Профессионализм педагогического коллектива – один из ресурсов развития дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Человек становится тем, что он есть,
благодаря делу, которое он делает своим.
Карл Ясперс

Профессионализм педагогического коллектива — один из ресурсов развития дошкольного образовательного учреждения.

Наше образовательное учреждение поддерживает главную задачу государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования - обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования.

Сопровождение профессионального становления педагога — одна из важнейших задач методической службы дошкольного учреждения.

На сегодняшний день существует огромное количество публикаций, в которых авторы определяют критерии и уровни развития профессионализма, описывают модель профессионально-значимых характеристик личности педагога.

Для А.К.Марковой профессионализм — это, прежде всего некоторое психическое состояния человека, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Уровни развития профессионализма (А.К. Маркова):

  • допрофессионализм;
  • профессионализм;
  • суперпрофессионализм;
  • псевдопрофессионализм;
  • послепрофессионализм.

Проблема профессиональных деформаций педагога изучается в нескольких направлениях:

  • профессиональные деформации как элемент дезадаптации человека, наступающий в результате многолетнего осуществления профессиональной деятельности и снижающий продуктивность выполнения им трудовых функций (Э.Ф. Зеер, А.В. Осницкий, С.А. Дружилов и др.);
  • профессиональные деформации как искаженный вариант профессионального развития, при котором у человека появляются нежелательные личностные образования под влиянием профессиональной деятельности (С.П. Безносов, Л.Н. Корнеева, Ю.А. Александровский);
  • профессиональные деформации как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов, необходимых в силу особой специализации деятельности, при которой гипертрофированное развитие определенных характеристик приводит к тому, что они начинают проявляться не только в профессиональной деятельности, но и проникают в другие сферы жизни человека (В.Н. Дружинин, Р.М. Грановская и др.).

Профессионализм понимается нами как определенная степень владения профессионально-значимыми качествами и отсутствие профессиональных деформаций, которые нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и отрицательно сказываются на продуктивности профессиональной деятельности.

Профессионально-значимыми качествами педагога дошкольного образования являются:

- критичный анализ результатов труда и отслеживание личностных изменений;

- педагогическая рефлексия;

- определение целевых ориентиров;

- педагогическая гибкость — интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая;

- готовность к инновационной деятельности, креативность;

- коммуникативная компетентность.

Базисом развития профессионализма педагога является его профессиональное самосознание. Самосознание педагога формируется за счет:

- представлений о себе как о профессионале;

- представлений о том, каким должен быть педагог-профессионал;

- представлений о том, как его оценивают окружающие люди — коллеги, дети, родители;

- требований к педагогу, отраженных в основных нормативных документах.

Рассогласованность компонентов профессионального самосознания неизбежно ведет к нарушениям в профессиональной деятельности педагога.

Рассматривая вопросы развития профессионализма у отдельного педагога, принципиально важно, оценивая уровень его профессионализма, рассматривать и ту профессиональную общность, в данном случае педагогический коллектив, в котором он реализует себя как профессионал.

Созданная в нашем ДОУ внутренняя система повышения квалификации обеспечивает условия для перехода от репродуктивного уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения, к частично поисковому и далее, к творческому уровню профессионального мастерства сотрудников.

За счет чего в нашем образовательном учреждении обеспечивается профессиональный рост педагогов, какие эффективные формы повышения квалификации обеспечивают данный процесс?

Это такие наиболее значимые формы:

- проект “Педагогические чтения как эффективная форма повышения квалификации участников образовательного процесса ДОУ” (ежегодные педагогические чтения “Путь к успеху”);

- проектные группы (Издательская деятельность в ДОУ (газета ДОУ “Колокольчик”); Сотрудничество воспитателя и ребёнка как условие развития детского творчества “Красота. Радость. Творчество”; “Фильм, фильм, фильм” информационные технологии в образовательном процессе ДОУ; Педагогические условия освоения речевой деятельности);

- проект “Создание информационно-коммуникативной развивающей образовательной среды в ДОУ” (Виртуальный методический кабинет).

Деятельность нашего образовательного учреждения всегда на виду: педагоги обобщают свой педагогический опыт, демонстрируя свои наработки общественности. Профессиональное сообщество понимая, что мы работаем качественно, включили наше образовательное учреждение в проект - “Апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования” (ФГБНУ “Федеральный институт педагогических измерений”).

Качество образовательной деятельности ДОУ зависит от тех, кто её строит и обеспечивает. Сотрудники образовательного учреждения – это профессиональное объединение воспитателей, логопеда, специалистов в области психологии и педиатрии, коррекции и развития, воспитания и обучения детей с сохранным развитием.

Профессиональная компетентность педагогов отвечает современным требованиям к осуществляемой ими образовательной деятельности (профессиональное образование, квалификация, владение современными образовательными технологиями и т.д.) и позволяет создавать и распространять педагогический опыт, достигая успехов на различных уровнях.

Таким образом, педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения сегодня – это команда сотрудников - берущих на себя ответственность за дело от его начала до окончания.

У нас есть чем гордиться, мы знаем к чему надо стремиться, и как достичь желаемых результатов.

Презентация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.: Народное образование. - 2000. - 156с
  2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - с 96-104.
  3. Викпедия - энциклопедический словарь. - М.: Феникс, 2005. - 1048с.