Проект "Салон красоты" с использованием информационно-коммуникационных технологий

Разделы: Внеклассная работа


Мы являемся свидетелями смены приоритетов в образовании. Чтобы отвечать требованиям дня сегодняшнего, обучение и воспитание в школе, должны в качестве одного из результатов, формировать готовность детей к работе с компьютерными технологиями. А так же способствовать актуализировать полученную с их помощью информацию для самообразования.

Уже сегодня педагогическая практика показывает, что компьютерные технологии на уроках, занятиях могут обеспечивать совершенствование и активизацию учебного процесса, создают положительную мотивацию к обучению, способствуют развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, тактильной памяти, познавательной активности.

С приходом в школу происходит смена ведущей деятельности ребенка, и компьютерные технологии позволяют сделать этот переход плавным и безболезненным. Новый вид деятельности способствует тому, что воспитанники меньше устают. С мультимедийными ресурсами занятия становятся более динамичными, захватывающими – как для воспитанника, так и для педагога. Помимо повышения мотивации к обучению компьютеризация предлагает богатейшие возможности для индивидуализации обучения – в том числе по объему, темпу и логике изложения материала, позволяя учесть особенности восприятия воспитанников.

Компьютерные игры — одна из форм работы во внеурочное время, которая в силу своей коррекционной направленности приобретает огромное значение в обучении и воспитании детей. Специально организованная работа по изучению окружающей действительности способствует:

  • обогащению знаний и представлений об окружающем мире, обществе, природе;
  • активизации речевого развития и обогащению словаря
  • развитию основных мыслительных операций, способности выделять существенные признаки изучаемых объектов
  • развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств,
  • развитию интеллектуальной, эмоциональной, социальной активности.

При правильной организации и проведении занятий с использованием компьютерных игр становится возможным комплексное решение общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач, личностно-деятельностный подход к каждому ребёнку.

Проект: “САЛОН КРАСОТЫ”

Учебный проект разработан в соответствии с программой коррекционной школы и предназначен для проведения занятий по программе “Мой мир” для учащихся 5 класса по направлению “Игровые технологии как средство формирования адаптивных навыков воспитанников с ограничением в развитии”.

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатель, учащиеся 5 класса.

Цель проекта исходит из интересов и потребностей детей:

Цель проекта: создание развивающей среды в воспитательном процессе.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

  • Расширение знаний о навыках личной гигиены.
  • Формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни.
  • Составление рассказа по правилам личной гигиены после беседы и практикума.
  • Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
  • Развивать уверенность в себе и своих возможностях.

Работа проводится во внеурочное время в коллективной и индивидуальной форме. В процессе работы дети ищут информацию и обрабатывают ее. Результаты воспитанники представляют в виде творческих работ.

Направленность проекта: Успешная адаптация детей в социальном окружении; овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками безопасного поведения в окружающей действительности, формирование представлений о необходимости заботиться, о своем здоровье.

Актуальность проекта: Специальные коррекционные занятия в рамках проекта, направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Сроки реализации проекта (1 год):

Материал для реализации проекта:

Проведение классных часов, бесед;

  • встречи с врачами специалистами (внеурочные, внешкольные);
  • еженедельные медицинские осмотры школьным врачом (внеурочные);
  • дидактические, сюжетно – ролевые игры (внеурочные);
  • акции “Дни здоровья” (по сезонам);
  • разнообразные спортивные состязания (внеурочные, внешкольные)
  • утренняя зарядка;
  • выпуски плакатов, стенгазет, бюллетеней о здоровом образе жизни (урочные, внеурочные);

Цель: продолжить работу по формированию знаний о пользе соблюдения здорового образа жизни

Анкетирование “Какой я бываю разный”

Цель: диагностирование учащихся

Игровое занятие “Осенние витамины”

  • конкурс на лучший рецепт
  • практическое занятие “Готовим витаминный салат”

Цель: продолжить работу по формированию у воспитанников гигиены питания, закрепление знаний о поведении за столом.

Занятие “Готовим одежду к летнему сезону”

  • творческие работы детей (вырезание из журналов, изготовление альбомов с моделями одежды)

Цель: продолжить работу по формированию знаний о пользе соблюдения здорового образа жизни

Игра – драматизация “Откуда берутся грязнули?”

