Программа по формированию толерантности у учащихся начальной школы "Я, ты, они – мы жители Земли!"

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Актуальность направления работы

Сегодня сложно представить себе семью, у которой дома нет хотя бы одного телевизора. Он является одним из главных источников информации в современном мире. В последнее время в газетах, журналах, Интернете, телевизионных передачах активно обсуждается вопрос о влиянии на психику ребенка современных фильмов и телепередач (особенно агрессивного содержания). Кроме того, на психику и поведение детей влияют житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям и т.п. Все это является причинами несформированности толерантности у современного школьника. Многие педагоги и неравнодушные родители все в большей мере начинают осознавать необходимость формирования этого качества личности.

Конечно, родители должны уже с самого раннего детства должны прививать дружелюбное, позитивное и хорошее отношение к другому человеку. Воспитанный человек никогда не позволит себе обидеть другого, накричать, ударить. А педагоги должны заниматься вопросами формирования толератности уже в младшем школьном возрасте. Этот возраст является одним из самых важных этапов школьного детства, когда закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, социально-значимые качества личности (Т.П.Гаврилова, С.И.Галяутдинов, В.Д.Ермоленко, Л.В.Занков), в том числе и толерантность. Поэтому разработка программы по формированию толерантности, как качества личности у учащихся начальной школы на наш взгляд является актуальной.

2. Описание участников программы

Программа предназначена для работы с обучающимися начальных классов. Занятия могут проводиться как с целым классом, так и с отдельной группой учащихся. Именно в начальной школе ребенок переживает свою уни­кальность, он осознает себя личностью, стремится к совер­шенству. Это находит свое отражение во всех сферах жиз­ни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверст­никами. Дети находят новые групповые формы активнос­ти, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосход­ству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отно­шения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с раз­ными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некото­рой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех ви­дов деятельности, которые приняты и ценятся в привлека­тельной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок уча­ствует в новых деловых отношениях, невольно он вынуж­ден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. Таким образом, младший школьный возраст является важным и ответственным этапом в формировании толерантности.

3. Цели и задачи программы

Цель: формирование терпимости, толерантности по отношению к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у обучающихся способности принятия себя, своих достоинств и недостатков, осознания собственной ценности и уникальности;
  2. Способствовать формированию у обучающихся способности принятия других людей, осознания ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности, воспитывать бережное отношение к другому человеку, чувство взаимопомощи и товарищества;
  3. Способствовать формированию умений и навыков в сфере общения, умения понимать другого человека. Развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль.
  4. Учить детей умению свободно высказывать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
  5. Развивать творческую активность обучающихся.

4. Теоретическое обоснование

Для обоснования логики программы нам сначала необходимо определить само понятие «толерантность», оно является предметом изучения многих наук: политологии, медицины, философии, этики, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание. В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Чаще использовали термин «терпимость» – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

В 1995 году представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…». Этот же год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Характеристика определения "толерантность" видоизменяется в преамбуле Устава ООН: "... проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи", рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии и со своим внутренним миром, и с миром людей (микро- и макросредой).

В педагогике наиболее точную трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. «Толерантность - то способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами. В процессе воспитания необходимо опираться на исходные принципы толерантности:

  • отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
  • добровольность выбора, акцент на искренности и честности его убеждений, «свобода совести».
  • умение принудить себя, не принуждая других.
  • подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности.
  • принятие Другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и другим.

Следует учесть, что понимание и принятие Другого невозможно без понимания и принятия себя. С этой точки зрения работа с детьми в образовательном учреждении должна начинаться с работы, направленной на познание и принятие в первую очередь себя, осознание своих достоинств и недостатков, а уже затем одноклассников и всех людей вообще. Необходимо учить детей уважению человеческого достоинства всех без исключения людей, пониманию того, что каждый человек - уникальная личность, и уважению различий между людьми, пониманию принципа взаимодополняемости как основной черты различий.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редким качеством личности. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

5. Методологический аспект (принципы, формы и методы работы)

Основными принципами реализации данной программы являются:

  • Принцип целесообразности – соответствие психологических методов и методик поставленным целям и задачам.
  • Принцип самопознания. В содержании занятий предус­матриваются упражнения, помогающие ребенку самостоя­тельно познавать особенности своей личности.
  • Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправно­го межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невоз­можным.
  • Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему занятие, а также принимать ее. Можно попро­сить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Это начальное обсуждение будет подготовкой участников к эффективно­му выполнению упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все дети правильно поняли задание. Если возникают воп­росы, следует повторить задание еще раз.
  • Принцип психологической безопасности – обеспечение мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия на личность обучающегося во время проведения занятия.

