Концептуальная основа урока: правильная обработка продуктов ведет к сохранению в них полезных веществ и витаминов длительное время.
Цели урока:
- обобщить и расширить у учащихся знаний о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов;
- формировать у учащихся навыки заготовки продуктов;
- развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать и выбирать приемы консервирования продуктов;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с полезными веществами и витаминами овощей и фруктов;
- обобщить знания учащихся по технологии консервирование продуктов
- проанализировать и выбрать информацию о приготовлении цукатов и предложить вариант приготовления.
- научиться готовить цукаты.
- расширять представления о профессиях людей, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда;
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: биология, домоводство, математика, история.
Техники и технологии:
- Цифровой образовательный ресурс: презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение»;
- Проблемный вопрос.
Структура урока:
- Организационная часть урока.
- Актуализация знаний учащихся о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов.
- Изложение нового материала
- презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение».
- плакат «Способы консервирования».
- Закрепление новых знаний:
- кроссворд по теме
- тестовые задания;.
- Практическая работа по приготовлению цукатов.
- Подведение итогов урока. Оценка и самооценка работы.
- Домашнее задание.
Прогнозируемый результат: приготовленные учащимися полуфабрикаты цукатов будут соответствовать выбранному способу обработки.
ХОД УРОКА
1. Учитель Здравствуйте ! Садитесь те ,кто готов к уроку и у кого сегодня хорошее настроение.
2. Учитель Лето дарит нам так много полезных и вкусных овощей и фруктов, что хочется сохранить их надолго, чтобы холодными зимними вечерами наслаждаться неповторимым ароматом и вкусом этих даров.
Девочки, скажите, какими способами можно сохранить продукты на более длительный срок.(ответы).Молодцы.
А, сейчас вспомним фрукты, которые мы употребляем, и найдем их в брейкворде.
3. Учитель - А сейчас посмотрим презентацию «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение».
Мы узнали, что к основным способам сохранения продуктов относятся: консервирование нагреванием, квашение и соление, маринование (с использованием уксуса, например винного, яблочного), консервирование сахаром, сушка, копчение, вяление, мочение, замораживание, желирование.
Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, высокая (80-100С), а также жидкая, кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий. Соление, квашение и мочение – издавна известны на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90 % витамина С.
На плакате «Способы консервирования».показано:
Соление. В процессе соления из пищевых продуктов удаляется большая часть воды, сам продукт пропитывается солевым раствором, в котором большинство разрушающих бактерий неспособны развиваться. Благодаря этому эффекту соление часто используется в различных видах пищевых заготовок.
Квашение. Представляет собой комбинацию биологического консервирования продукта органическими кислотами и соления. Молочнокислые бактерии утилизируют углеводы и сахар в продукте, а также выделяют органические кислоты, которые препятствуют распространению плесени и грибков.
Маринование. Для маринования продуктов используются органические кислоты, которые пригодны для употребления человеком, но губительны для бактерий. Как правило, чаще всего в маринаде используются молочная и уксусная кислота.
Замораживание. Замораживать можно любую зелень, фрукты, ягоды, овощную смесь. Продукты должны быть в чистом виде их нужно тщательно вымыть, хорошо высушить и только потом замораживается в пищевом контейнере или пакетах.
Сушка. Это самый простой, самый дешевый и нетрудоемкий способ заготовки. Сушить можно все, что угодно: ягоды, фрукты, овощи, зелень. Их целиком или нарезанными кусочками сушат на свежем воздухе или в теплой духовке. Можно делать это и в микроволновке. Сушить крайне просто. И места много не потребуется! Ни для самого процесса высушивания: можно это делать хоть в комнате или кухне, хоть на балконе; ни для последующего хранения: сушеные заготовки очень уменьшаются в объеме по сравнению с исходным сырьем.
Консервирование сахаром. Блокирование деятельности бактерий возможно не только в условиях достаточной солевой или кислотной концентрации, но также и при высокой концентрации сахара, или других консервантов, разрешенных в пищевой промышленности. В частности, нередко засахаривание используется при высушивании пропитанных сладким раствором продуктов - варенье, желе,цукаты.
4. Учитель А какой из этих способов мы с вами выберем? А сейчас разгадаем кроссворд. (Ответы).Молодцы. А как их можно приготовить?
Приготовление цукатов. Сваренные плоды или ягоды вместе с сиропом выливают на сито или дуршлаг. Сироп стекает, а на сите остаются полупрозрачные кусочки плодов или цельные ягоды. Чтобы сироп стек полностью и плоды лучше впитали сахар, необходимо оставить их на сите в течение 1,5-2 часов. После этого плоды и ягоды надо разложить в один слой на сите и подсушить в духовке при температуре не выше 40°С, затем обсыпать мелким сахарным песком (должна быть покрыта вся поверхность плодов) и слегка встряхнуть. На 1 кг плодов требуется приблизительно 170-200 г сахара. После обсыпки плоды вторично нужно подсушить в слабо нагретом духовом шкафу. Если приготовляют засахаренные дыню или арбузные корки, их после обсыпки сушат на воздухе при комнатной температуре.
Готовые цукаты надо уложить в банки — каждый вид отдельно или смешать разные плоды и ягоды так, чтобы получился красивый набор. Для этого подбирают различно окрашенные плоды, например, кусочки груш и яблок со сливами, вишнями, рябиной.
Чтобы при хранении цукаты не увлажнялись, их лучше укупорить герметически, закатывая стеклянные банки жестяными крышками, или плотно закрыть пергаментом или целлофаном.
