипятить воду в открытом космосе. Что вы будете наблюдать?

Ответ: Так как в открытом космосе давление очень низкое, то произойдет перегрев воды и ее бурное вскипание. Теплота перегрева расходуется на парообразование, поэтому жидкость быстро охлаждается. На поверхности вода кипит, а на дне вода почти замерзает.

4. Закрепление материала

А)Решение карточек - заданий(Приложение №1) (или можно предложить разгадывание кроссвордов).

Взаимопроверка. Собираем карточки с ответами 1-й команды и передаем для проверки 2-й команде и наоборот.

Проверку осуществляем с использованием презентации №1, слайд 35.

Командиры команд собирают работы с оценками и передают преподавателю.

В целях экономии времени новая тема не конспектируется, а раздается в виде раздаточного материала (Приложение № 4).

Преподаватель:

Мы продолжаем наш урок

Сегодня надо повторить, то, что успели изучить,

Чтоб на экзамене, весной, всем нам пятерки получить!

Б) Практические ситуации

Раздаются задания командам. Идет обсуждение.

Задания:

1-й команде:

- Какой суп будет охлаждаться медленнее: не жирный или жирный ?

Ответ:

Слой жира на поверхности супа препятствует выходу быстрых молекул воды. Жидкость почти не испаряется, и ее температура падает медленно (сам жир испаряется крайне медленно, так как его большие молекулы более прочно сцеплены друг с другом, чем молекулы воды).

2-й команде: -Если налить в чистый стакан немного кипятка. Что произойдет. Почему?

- До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?

Ответ: Стенки стакана запотели: кипящая вода испарялась, ее пар, соприкасаясь с холодными стенками стакана, конденсировался на них, образуя туман.

Ответ: До температуры воздуха в помещении.

В) Конкурс "Опыт" (проводят студенты).

Преподаватель. Предлагаю командам провести эксперимент и объяснить его с научной точки зрения. После выступления команд я представлю видеосюжеты с верными ответами, чтобы мы могли оценить точность ответов участников.

Опыт для первой команды. Продемонстрируйте опыт закипания воды в бумажном стаканчике. Почему бумага не воспламеняется?

Проверим наши выводы, просмотрев видеоролик "Закипание воды в бумажном стакане".

Опыт для второй команды. Продемонстрируйте опыты растворения заваривания чая и сахара рафинада в холодной и горячей воде, а также перманганата калия. Почему в горячей воде процессы протекают быстрее?

Проверим наши выводы, просмотрев видеоролик "Зависимость скорости растворения в жидкости от ее температуры".

Можно провести дополнительный конкурс на разгадывание загадок (Приложение №6 "Отгадалки").

5. Подведение итогов урока. Выставление отметок студентам. Выводы по достижению целей урока.

6. Домашнее задание (см.Презентация 1, слайд 42):

Провести опыт:

"Кофе с молоком"

Вы утром торопитесь на работу или в школу. На столе стоит чашка горячего кофе, который вы должны выпить через пять минут. Как лучше поступить, чтобы не обжечься:

  • сразу добавить холодное молоко, и пусть кофе постоит так;
  • добавить молоко в последний момент - перед тем, как выпить кофе;
  • разницы нет

Подготовить сообщение: " Значение влажности воздуха в животном и растительном мире".

7. Рефлексия (см.Презентация 1, слайд 43).

Закончите предложения:

Для меня на уроке:

- новое :

- интересное :

- трудности :

- замечания и предложения: :

Мое эмоциональное состояние (обведи): J K L

Преподаватель:

Давайте попьем чаю и вспомним те процессы, которые сопровождают церемонию чаепития.

Приятного чаепития (см.Презентация 1, слайд 44).

Звучит песня в исполнении Леонида Осипович Утесова - "У самовара я и моя Маша".

Используемые учебники и учебные пособия:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс. - М.: Просвещение, 2013г.

Используемая методическая литература:

  1. Давиташвили М.Д. Наш друг чай. - М.: Колос, 1979.
  2. Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.: АСТ, 2003.
  3. Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М.: Детская литература, 2002.
  4. Тихомирова С.А. Физика в пословицах? сказках. - М.: Школьная пресса, 2002.
  5. Фещенко Т., Вожегова В. Физика. Справочник школьника. - М.: АСТ, 1996.

Приложение.