Занятия проводятся в традиционнойклассно – урочной форме.

Используются следующиеметоды и технологии:

  • элементы групповых дискуссий (обсуждение вопросов, связанных с темой занятия);
  • техника «мозговой штурм»;
  • психогимнастические упражнения;-
  • арт – терапевтические техники;
  • технологии сказкотерапии.

6. Предполагаемые результаты и оценка эффективности программы

Ожидаемые результаты:

  • повышение психологической грамотности обучающихся
  • повышение самооценки обучающихся;
  • снижение эмоциональной напряженности, позитивное восприятие одноклассников, своей семьи;
  • благоприятная адаптация обучающихся в школе;

Для оценки эффективности занятий по формированию толерантности можно использовать следующие показатели:

  • данные психодиагностических исследований, для диагностики могут быть использованы следующие методики: проективные методики «Несуществующее животное» (1-2 класс), «Школа зверей» (3-4 класс), методика «Лесенка», Методика О.А.Ореховой Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», диагностические исследования лучше проводить два раза перед началом работы с классом и после окончания занятий по программе.
  • поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
  • поведение обучающихся на перемене: повышение уверенности в себе, нормализация взаимоотношений с одноклассниками и т.п.

7. Место программы в общей системе работы ОУ

Эта программа станет составной частью Программы воспитания и социализации МАОУ СОШ №5 г.Челябинска. Кроме того, возможно проведение занятий по формированию толерантности в рамках внеурочной деятельности, в соответствии с ФГОС НОО.

8. Содержание и структура программы

Программа рассчитана на девять занятий, которые объединяются в три модуля. Первый модуль «Путешествие в страну «Яландию» (отношение к себе), предполагает познание обучающимися себя, своих положительных и отрицательных качеств, осознание своей позиции школьника.

Второй модуль «Путешествие в страну Другландию» (отношение к людям) позволяет лучше узнать своих одноклассников, осознать их неповторимость и индивидуальность, разобраться в том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг, осознать себя частью целого – класса.

Третий модуль «Путешествие в страну Мирландию» (отношение к миру) предполагает дальнейшее познание своего окружения в первую очередь семьи, осознание того, что трудности можно преодолевать только всем вместе, осознание сходства и различия всех людей на планете, независимо от места проживания, цвета кожи и национальности, знакомство с понятиями «толерантность», «толерантный человек», «толерантное отношение», формирование умений и навыков в сфере общения, умения слушать и слышать другого человека.

В процессе путешествия по странам ребята создают своеобразные карты стран, может быть не всегда похожие на карты в нашем традиционном понимании, главное, что они отражают основные изучаемые идеи и понятия (например, Мирландия – в центре человек - «Я» вокруг этого человека семья и все остальные люди разные, совершенно непохожие друг на друга по кругу – хоровод дружбы, а свободное пространство вокруг хоровода заполняют фигурки белых голубей – символ мира с пожеланиями детей). Главное, что эти карты являются плодом коллективного творчества детей, что также способствует сближению школьников.

Прежде чем начать работать с классом необходимо провести предварительную работу с родителями, во-первых, им необходимо объяснить актуальность работы с детьми по данному направлению, разъяснить что такое «толерантность», «толерантное отношение», дать рекомендации по воспитанию толерантности в семье, во-вторых, они должны дать согласие на работу с детьми. Материал для беседы с родителями ведущий может подобрать самостоятельно. Кроме того, необходимо проконсультировать педагогов по выстраиванию толерантных взаимоотношений с детьми.

Распределение по темам

п/п

Название модуля

Номера занятий

Общее кол-во часов

1

«Путешествие в страну Яландию» (отношение к себе)

1-3

3

2

 «Путешествие в страну Другландию» (отношение к другим людям)

4-6

3

3

 «Путешествие в страну Мирландию» (отношение к миру)

7-9

3

 

Итого:

9 часов

Учебно-тематическое планирование вынесено в Приложение 1, конспекты занятий размещены в Приложении 2.

Каждое занятие имеет определенную структуру, оно начинается ритуалом приветствия, вы­полняющим функцию установления эмоционально-позитив­ного контакта ведущего с детьми и формирования у них направленности на сверстников, и завершается риту­алом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Вместо разминки проводитсяобсуждение домашнего задания, которое способствует закреплению пройденно­го материала.

Основная часть занятия включает вводное слово ведущего, в котором он сообщает тему или задает вопросы для введения в нее, упражнения и задания, направленные на проработку темы с использованием элементов групповой дискуссии, рисуночных техник и другую активную деятельность детей.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, что им понравилось, обрадовало на занятии, что у них получилось, какие трудности испытали по мере выполнения упражнений.

