Технология проблемного диалога.
Цели и задачи:
- продолжить формировать умение выявлять учениками закономерности изменений свойств вод Мирового океана на основе сравнительного анализа;
- расширить представление о видах и значении морских течений и причинах их возникновения; познакомить с общей схемой поверхностных течений Мирового океана;
- учить самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы;
- продолжить формировать умения работать с текстом учебника; развивать коммуникативные способности учащихся;
- развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения, внимания, речи.
Средства обучения:
- учебник (География. Наш дом – Земля. / В.А. Кошевой, О.А. Родыгина. – М. БАЛАСС, 2013),
- атлас (“Издательство ДИК” Дрофа, Гидросфера.Карта океанов).
Ход урока
1. Организационный момент урока.
2. Проверка знаний.
1) Проверка знаний номенклатуры по данной теме:
- Пролив, соединяющий Тихий океан и Северный Ледовитый.
- Остров, расположенный к югу от Австралии.
- Море, омывающее северные берега Африки.
- Самый широкий пролив в мире.
- Пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.
2) Проверка знаний понятийного аппарата.
“Магический квадрат”:
Найти слова (5) по теме “Гидросфера” и дать им определение. (гидросфера, океан, суша, конденсация, облака)
А | С | Н | Е | Д | Г |
Ц | И | Я | О | Н | И |
Ш | У | Н | К | О | Д |
А | С | А | Е | К | Р |
Б | Л | А | К | А | О |
О | А | Р | Е | Ф | С |
- Что объединяет эти слова? (это звенья Мирового круговорота воды в природе)
- Каково значение Мирового круговорота воды в природе?
- Что является движущими силами круговорота? (энергия Солнца и сила притяжения Земли)
3. Изучение нового материала.
Не за горами прекрасная пора летних каникул, когда мы можем отправиться отдыхать к морю. Это время надолго остаётся приятным воспоминанием. Вот одно из них.
“Я очень люблю путешествовать со своей семьёй. Каждые каникулы мы отправляемся к морю. В этот раз мы познакомились с удивительным Белым морем. Надо сказать, что это 3-е море, которое я вижу в своей жизни, раньше мы побывали на берегах Чёрного и Красного морей. Удивительно чистая, прозрачная вода Белого моря ласкала своими волнами прибрежный песок. Нельзя было удержаться от желания искупаться в ней. Вода оказалась тёплой, море слегка волновалось. И только обжигающая солёная волна осталась в памяти маленькой неприятностью”.
- Внимательно прослушав рассказ, назовите какие неточности или несоответствия допущены в нём.
- Обсудите это в парах.
- Мы вспоминаем уже известные нам свойства воды Мирового океана: температура и солёность.
Повторение понятийного аппарата:
Солёность – количество растворённых солей в единице объёма воды.
- Можем мы на основе уже имеющихся знаний о Мировом океане,рассказать об основных свойствах воды в морях Мирового океана?
- Пожалуйста, определите тему нашего урока?
Тема урока “Географические закономерности в Мировом океане”.
- Определяем проблему урока, прочитав утверждения в тексте параграфа на стр. 112.
В основной своей массе океаническая вода имеет постоянную температуру и солёность.
Воды Мирового океана постоянно перемешиваются.
- Сравните 2 факта. Какой возникает вопрос?
- Одинаковы ли свойства океанической воды в разных частях Мирового океана? Что влияет на формирование основных свойств океана?
1. Температура воды.
- Первое ощущение у человека при погружении в воду - её температура.
Предлагаю 3 путёвки к морю: одна из них к берегам Красного моря, вторая – Чёрного, третья – к Белому морю. Кому из путешественников удастся искупаться в ласковых водах моря?
Выдвигаем гипотезы.
- Проверяем предположения, анализируя рисунок 94 “Среднегодовая температура поверхностных вод Мирового океана” на странице 112.
- в районе экватора температура поверхностной воды - + 28
- у тропиков - +25..+20
- в умеренных широтах – от +15 до +5
- в приполярных районах – от 0 до -2
Вывод: температура поверхностных вод от экватора к полюсам понижается, в зависимости от угла падения солнечных лучей, т.е. от географической широты.
