1 этап. Организационный момент и актуализация знаний с выполнением лабораторного опыта с использованием набора для начального изучения химии ООО “Химлабо”
|
Деятельность учеников |
Слова учителя: Ребята, сегодня мы с вами
на уроке все вместе совершим сказочное
путешествие в волшебный мир “Элементус
химляндус”, в который мы отправимся на
воображаемом космическом корабле “Победитум”.
Я буду вашим проводником, а вы любознательными
путешественниками. Согласны? Тогда, отправляемся в путь за приключениями ! .. ....Не за горами, за долами, а в краснопрестольной столице на территории центра образования №1462 в кабинете № 402 за дверью в лабораторию скрывается вход в параллельный мир галактики СУИЛЕЦРЕБ, в центре которой находиться звезда МОТА, рядом с ней вращаются планеты: ВОСОНОМОЛ, ВЕЕЛЕДНЕМ, ВОРЕЛТУБ. Все эти планеты обитаемы и заселены ЭЛЕМЕНТУСАМИ ХИМЛЯНДУСАМИ. В галактику СУИЛЕЦРЕБ можно попасть только подкрепившись специальным энергетическим напитком, который включает воображение и фантазию, только пить его нельзя — можно пожирать глазами. Его вы сейчас сами и приготовите. Контроль за деятельностью учеников. |
Проведение опыта: кислота + индикатор; щёлочь + индикатор. |
2 этап. Практическая работа по моделированию микромира с помощью конструктора шаро-стержневых моделей молекул
|
Деятельность учеников |
Слова учителя: А теперь ребята нам нужно
построить наш космический корабль “Победитум”. Его основой сегодня будет молекула хорошо всем известного вещества, из которого состоит большая часть нашей пищи, - глюкоза - С6 Н12 О6 За основу возьмите этот рисунок ПЛЮС сообразительность, наблюдательность Находчивость, знание и остроумие. Это будет ваш космический корабль “Победитум”, Именно он понесёт вас в далёкие странствия. А я полечу вслед за вами на фараоновой змее... Сейчас я её вызову: “Чудо-юдо, трёхголовое покажись...” Проведение эксперимента “Фараонова змея” см. http://www.youtube.com/watch?v=JLUZ5HkVDhU Космический корабль и змей к полёту готовы. А вы готовы, дети! Отправляемся к галактике СУИЛЕЦРЕБ! Прихватим с собой зеркальный отражатель - |
Конструирование молекулы глюкозы по рисунку |
3 этап. Химический диктант на знание химической симвлики
|
Деятельность учеников |
Слова учителя: Галактика СУИЛЕЦРЕБ ... Свет
от галактических звёзд ярок. СУИЛЕЦРЕБ - БЕРЦЕЛИУС... ура! Что это за звезда? Она названа в честь ученого, который придумал имена элементам . Давно это было... Когда вас и в помине даже не было... В 1814 году! С тех пор мы учим азбуку его и знаем хорошо! Проверим ?!!! Проводит химический диктант №3 (№4) в Рабочей тетради “Химическая азбука” для учащихся 5 класса на печатной основе. Автор: Войнова И.Ю. М, 2012 Стр.58-59 УДК 373.167.1:54 + 54(075.3) ББК 24.1я721 В65 |
Выполняют химический диктант. Взаимопроверка |
Химический диктант Графа №1 – заполненная, она содержит информацию о русском, латинском названии химического элемента, о том, как читается химический символ. Графа №2 – незаполненная. Впиши в неё химический символ по памяти, не пользуясь периодической таблицей Д.И.Менделеева
|
4 этап. Развитие метапредметных умений.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слова учителя: Мота – яркая звезда, Давайте вспомним, из каких частиц состоит атом, а для этого отгадаем загадки: |
Отгадывают загадки |
Загадки: Очень положительный Собрать, сколько надо частиц всех сортов. |
Зарядом я похвастать не могу, А потому сижу в ядре и ни гу-гу, А то ещё подумают: шпион... А я нейтральный и зовусь ..... (Нейтрон) Он бежит по проводам, |
5 этап. Конкурс капитанов по написанию формулы состава атома и схемы строения атома.
