1. Актуальность направления работы
Сегодня сложно представить себе семью, у которой дома нет хотя бы одного телевизора. Он является одним из главных источников информации в современном мире. В последнее время в газетах, журналах, Интернете, телевизионных передачах активно обсуждается вопрос о влиянии на психику ребенка современных фильмов и телепередач (особенно агрессивного содержания). Кроме того, на психику и поведение детей влияют житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям и т.п. Все это является причинами несформированности толерантности у современного школьника. Многие педагоги и неравнодушные родители все в большей мере начинают осознавать необходимость формирования этого качества личности.
Конечно, родители должны уже с самого раннего детства должны прививать дружелюбное, позитивное и хорошее отношение к другому человеку. Воспитанный человек никогда не позволит себе обидеть другого, накричать, ударить. А педагоги должны заниматься вопросами формирования толератности уже в младшем школьном возрасте. Этот возраст является одним из самых важных этапов школьного детства, когда закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, социально-значимые качества личности (Т.П.Гаврилова, С.И.Галяутдинов, В.Д.Ермоленко, Л.В.Занков), в том числе и толерантность. Поэтому разработка программы по формированию толерантности, как качества личности у учащихся начальной школы на наш взгляд является актуальной.
2. Описание участников программы
Программа предназначена для работы с обучающимися начальных классов. Занятия могут проводиться как с целым классом, так и с отдельной группой учащихся. Именно в начальной школе ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. Таким образом, младший школьный возраст является важным и ответственным этапом в формировании толерантности.
3. Цели и задачи программы
Цель: формирование терпимости, толерантности по отношению к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
- Способствовать формированию у обучающихся способности принятия себя, своих достоинств и недостатков, осознания собственной ценности и уникальности;
- Способствовать формированию у обучающихся способности принятия других людей, осознания ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности, воспитывать бережное отношение к другому человеку, чувство взаимопомощи и товарищества;
- Способствовать формированию умений и навыков в сфере общения, умения понимать другого человека. Развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль.
- Учить детей умению свободно высказывать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
- Развивать творческую активность обучающихся.
4. Теоретическое обоснование
Для обоснования логики программы нам сначала необходимо определить само понятие «толерантность», оно является предметом изучения многих наук: политологии, медицины, философии, этики, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание. В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Чаще использовали термин «терпимость» – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
В 1995 году представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…». Этот же год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь.
Характеристика определения "толерантность" видоизменяется в преамбуле Устава ООН: "... проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи", рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии и со своим внутренним миром, и с миром людей (микро- и макросредой).
В педагогике наиболее точную трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. «Толерантность - то способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами. В процессе воспитания необходимо опираться на исходные принципы толерантности:
- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
- добровольность выбора, акцент на искренности и честности его убеждений, «свобода совести».
- умение принудить себя, не принуждая других.
- подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности.
- принятие Другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и другим.
Следует учесть, что понимание и принятие Другого невозможно без понимания и принятия себя. С этой точки зрения работа с детьми в образовательном учреждении должна начинаться с работы, направленной на познание и принятие в первую очередь себя, осознание своих достоинств и недостатков, а уже затем одноклассников и всех людей вообще. Необходимо учить детей уважению человеческого достоинства всех без исключения людей, пониманию того, что каждый человек - уникальная личность, и уважению различий между людьми, пониманию принципа взаимодополняемости как основной черты различий.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редким качеством личности. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
5. Методологический аспект (принципы, формы и методы работы)
Основными принципами реализации данной программы являются:
- Принцип целесообразности – соответствие психологических методов и методик поставленным целям и задачам.
- Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
- Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным.
- Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему занятие, а также принимать ее. Можно попросить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Это начальное обсуждение будет подготовкой участников к эффективному выполнению упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все дети правильно поняли задание. Если возникают вопросы, следует повторить задание еще раз.
- Принцип психологической безопасности – обеспечение мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия на личность обучающегося во время проведения занятия.
Занятия проводятся в традиционнойклассно – урочной форме.
Используются следующиеметоды и технологии:
- элементы групповых дискуссий (обсуждение вопросов, связанных с темой занятия);
- техника «мозговой штурм»;
- психогимнастические упражнения;-
- арт – терапевтические техники;
- технологии сказкотерапии.