Самыми тёплыми морями являются Красное море и все моря жаркого пояса. Самыми холодными моря приполярных широт, а значит, и Белое море.
Температура поверхностных слоёв подчиняется широтной зональности.
2. Солёность воды.
- Подчиняется ли этому принципу распределение солёности в водах Мирового океана?
Выдвижение предположений о том, как возможно изменяется солёность в Мировом океане.
Анализ рисунка 96 “Солёность поверхностных вод Мирового океана” на странице 114, с использованием текста параграфа:
- в приэкваториальных широтах – 34 промилле
- в тропических – 37
- в умеренных – 35
- в приполярных – 33
Самая высокая солёность в Красном море – 42 промилле
Самая низкая – в Балтийском – 11 промилле.
- Следовательно, данное свойство не подчиняется принципу широтной зональности?
- Что же влияет на количество соли в воде океана на разных широтах?
Выдвигаем предположения.
Найдите ответ или подтверждение своему предположению на этот вопрос в тексте параграфа.
Вывод: распределение солёности поверхностных вод обусловлено соотношением количества выпадающих атмосферных осадков и испарения, а так же поступающих в океан пресной воды впадающих рек, тающих ледников.
Средняя солёность воды Мирового океана 35 промилле.
Если бы все океаны испарились, то планета оказалась бы покрытой слоем соли толщиной в 50 м.
3. Океанические течения.
Некий учёный грек, живший на берегах Средиземного моря лет за 300 до н.э., чтобы доказать людям своё предположение, что вода в Средиземное море поступает из Атлантического океана , бросил за Гибралтаром в океан несколько пустых запечатанных сосудов с записками. Один из них через 3 месяца нашли на Берегу острова Сицилия. Сегодня услугой Бутылочной почты пользуются в Англии, Германии, Нов. Зеландии.
- Какое свойство Мирового океана обеспечивает работу Бутылочной почты?
Перемещение воды в океане или море в горизонтальном направлении называется океаническим течением.
Это огромные потоки воды шириной в десятки и сотни километров, глубиной в несколько сотен метров – “реки в океанах”, не имеющие берегов. Скорость течений от 1-3 км в час до 9. Течения разветвляются, сливаются, изгибаются, меняют скорость, образуют кольца.
- Что может служить причиной образования течений в океане?
Выдвигаем гипотезы.
Причины образования течений:
- Нагревание и охлаждение поверхности воды
- Осадки и испарение
- Различия в плотности воды
- Постоянные ветры
- Используя рисунок 97 на странице 115, назовите типы океанических течений и закономерность в их направлении.
- Что общего у таких течений, как Гольфстрим, Бразильское, Северное пассатное?
Они тёплые, это значит температура воды в этих течениях выше температуры окружающих вод. Основное направление всех тёплых течений – от экватора к полюсам.
Самое мощное из тёплых течений – Гольфстрим.
Холодные течения направляются от полюсов к экватору. Самым мощным холодным течением является Течение западных ветров, длина которого 30 тысяч километров, со скоростью 3,5 км/ч оно делает 1 оборот вокруг Антарктиды за 16 лет.
Жители Зондских островов Индийского океана до сих пор пользуются бутылочной почтой. Корабли заходят на острова раз в неделю, а течение справляется за сутки.
- В чём ещё возможно состоит значение океанических течений?
1. перемешивание воды, обогащение воды кислородом
2. перераспределение на Земле солнечного тепла: теплые течения способствуют повышению температуры на суше, а холодные – понижению.
4. Закрепление.
Работа в парах
1. Исправьте ошибки в тексте приведённого рассказа.
2. Задание 7 страница 116:
Опишите по карте маршрут бутылки (бутылочная почта), которую бросили с борта корабля в проливе Дрейка.
3. Направление течения определяют не только перечисленные выше факторы, но и подводные хребты, а также очертания материков. Какой была бы схема направлений океанических течений, если бы не было материков, и океан был един?
Схема течений в “идеальном” океане.
Подведение итогов урока.
Задание на дом: п.18. вопросы и задания к параграфу. Номенклатура: океаны, моря, заливы, проливы.