В сухом помещении цукаты можно хранить в деревянных, картонных или фанерных ящиках, выстланных внутри плотной бумагой. Хранить цукаты можно и в вакуумных контейнерах, они позволяют увеличить срок хранения продуктов в 3-4 раза. Вакуум, образованный путем удаления воздуха из контейнера приостанавливает размножение бактерий и окисление продуктов. Вакуумные пищевые контейнеры для хранения продуктов применяются для сохранения свежести, аромата, цвета и питательных веществ любых продуктов питания и прочих вещей, которые необходимо уберечь от порчи. Хранение в вакуумных контейнерах не заменяет обычных способов хранения, а дополняет их.
Сироп, остающийся после варки плодов и ягод, а также излишек сахарного песка после обсыпки плодов используют для варки варенья, джема, повидла или при изготовлении компотов.
Диетологи обвиняют цукаты в избыточном количестве сахара. Да, сахара в них достаточно много, но польза всё же есть – в цукатах содержится большое количество необходимой для пищеварения клетчатки, а также витамины и микроэлементы.
Поэтому диетологи советуют заменять конфеты именно на цукаты.
Пищевая ценность цукатов в 100 гр:
Белки: 3 (г)
Углеводы: 54,5 (г)
Витамины:
* Витамин PP: 2,1 (мг)
* Бэта-каротин: 1 (мг)
* Витамин A (РЭ): 166,6667 (мкг)
* Витамин B1 (тиамин): 0,03 (мг)
* Витамин B2 (рибофлавин): 0,2 (мг)
* Витамин C: 5 (мг)
* Витамин PP (Ниациновый эквивалент):2,598 (мг)
Макроэлементы :
* Кальций: 115 (мг)
* Магний: 92 (мг)
* Натрий: 141 (мг)
* Калий: 2043 (мг)
* Фосфор: 192 (мг)
Микроэлемент:
* Железо: 3 (мг)
Энергетическая ценность (калорийность) цукатов составляет 216,4 ккал.
Учитель. Закрепим свои полученные знания с помощью тестов.
5. Учитель. Чтобы приступить к работе давайте повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножом и горячей посудой. Санитарно-гигиенические требования.
В каждой бригаде , бригадир распределяет работу.
Приступаем к работе.1-бригада готовит цукаты из моркови 2-бригада из тыквы с апельсином.
Рецепты цукатов (Инструкционные карты).
Цукаты из моркови.
Для рецепта вам потребуется: Для сахарного сиропа сахар-1.2кг, вода-1.5 стакана, морковь-1кг.
Для цукатов отбирают молодую морковь. Морковь тщательно промыть, очистить, разрезать кусочками и бланшировать 8-10 минут, после чего сразу остужают в холодной воде. Готовят сироп из сахара с водой, кипятят в нем кусочки моркови приблизительно 15 минут. Оставляют на 10 часов. Повторяют этот процесс три раза, в конце варки добавляют лимонную кислоту. Кусочки укладывают на противни и сушат в теплой духовке. Готовые цукаты хранят в банках.
Цукаты из тыквы с апельсином.
Для рецепта вам потребуется: Тыква- 1 кг, сахарный сироп -1.2 кг, апельсиновая корочка. Если у Вас много тыквы, сварите цукаты с апельсиновой корочкой, получается не хуже чем цукаты из папайи, манго и прочих экзотических фруктов. Порезать тыкву брусочками или как больше нравится и сварить вместе с апельсиновыми корочками малом количестве воды, потом добавить сахар и уварить насколько возможно, чтобы только не началось пригорание. Получится тыква в очень густом сиропе. Потом вынимаете кусочек тыквы желательно вместе с кусочком апельсиновой корочки, они прилипают друг к другу, обвалять в сахаре и разложить в теплом месте в один слой на противне или еще на чем другом для просушки. Когда просохнут, чтобы не липли друг к другу, хранить в сухом месте (например, в закрытой банке). Хранить можно долго. Эти же цукаты можно потом мелко порезать и добавлять в выпечку - кексы, бисквиты. (1; 18 - 25)
Дегустация блюда.Оценивание оформления блюда детьми.
6. Подведение урока.
Девочки, что нового мы сегодня узнали?
Какие цукаты мы сегодня научились готовить?
Какая последовательность приготовления блюда?
Оценка знаний и умений учащихся по бригадам
7. Домашнее задание. Приготовить дома цукаты и угостить родителей.
Учитель. Спасибо за урок.
Список литературы
- Барылкина Л.П., С.Е. Соколова. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы:5-9 класс-М. 2006 г.
- Бочкарева Н. А. Здоровое питание для школьников.: Самара. 2007
- /Журавлева Е. Правила здоровья. О вкусной и здоровой пище. //Народный лекарь. Энциклопедия здоровья.- 2005.- №15 (47).- С. 12-13./
- /Целебный напиток. Здоровье ученика и учителя. //Школа и производство.-2006.- №4.- С.34./
- Технология.обслуживающий труд: 7 класс:Учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/Под ред.В.Д.Симоненко.-3-е изд.,-М.:Вентана-Графт,2008.-176с.:ил.
- http://www.kedem.ru/kitchenware/2010004-tech/
- Copyright © 2011 - www.kulinar-secret.ru - All rights reserved
- сайт inmoment.ru
- http://povary.ru/article.php?id=1764
- http://vperedi.ru/archives/2160
- wday.ru›Дом›Энциклопедия ремонта›…-vliyaet-na-appetit/4 hudyshka.at.ua›…appetit/vlijanie_cveta_na_appetit…
- http://www.russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=14841;
- http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/2515.shtml
- http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/4577.shtml
- http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/8760.shtml
- https://urok.1sept.ru/articles/508737/
- http://www.moy-recept.ru/1/50
- www.zdorovieinv.ru/bud
- http://zmix.ru/info/need-info/item/5118-потери-витаминов-при-тепловой-обработке-продуктов