Цель: Продолжить работу по формированию представлений о предметах личной гигиены;

В процессе работы над проектом создан большой объем дидактических и методических материалов:

  • тест Мойдодыра
  • игры “Хорошо – плохо”, “Разложи по полкам”
  • кроссворд “Гигиена полости рта”
  • пословицы и поговорки
  • загадки о предметах личной гигиены
  • филворд “В здоровом теле – здоровый дух”
  • конспекты занятий.

В рамках исследовательской проблемы воспитанники должны попытаться ответить на вопрос: КАК СТАТЬ КРАСИВЫМ?

Конспект итогового занятия по теме “ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ ИЛИ ОТКУДА БЕРУТСЯ ГРЯЗНУЛИ”

Цели:

  • Образовательная: развивать гигиенические понятия о гигиене одежды, обуви, кожи и т.д.
  • Развивающая: развивать понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, рассказать о гигиене на определенных исторических этапах.
  • Воспитательная: продолжить формировать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: модель девочки-неряхи, девочки-красавицы; виды гигиены в виде цветка; оборудование мультимедиа, презентация.

Ход занятия

(на доске написаны изречения известных авторов) (слайд №1)

Учитель - Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь с Вами для того, чтобы поговорить о гигиене, чистоте и своем здоровье.

В ходе нашего занятия мы еще раз вспомним правила личной гигиены, поговорим о том как правильно надо умываться, чистить зубы и причесываться.

Учитель Когда вы утром собираетесь в школу, то наверное всегда вспоминаете, что в нашей школе есть закон
Дети хором “Вход неряхам воспрещен”
Учитель Сейчас мы проверим, все ли дети выполняют этот закон. Санитарные инспекторы пройдут по рядам и проверят опрятность и аккуратность учеников. Громко и четко старший санитарный инспектор доложит о результатах.
Санитарные инспекторы (осматривают детей и докладывают): Головы у всех причесаны, лица вымыты, одежда выглажена. Руки и ногти в порядке, сменная обувь имеется.
Учитель - Очень хорошо. Все дети нашего класса соблюдают правила личной гигиены и приходят в школу опрятными и аккуратными.

Надо ли говорить о гигиене молодым людям, которые обычно здоровы?

Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены. Вы скажите: это прописные истины, надоевшие, всем наставления… мы их давно знаем. А давайте проверим, так ли на самом деле много мы знаем о гигиене.

Историческая справка

В древние времена люди считали причиной болезней неблагосклонность богов. Однако уже тогда они создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Такие правила называются гигиеной.

Во все ли времена люди соблюдали правила гигиены?

Давно, когда еще были короли и королевы, прекрасные дворцы и благородные рыцари в мире царила ужасающая дикость.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого.

Приложение 1

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. (Слайд № 2) Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V (слайд № 3) погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. (Слайд № 4) Его тело от грязи покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". (Слайд № 5) Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню 1 раз в месяц - безобразно часто.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Вы, наверное, сразу обратили внимание на нашу гостью. Впечатляет??? (Картинка с изображением “неряхи”) Хочется вам с ней подружиться? Давайте вместе разберемся, что сделало ее такой…

Гигиена ротовой полости. (Слайд № 6)

Посмотрите на ее “красивые” зубки. Что привело к этому?

Грызла ручки, орехи, не чистила и т.д.

Молодцы, раз вы все знаете, давайте разгадаем ребус.

Ребус “берегите зубы” (слайд №7)

Блиц-опрос по гигиене ротовой полости 

1. Молочные зубы чистить не надо?

Надо. Молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов.

Ухаживать за зубками надо начинать сразу, как только появляется предмет ухаживания.

2. Не важно, как именно чистить зубы, главное – чистить?

Чистить зубы нужно правильно. Можно потратить 5 минут на чистку зубов, а они все равно останутся грязными. Почему же так получается? Потому, что остатки пищи очень прочно прилипают к зубам, и чтобы от них избавиться, нужно приложить определенные усилия. Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы.

3. Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы?

Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить.

4. Жевательная резинка заменяет чистку зубов?

Никогда!!! Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды (но ни как не вместо…) в течение 5-10 минут. При более длительном жевании все полезные эффекты жевательной резинки заканчиваются, и начинаются вредные.