|
Деятельность учеников |
Слова учителя:: Капитанам на доске
записать формулу состава атома и схему
строения атома, |
Капитаны выходят попарно 1,2 группа — бериллий, 3,4 группа — литий, 5,6 группа — магний |
Как определить состав атома? Алгоритм действий: (Материал Рабочей тетради “Химическая азбука” для учащихся 5 класса на печатной основе. Автор: Войнова И.Ю. М, 2012 Стр. 29 УДК 373.167.1:54 + 54(075.3) ББК 24.1я721 В65) |
|
1. | Выпиши символ химического элемента |
2. | В виде нижнего индекса запиши порядковый номер элемента |
3. | В виде верхнего индекса запиши округлённую А r |
4. | Открой круглую скобку и запиши
количество протонов (количество протонов равняется порядковому номеру элемента) |
5. | Вычисли и запиши число нейтронов и
закрой круглую скобку (для определения числа нейтронов от относительной атомной массы отними порядковый номер элемента, полученное значение и есть число нейтронов) |
6. | За круглой скобкой запиши количество
электронов (число электронов равняется числу протонов) |
Как составить схему строения атома? Алгоритм действий: (Материал Рабочей тетради “Химическая азбука” для учащихся 5 класса на печатной основе. Автор Войнова И.Ю. М, 2012 Стр. 31 УДК 373.167.1:54 + 54(075.3) ББК 24.1я721 В65) |
|
1. | Выпиши символ химического элемента |
2. | В виде нижнего индекса слева от химического элемента запиши порядковый номер |
3. | Определи местоположение элемента в таблице Д.И.Менделеева |
4. | Изобрази ядро атома в виде кружочка и
запиши в нём величину заряда атома, т.е
“+количество протонов” (количество протонов равняется порядковому номеру элемента) |
5. | Зарисуй электронные уровни. Их количество равняется № периода. |
6. | Распредели электроны по электронным уровням: на первом уровне – не более двух электронов; на втором - не более восьми; на внешнем (считать от ядра) – количество электронов равняется номеру группы;общее число электронов равняется числу протонов. |
6 этап. Викторина о М.В.Ломоносове на знание основных этапов жизнедеятельности этого великого ученого
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слова учителя: Ломоносов - знатный химик, физик, так же астроном, и технолог он, и лирик...А вы что знаете о нём?... Викторина о Ломоносове. |
Отгадывают викторину в группах |
1. Место рождения Ломоносова? 2. В каком учебном заведении Ломоносов впервые
сел за школьную парту? 3. “Ломоносов был великий человек... Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”. Это слова...
4. Какая наука, по мнению Ломоносова, “широко
простирает руки свои в дела Человеческие? 5. Что Ломоносов “ставил выше, тысячу мнений,
рожденных только воображением” 6. Как называл Ломоносов элемент, частицы
вещества Ответы: 1. 3 2.2. 3.2. 4.2. 5.2. 6.3. |
7 этап. Декламация стихотворения “Парад химических элементов” Л.Ю.Аликберовой с целью демонстрации усвоения последовательности расположения химических символов в периодитеческой таблице Д.И.Менделеева
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Слова учителя: С этой планетой знакомы
вы больше всего, Вееледнем - Менделеев. – будьте
достойны его! Прочтём стихи об элементах таблицы Менделеева Ведь важно нам понять закон открытый этим гением. В мире веществ хаоса нет. |
Декламируют стихотворение наизусть.
(Можно хором, всем классом, можно по частям по
группам) В первом периоде, в первом ряду (продолжение см. в Рабочей тетради “Химическая азбука” для учащихся 5 класса на печатной основе. Автор Войнова И.Ю. М, 2012 ) |
8 этап. Практическая работа “Простые вещества” на умение отличать металлы и неметаллы друг от друга по физическим свойствам
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слова учителя: Ребята, выполните
задание. Определите по внешнему виду видимые
физ.свойства простых веществ (агрегатное
состояние, блеск, цвет) и решите металл или
неметалл перед вами. Раздаёт пробирки с простыми
веществами из коллекции. (Материал Рабочей тетради “Химическая азбука” для учащихся 5 класса на печатной основе. Автор Войнова И.Ю. М, 2012 Стр. 14 и 16 УДК 373.167.1:54 + 54(075.3) ББК 24.1я721 В65) |
Определяют по внешнему виду видимые
физ.свойства простых веществ и определяют металл
или неметалл:
|
9 этап. Развитие метапредметных умений.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слова учителя: Решите ребусы детишки,! Пусть будут здравыми мыслишки! Варианты ребусов см. http://uch.znate.ru/docs/1696/index-9318.html |
Решают ребусы |
10 этап. Демонстрация знаний по основам органической химии
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Слова учителя: Алмаз, графит и
фуллерен |
Ответ: С, Н, О |
11 этап. Рефлексия деятельности
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Слова учителя: Не знаю как вы -
путешественники, а я, ваш проводник, устала от
посещения галактики Берцелиус... А вы, как себя
чувствуете?,..Нам осталось спасибо сказать друг
другу за то, что путешествие удалось.. Вы
показали, что уже многое узнали и многому
научились на уроках химии, и я готова принять вас
в тайное общество “Рыцарей хрупких пробирок”.
Готовы вы вступить в него?, Тогда читаем клятву! Итак, ребята, наше путешествие закончилось. И нам остаётся сочинить счастливый конец нашему сказочному путешествию. Вы согласны со мной, что “Химляндия”- волшебная страна! А ещё она какая?.. Вы хотели бы в неё вернуться?... Подведение итогов работы групп. |
Клятва “Рыцарей хрупких пробирок”
(ВРУЧЕНИЕ ордена “Рыцарей хрупких пробирок”) |