9. Организационные условия

1) Материально-техническое оснащение

Помещение для занятий должно быть хорошо проветренным и достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры. Столы можно расставить в шахматном порядке или в виде буквы «П», чтобы был более тесный контакт ведущего со школьниками.

2) Сроки и время проведения программы

Занятия должны проводиться не реже одного раза в неделю в течение девяти недель; продолжительность занятия – 40 минут.

3) Требования к участникам и ведущему программы

Занятия могут проводиться с целым классом. Вести занятия может как школьный психолог, так и учитель. Возможно, проведение таких уроков именно учителем позволит ему заглянуть во внутренний мир детей, увидеть их по-новому, понять и учитывать психологические особенности детей на других уроках. Поскольку программа представляет собой путешествие по необыкновенным странам, важно, чтобы ведущий поддерживал на занятии атмосферу сказочности и необычности, мог импровизировать по ходу занятия в зависимости от ситуации.

10. Учебно-методический комплекс

  1. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст]: [уроки психологии в начальной школе (1 – 4)] / О.В. Хухлаева. – 3 – е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344 с.
  2. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки [Текст] / О.В. Хухлаева. – 3 – е изд. – М.: Генезис, 2011. – 176 с.

Список литературы:

Для педагога:

  1. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – 2 – е изд. – М.: Генезис, 2001. – 352с.
  2. Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов [Текст]: [для учащихся начальной школы]/ Д.Валкер. – С–П.: Речь, 2001 – 127 с.
  3. Венгер, А.Л., Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 160с.
  4. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства/ Б.З.Вульфов // Внешкольник - 2002 г., № 6.
  5. Гаврилова, Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве [Текст] / Е.В.Гаврилова // Социальная педагогика, 2010, № 1.
  6. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст]: [учеб. пособие для вузов] / О.Б. Дарвиш; под ред В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 264с.
  7. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) [Текст] / «Вестник» УрМИОН 08.08.2002г.
  8. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе [Текст] / /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  9. Кожурина, Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость [Текст] / Л.В.Кожурина // Первое сентября.-2004.-53.- С.2.
  10. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408с.
  11. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2006. – 248с.
  12. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: [учеб пособие для вузов] / Л.Ф. Обухова, – М.: Высшее образование, МГПУ, 2007. – 460с.
  13. Пугачева, Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми [Текст] / Е.А. Пугачева // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70.
  14. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под. ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.- 345с.
  15. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников [Текст]: [методические рекомендации] / М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, М.А.Ковальчук. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. - 191 с.
  16. Солдатова, Г.У.Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У.Солдатова, Л.А.Шалгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2001 – 105 с.
  17. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы) от 25 августа 2001 г. № 629
  18. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: [психологические игры и упражнения. В 4 частях.] / К. Фопель.– М.:Генезис, 2001.
  19. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст]: [уроки психологии в начальной школе (1 – 4)] / О.В. Хухлаева. – 3 – е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344 с.

Для родителей:

  1. Башкирова, Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи [Текст] / Н. Башкирова. – СПб.: Наука и техника, 2007. – 272с.
  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – 2 - е изд., испр. и доп. – М.: Че Ро, 2003. – 240с.
  3. Иванец, И.И. Трудный ребенок: если он не такой, как все… Шаг за шагом к успеху [Текст] / И.И. Иванец, М.Б. Ингерлейб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320с. – (Мир вашего ребенка).
  4. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак; пер. с польск. К.Э. Сенкевич. – Екатеринбург.: У – Фактория; М.: АСТ – Москва; Владимир: ВКТ, 2009. – 384с.
  5. Корчагина, И.Л. Детям до 16 – ти [Текст] : [Книга по воспитанию для родителей] / И.Л. Корчагина. – М.: Поколение, 2007. – 352с.
  6. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408с.
  7. Михайлюк, Р. Воспитание родителей [Текст] / Р. Михайлюк. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224с.
  8. Млодик, И.Ю. Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему [Текст] / Млодик И.Ю. – М.: Генезис, 2007. – 232с.
  9. Расти первоклашка: Энциклопедия для родителей [Текст] / М.М. Безруких, Т.М. Праничева, Л.А. Леонова и др.; под ред. М.М.Безруких. – М.: ЭКСМО, 2010. – 640с.
  10. Семина, Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия [Текст]/ Л.И.Семина // Семья и школа. 2001. - №11-12. - с. 36-40.
  11. Степанов, П. Как воспитать толерантность? [Текст] / П. Степанов // Народное образование. - 2001. - №9. - С.39-45.
  12. Элиум, Д. Воспитание сына / Д. Элиум, Дж. Элиум. – СПб.: Питер, 2003. – 256с.