Одна из причин неприятного запаха и некрасивых зубов – курение.

А почему она такая молодая (модель неряхи), а уже с палочкой?

Рассказ воспитателя:

Притча. 

Торговец табака расхваливает свой товар: “Покупай табак! Замечательный табак! С ним старым не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет! Молодой человек купил табак и спрашивает: “А, почему?”. Торговец ответил, что старым не будешь, т.к. умрешь раньше, вор не залезет, т.к. всю ночь кашлять будешь, а собака не укусит, т.к. ходить с палочкой будешь.) (Убираем палочку у красавицы)

Разобрались, значит, гигиену ротовой полости будем соблюдать.

(Убираем страшные зубы у “красавицы”)

Гигиена кожи. (Слайд № 8)

Обратите внимание, какие болячки на ногах у нашей “красавицы”. Из-за чего они могли возникнуть?

Ответы воспитанников…

Игра “Да – Нет”

Проблемная кожа

1. Выдавливание прыщей поможет быстрее избавиться от них?

2. Шоколад и жирная пища являются причиной прыщей?

3. Стрессы могут привести к появлению прыщей?

4. Только подростки страдают от прыщей?

5. Использование косметических средств может привести к появлению прыщей?

6. С прыщами невозможно бороться?

Говоря о гигиене кожи, вспомним опять историю.

Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться с тех пор говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

И теперь, если вы забыли принять душ и решили подушиться, пусть даже очень дорогими духами, вспомните о Короле-Солнце и его придворных.

Разобрались, значит, гигиену кожи будем соблюдать. (Убираем ноги с болячками у “красавицы”)

Гигиена питания. (Слайд № 9)

Вы, наверное, сейчас мне скажете, что все знаете про питание. Хорошо. Вот я вас и послушаю.

Игра “приготовь блюдо”

Из набора разных продуктов, надо выбрать, те, которые подходят для приготовления “борща” и “гречневой каши”.

Стихотворение:

Чтобы быть всегда здоровым
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу утром, суп в обед,
А на ужин винегрет.
Убери из рациона – чипсы, сухари и колу,
И здоровы будут глазки,
Головной твой мозг в порядке
Так же тело и душа будет вечно молода.

Разобрались, значит, гигиену питания будем соблюдать. (Убираем живот у “красавицы”)

Безобразная у нашей гостьи прическа!

Гигиена волос. (Слайд № 10)

Игра “разложи по полочкам”

Так хочется еще и очки с нее снять!

Гигиена умственного труда. (Слайд № 11).

Подведение итогов.

Ну, теперь совсем другого человека мы видим. Мы с вами доказали, что каждый человек может управлять своим здоровьем. Только на картинке нам было легко убрать последствия несоблюдения правил гигиены, а вот в жизни это сделать очень трудно. Поэтому главное – не допустить таких последствий, а значит постоянно соблюдать правила гигиены. И в заключении я предлагаю вам ответить на вопросы теста. (слайд № 12)

Заключительный слайд “Все в твоих руках!”.

Приложение 2.

Литература

  1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247с.
  2. Громов В. И., Васильев Г. А. "Энциклопедия Безопасности" М, 2000 Г БСЭ
  3. Конина Е.Ю. Формирование Культурно-Гигиенических Навыков У Детей: Учебно-игровой комплект для детей дошкольного возраста – 2007 М.: Айрис пресс айрис дидактика.
  4. Современная Универсальная Российская Энциклопедия
  5. Сердюковская Г.Н. “Гигиена детей и подростков”, Москва, “Медицина”,1989
  6. Соколова Н.Д. Гаврилушкина О.П.Программа воспитания и обучения воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. - Изд–во КАРО Сп-б 2007г.
  7. Электронный журнал “Дом Солнца” Чистота-залог здоровья (Http://Www.Sunhome.Ru/Journal/113007/P1)5. 

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Чернова С.А., Мартынова Е.В., Марступа Л.Е. Один в доме. М.: Рипол Классик, 2001. – 393с.
  2. Махалова Т.И. Для вас, девочки! “Детская литература”, 1993. – 345с.
  3. Махалова Т.И. Для вас, мальчики! “Детская литература”, 1993. – 334с.

Интернет-ресурсы и ЦОР: