Задачи урока:
- Учебные: Закрепление, обобщение знаний, полученных при изучении темы «Давление, сила Архимеда »
- Развивающие: Развитие интереса к физике, формирование логического мышления. Умение анализировать и устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала на уроках физики. Умение применять приобретённые знания на уроках математики, химии, истории, информатики, литературы.
- Воспитательные: воспитание культуры общения друг с другом при работе в группах. Воспитание любви к русским традициям. Формирование культуры поведения за столом, культуры речи и общения
Оборудование: самовар, два чайника-заварника,, 2 ножа, 2 блюдца с разным дном, 4 кусочка хлеба, чай, чаинки, лимин, печенье, лактометр, 2 мензурки с молоком, яйцо сырое, яйцо варенное, два стакана с соленой водой разной насыщенности, ложка, вилка, тарелка с колбасой, кофе, сифон, газировка, пакеты, бутылка с соком.
ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация для интерактивной доски Interwtite Workspage.
Ход урока
1. Оргмомент
Ребята, наш урок пройдет сегодня не совсем обычно. Я предлагаю Вам вспомнить старую традицию – чаепитие. Приглашаю вас за стол. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: «Как работает давление за чайным столом»
Право на ответ сегодня вы будете получать, отгадав загадку. В конце урока мы подведем итоги, посчитав жетоны, которые вы заработаете за правильный ответ. Вопросы написаны у нас разноуровневые, поэтому количество жетонов за правильный ответ будет разное.
Приступим
2. Проверка знаний учащихся
Загадка: Медный бес на стол залез (самовар)
Вопрос: Почему из полного самовара вода выливается быстрее, чем из самовара, в котором мало воды? (1 б.)
Загадка:
На голове пуговка,
В носу решето
Одна рука, да и то
На спине (чайник)
Вопрос:
- Какой физический прибор лежит в основе чайника (1 б.)
- Какой из чайников вы купите в магазине, Почему? (2 б.)
Загадка: Маленький мужичок, костяная ручка (нож)
Вопрос: Рассмотрите ножи, какой нож вы выберете для резки хлеба? (1 б.)
Загадка: Тарелка, но меньше (блюдце)
Вопрос: На столе стоят два блюдца, одинаковой массы, что можно сказать о величине давления, оказываемого блюдцами на стол? (2 б.)
Загадка:
Меня бьют, колотят,
Режут, а я все
Терплю, людям
Добром плачу (хлеб)
Вопрос: На тарелке лежат кусочки хлеба. Что нужно сделать, чтобы уменьшить давление в 4 раза, увеличить в 2 раза (1 б.)
Загадка: Черненько, горяченько, а все любят (чай)
Вопрос:
- В стакан с кипятком добавьте ложку кофе. Какое физическое явление мы наблюдаем (1 б.)
- На тарелке лежат кусочек сахара, лимон, яблоко, печенье, кусочек яблока, чаинки. Какие из этих тел утонут, а какие будут плавать, почему? (2 б.)
Ребята, налейте чай из заварника в стакан.
Я брошу чаинки в стакан с водой.
Почему ваши чаинки утонули, а мои плавают сверху. (2 б.)
Загадка: Новая горенка, ни сучка, ни задоренки (бутылка)
Вопрос:
- Что происходит, когда мы открываем бутылку с соком, газировкой. Почему слышим хлопок? (1 б.)
- Взболтайте жидкость перед вскрытием, почему жидкость стремительно поднимается вверх? (2 б.)
Загадка: Какой кухонный прибор позволяет получить из фруктовой воды газировку (сифон)
Вопрос: Объясните принцип действия сифона и получите газированную воду (2 б.)
Загадка: Какой цветок ранит (роза)
Вопрос: Почему нельзя сорвать веточку роз, крыжовника, шиповника, не уколовшись(1 б.)
Загадка: Не солено, не варено, а едят (молоко)
Вопрос: Какой прибор позволит это сделать. Определите, в какой мензурке находится раздавленное молоко (3б)
Загадка: Всех кормлю с охотою, а сама – безротая (ложка)
Три теленка один хвост (вилка)
Вопрос: Проведем соревнование. Вы должны взять кусочек колбасы с тарелки своими приборами (ложкой и вилкой). Кто быстрее справится с данным заданием, почему? (1 б.)
Экспериментаторы, вперед.
Ребята, в каких предметах заложен принцип сообщающихся сосудов?
Опыт с пакетом. Почему происходит взрыв?
На столе стоят два солевых раствора, исследуйте их на насыщенность. Предложите способы исследования.
Почему яйцо медленно опускается на дно кастрюли с водой и очень быстро падает с края стола на пол?
Ребята, а вы не задумывались над тем, почему наши зубы имеют такое строение?
Опыт за чаем
За чайным столом проделайте следующий простой опыт. Налейте на блюдце немного чаю и дайте ему охладиться. Возьмите горячий стакан и опрокиньте его над блюдцем.
Спустя непродолжительное время весь чай из блюдца соберется под вашим стаканом. В нагретом стакане воздух тоже нагрет и стремится занять больший объем. Часть воздуха выйдет из стакана. При остывании воздуха его давления уже будет недостаточно для уравновешивания наружного атмосферного давления, и вода вгоняется наружным давлением из блюдца под стакан.
3. Разминка
Задачи-стихи
-
Бортпроводница очень мило
Перед отлетом попросила:
Из ручек вылить все чернила.
Зачем ей это нужно было? -
Тебе по болоту ходить довелось,
Вот то-то. Легко тебе было?
Тогда почему же огромный лось
Так быстро идет по болоту. -
На стене висит тарелка
По тарелке ходит стрелка
Та тарелка наперед
Нам погоду узнает
4. Подведение итогов
5. Релаксация
Я, хочу, чтобы вы улыбнулись. и для вас я приготовила сюрприз.
Возьмите кусочки бумаги, сложите по образцу и опустите ваши цветы в тазик с водой
simplescience.ru/video/paper_flowers_on_water/
МАТЕРИАЛЫ:
- Вода
- Миска
- бумага, газета, картон
- ножницы
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей): Вырежьте из газеты "цветы". Сложите лепестки к центру. Используйте разную бумагу: тонкую, толстую, картон…
У нас цветы в воде распускаются
6. Д.з.
Составить творческое задание (кроссворд, сказку, задачку-стих по теме давление)