Тип урока Изучения и первичного закрепления новых знаний
План урока:
- Состав кислот, номенклатура.
- Классификация кислот.
- Химические свойства кислот.
Цели урока | Создание условий для проявления познавательной активности учеников: для знакомства с составом кислот, классификацией по двум признакам, химическими свойствами; для формирования практических умений. |
Задачи урока для учителя | 1. Обеспечить усвоение знаний о составе
кислот; классификации; свойствах. 2. Обучить учащихся самостоятельно исследовать свойства изучаемых веществ. 3. Создать условия для развития у учащихся умений формировать цели урока, делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. 4. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. 5. Продолжать формирование умений и навыков добывать самостоятельно знания. 6. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества. |
Задачи урока для учащихся | 1.Открытие новых знаний через
формулировку учебной проблемы и поиск её
решения; 2. Продолжать учиться работать с химическим оборудованием, соблюдая при этом правила техники безопасности; 3. Рассмотреть класс кислот по плану и научиться делать выводы на основе наблюдений. 4. Создать условия задля развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за результаты своей деятельности. |
Ожидаемые результаты | Личностные - Создать условия для
работы в группах, продолжить формировать
коммуникационную компетентность, связывать
обучение с жизненными ситуациями.Создать
условия для формирования мотивации интереса к
знаниям, умениям, адекватной оценке своей
деятельности, осуществлять самоконтроль. Метапредметные - Развивать способности обучающихся: анализировать полученную информацию, классифицировать, обобщать, наблюдать, делать выводы, вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, проводить учебное исследование. Предметные - Обучающиеся должны объяснять принципы классификации неорганических соединений, указывать отличительные признаки каждого класса неорганических веществ, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ. Знать химические свойства веществ. |
Этапы урока | Основные дидактические задачи этапа | Приёмы и виды заданий для активизации УУД различных блоков | Примерное время |
1. Организационный | Организационная. Объявление темы, целей и плана урока | Приветствие учащихся, создание условий для организации к работе. | 2 минуты |
2. Этап подготовки к работе на основном этапе (актуализация знаний | Обеспечение мотивации и принятие цели урока. Актуализация опорных знаний и способов действий | Предлагается вспомнить какие классы веществ уже изучены и выполнить задание на доске (распределить формулы веществ в соответствующие колонки в таблице). Беседа с учащимися по вопросам. | 7 минут |
3. Этап усвоения новых знаний и умений | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. Создание условий для усвоения методики воспроизведения изученного материала. | Работа с формулами. С помощью наводящих вопросов учителя учащиеся устанавливают состав кислот и дают им определение, приводят классификацию кислот и формулируют признаки классификации. Химические свойства кислот исследуют при выполнении лабораторной работы (используют подробные инструктивные карты). Результаты озвучивают у доски и заполняют таблицу. Делают выводы. | 25 минут |
4. Этап первичной проверки понимания изученного | Взаимодействие учащихся с целью самостоятельно обобщить изучаемый материал | Выполнение заданий по инструктивной карте | 7 минут |
5. Этап подведения итогов урока. Рефлексия. | Обеспечить условия учащимся осмысленного формирования выводов. Оценка и самооценка работы класса и отдельных учащихся. | Ученики самостоятельно формулируют выводы урока на основании проведенных экспериментов и выполненных заданий по инструктивной карте. | 3 минут |
6. Этап информации о домашнем задании | Разъяснить понимание учащимися целей, содержания и способов выполнения д/з. | 1 минута |
Содержание приёмов и заданий , обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения.
1. Организационный этап: Приветствие учащихся.
- Сегодня мы продолжаем изучение классов неорганических соединений. Прежде чем перейти к изучению нового класса, давайте вспомним состав, классификацию и номенклатуру оснований.
2. Этап подготовки к работе на основном этапе (актуализация знаний)
Цель: Повторить класс оксидов, оснований их классификацию, номенклатуру.
Задание на доске: Распределите вещества в соответсвующие классы: NaOH, K2O, SO2, HCL, Fe(OH)3, P2O5, CO2, H2SO4, Cu(OH)2.
Кислотные оксиды | Основные оксиды | Oснования |
Фронтальная работа:
1. Что такое бинарные соединения? Относятся ли к ним основания? Почему?
2. На какие группы делятся основания и по каким признакам?
3. Что называют щелочами? Каковы правила техники безопасности при работе с щелочами?
4. Почему их называют гидроксидами?
5. Какова валентность гидроксильной группы и как можно составить формулу основания?
6. Из всего сказанного сделайте вывод – какие вещества называют основаниями?
- Проверяем задание на доске. С какой проблемой вы столкнулись? Все ли удалось распределить? (ответ учащихся:HCL и H2SO4 не относятся к оксидам и основаниям).
- Это кислоты. Мы их начинаем изучать.
Тема урока: "Кислоты" (учащиеся записывают в тетрадях тему урока). Слайд 1.
3. Этап усвоения новых знаний и умений.
Кислоты мы будем изучать в течение 2 уроков. Посмотрите на какие вопросы нам предстоит ответить именно сегодня. Слайд 2.
Цель:
1. Какие вещества называют кислотами?
2. По каким признакам их классифицируют?
3. Как определить кислоту в растворе?
4. С какими веществами могут взаимодействовать кислоты?
Слайд 3.Рефлексия: Т.к. мы будем работать в группах, то по результатам деятельности групп мне бы хотелось, что бы вы осмыслили на сколько хорошо вы можете работать совместно. У вас на партах есть карточки, где 3 луча. К концу урока вы должны поставить метку там, где, как вы считаете, находитесь именно вы. Оценить работу группы в целом и правильность выполнения общего задания.
1. Состав и номенклатура кислот. Слайд4.
Запишем формулы в тетрадь: HCL, H2SO4, HNO4, H3PO4, H2S
- Что общего между, записанными на доске, формулами?
- Поставьте валентность над атомами.
Валентность водорода учащимся известна. Вместе с учителем определяют валентность кислотного остатка по числу атомов водорода.
При изучении способов получения водорода в лаборатории вы уже познакомились с реакциями цинка с соляной и серной кислотами. Рассматривая уравнения этих реакций, какой можно сделать вывод о составе кислот?
Mg + HCL=
Zn + H2SO4 =
Учащиеся сами формулируют определение кислот, сравнивают с определением в учебнике, на доске и записывают его в тетрадь.
Слайд 5. Кислоты – сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов.
Номенклатура кислот. Слайд 6.
Каждая кислота и кислотный остаток имеет название, возьмите в руки таблицу с кислотами. (так как в учебнике даны не все кислоты, поэтому учитель готовит таблицу “Формулы и названия кислот и кислотных остатков” на обратной стороне инструктивной карты №2, которая остается у учащихся. (Приложение 3)
Работа с таблицей:
- Назовите формулу азотной кислоты, его кислотный остаток, валентность и название остатка.
- Назовите формулу серной кислоты, его кислотный остаток, валентность и название остатка.
2. Классификация кислот. Слайд 7.
- Посмотрите еще раз на формулы кислот. Чем они отличаются? (содержанием кислорода и числом атомов водорода).
- Сформулируйте признаки классификации.
- Запишите схемы в тетрадь и приведите примеры соответствующих кислот из таблицы.
3. Химические свойства кислот. Слайд 8.
- Чтобы познакомиться с химическими свойствами кислот, вам предстоит выполнить лабораторную работу по инструктивным картам №1. (приложение1)
Каждая группа выполняет свой опыт, наблюдения заносит в таблицу, отвечает на вопросы, делает выводы. По окончании работы группа представляет отчет и записывает результаты на доске. Слайд 9.Таким образом, у каждого учащегося должны быть результаты всех 4х опытов. Учащиеся делают вывод по всей работе.
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
Работа по инструктивным картам №2. (составлено 6 вариантов, чтобы учащиеся могли работать индивидуально и не подсматривали у своих товарищей в группе). (приложение2).
Ф.И. _____________________ 1 вариант.
Вычеркните лишнее:
Класс соединения | Формулы веществ |
Основные оксиды | SO2, CaO, CuO, HCL, Na2O |
Кислоты | H2CO3, H2S, Cu(OH)2, H3PO4, HNO3 |
Гидроксиды | Ca(OH)2, ZnO, HBr, NaOH, LiOH |
Кислотные оксиды | AL(OH)3, CO2, SO3, MgO, P2O5, SO2 |
Составьте формулы веществ:
- Оксид кальция –
- Гидроксид железа (II) –
- Серная кислота –
- Оксид серы (VI) –
5. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- С какими столкнулись трудностями?
- Что у вас получилось хорошо?
Слайд 12. Оцените свою работу, работу группы и то, как вы справились с вашим общим делом, поставьте метки:
6. Этап информации о домашнем задании.
- П.32 выучить табл. 13, №8 1-5