Цель:Создание условий для развития познавательной активности посредством ознакомления детей со свойствами песка.
Задачи:
- Создать условия для ознакомления детей со свойствами воды, песка.
- Создать условия для побуждения детей к речевой активности.
- Способствовать развитию навыков взаимодействия.
Материалы и оборудование:
- Живая черепаха, машина с кузовом, наполненная песком.
- Бассейн сухой с песком.
- Бассейн с водой.
- Камешки маленькие и большие.
- Детские ведерки (по количеству детей),воронка, сито
- Лейка с водой
- Фартуки и салфетки (по количеству детей).
- Магнитофон, аудиозапись песни “Я на солнышке лежу” (слова С.Козлова, музыка Г.Гладкова)
Предварительная работа:
- Рассматривание камней и песка, рассматривание черепахи на картинке и в живом уголке.
Словарная работа:
- Сыпучий, сырой, сухой, лепиться, мокрый, тяжёлый.
Организация детских видов деятельности:
- Игровой, наглядный, практический, словесный (беседа, вопросы, художественное слово, ответы детей), поощрение.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, дети (звучит песенка)
- А кто поёт в этой песенке? (ответы детей)
К нам в гости пришла черепаха (знакомство с черепахой) :
- Что есть у черепахи?
- Какие лапки? (мягкие)
- Какой панцирь? (гладкий, твёрдый)
Мотивационный момент:
- Дети, а вы хотите послушать сказку?
Жила – была черепашка. Очень она любила строить себе домик из песка и камня. Но когда она стала старенькой бабушкой, ей стало не под силу такое занятие. Она хочет попросить Вас помочь ей построить домик из песка и камней, чтобы укрываться в нём от ветра и холода.
- Поможем черепашке?
- Из чего мы умеем строить дом? (кубики, лего)
- Построим черепашке домик из песка и камней?
Основная часть
- А черепашка нам что-то привезла. Давайте посмотрим.
Черепаха: Песок в машине для домика. Устала, стара я стала, помогите дом построить от ветра и холода.
Воспитатель: Конечно, дети тебе помогут (высыпает из машины песок в таз)
- Посмотрите, как сыплется песок! Почему песок сыплется? (Ответы детей)
- Да правильно, он сухой. Я попробую его насыпать в воронку. А вы, ребята, возьмите песок в руки. Сыплется?
Дети: Да!
Воспитатель: Попробую я набрать песок в сито. Что получилось?
Дети: Песок снова сыплется.
Воспитатель: Правильно, он сыпучий, потому что сухой. Можно ли из него построить домик для черепахи? Нет, ничего не получится. Давайте всё же попробуем собрать его горкой.
(вместе с детьми пробуют собрать песок горкой, но он рассыпается)
- Не получается, а что можно сделать с песком, что бы из него можно было строить?
Дети: Полить песок водой (поливают песок водой)
Воспитатель: Каким стал песок? (мокрый, сырой)
- Давайте насыплем песок в воронку! Не сыплется? Почему? (Ответы детей)
- А если через сито попробовать? Не сыплется? Почему? ( ответы детей)
- Черепашка! Наши дети всё знают и умеют, и сейчас построят тебе домик из мокрого песка.
(дети строят домик из мокрого песка и уточняют, что песок не сыплется, цвет его стал темным).
Воспитатель:
- Домик крепкий, не рассыпается. А ещё, ребята, нам черепашка камушки приготовила. Их очень много. Мы ведерочки возьмём, по дорожке пойдём, и все камни для домика соберём.
(дети берут ведёрки, подходят к камням, камни лежат на ковре)
Вот один, другой и третий,
Собирайте - ка их дети!
(дети набирают камни в ведро)
Воспитатель:
- А сейчас давайте сядем на лужайку, и покажем всем какие у нас камушки.
(Рассматривают камни. Дети вытаскивают из ведра по камешку и рассказывают какой он по форме, цвету, на что похож).
- Дети возьмите в одну руку большой камень, а в другую маленький камушек. Давайте проверим какой камень тяжелее.
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так,
Не разбить их нам никак!
Постучите ещё раз: тук-тук. А теперь, положите камушки на дорожку и попробуйте топнуть ножкой. Вот так, вот так, не разбить их нам никак. Значит прочный будет дом для черепашки.
(Воспитатель и дети идут строить дом для черепашки).
Рефлексивный этап
Воспитатель:
- Вместе мы справились с трудным делом. Построили прочный домик для черепашки.
Черепашка: Спасибо вам ребята! А за то, что вы мне такой прочный и красивый домик построили, я вам подарок приготовила (конфеты “морские камушки”)