6. Предполагаемые результаты и оценка эффективности программы
Ожидаемые результаты:
- повышение психологической грамотности обучающихся
- повышение самооценки обучающихся;
- снижение эмоциональной напряженности, позитивное восприятие одноклассников, своей семьи;
- благоприятная адаптация обучающихся в школе;
Для оценки эффективности занятий по формированию толерантности можно использовать следующие показатели:
- данные психодиагностических исследований, для диагностики могут быть использованы следующие методики: проективные методики «Несуществующее животное» (1-2 класс), «Школа зверей» (3-4 класс), методика «Лесенка», Методика О.А.Ореховой Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», диагностические исследования лучше проводить два раза перед началом работы с классом и после окончания занятий по программе.
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
- поведение обучающихся на перемене: повышение уверенности в себе, нормализация взаимоотношений с одноклассниками и т.п.
7. Место программы в общей системе работы ОУ
Эта программа станет составной частью Программы воспитания и социализации МАОУ СОШ №5 г.Челябинска. Кроме того, возможно проведение занятий по формированию толерантности в рамках внеурочной деятельности, в соответствии с ФГОС НОО.
8. Содержание и структура программы
Программа рассчитана на девять занятий, которые объединяются в три модуля. Первый модуль «Путешествие в страну «Яландию» (отношение к себе), предполагает познание обучающимися себя, своих положительных и отрицательных качеств, осознание своей позиции школьника.
Второй модуль «Путешествие в страну Другландию» (отношение к людям) позволяет лучше узнать своих одноклассников, осознать их неповторимость и индивидуальность, разобраться в том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг, осознать себя частью целого – класса.
Третий модуль «Путешествие в страну Мирландию» (отношение к миру) предполагает дальнейшее познание своего окружения в первую очередь семьи, осознание того, что трудности можно преодолевать только всем вместе, осознание сходства и различия всех людей на планете, независимо от места проживания, цвета кожи и национальности, знакомство с понятиями «толерантность», «толерантный человек», «толерантное отношение», формирование умений и навыков в сфере общения, умения слушать и слышать другого человека.
В процессе путешествия по странам ребята создают своеобразные карты стран, может быть не всегда похожие на карты в нашем традиционном понимании, главное, что они отражают основные изучаемые идеи и понятия (например, Мирландия – в центре человек - «Я» вокруг этого человека семья и все остальные люди разные, совершенно непохожие друг на друга по кругу – хоровод дружбы, а свободное пространство вокруг хоровода заполняют фигурки белых голубей – символ мира с пожеланиями детей). Главное, что эти карты являются плодом коллективного творчества детей, что также способствует сближению школьников.
Прежде чем начать работать с классом необходимо провести предварительную работу с родителями, во-первых, им необходимо объяснить актуальность работы с детьми по данному направлению, разъяснить что такое «толерантность», «толерантное отношение», дать рекомендации по воспитанию толерантности в семье, во-вторых, они должны дать согласие на работу с детьми. Материал для беседы с родителями ведущий может подобрать самостоятельно. Кроме того, необходимо проконсультировать педагогов по выстраиванию толерантных взаимоотношений с детьми.
Распределение по темам
№ п/п |
Название модуля |
Номера занятий |
Общее кол-во часов |
1 |
«Путешествие в страну Яландию» (отношение к себе) |
1-3 |
3 |
2 |
«Путешествие в страну Другландию» (отношение к другим людям) |
4-6 |
3 |
3 |
«Путешествие в страну Мирландию» (отношение к миру) |
7-9 |
3 |
|
Итого: |
9 часов |
Учебно-тематическое планирование вынесено в Приложение 1, конспекты занятий размещены в Приложении 2.
Каждое занятие имеет определенную структуру, оно начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта ведущего с детьми и формирования у них направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Вместо разминки проводитсяобсуждение домашнего задания, которое способствует закреплению пройденного материала.
Основная часть занятия включает вводное слово ведущего, в котором он сообщает тему или задает вопросы для введения в нее, упражнения и задания, направленные на проработку темы с использованием элементов групповой дискуссии, рисуночных техник и другую активную деятельность детей.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, что им понравилось, обрадовало на занятии, что у них получилось, какие трудности испытали по мере выполнения упражнений.
9. Организационные условия
1) Материально-техническое оснащение
Помещение для занятий должно быть хорошо проветренным и достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры. Столы можно расставить в шахматном порядке или в виде буквы «П», чтобы был более тесный контакт ведущего со школьниками.
2) Сроки и время проведения программы
Занятия должны проводиться не реже одного раза в неделю в течение девяти недель; продолжительность занятия – 40 минут.
3) Требования к участникам и ведущему программы
Занятия могут проводиться с целым классом. Вести занятия может как школьный психолог, так и учитель. Возможно, проведение таких уроков именно учителем позволит ему заглянуть во внутренний мир детей, увидеть их по-новому, понять и учитывать психологические особенности детей на других уроках. Поскольку программа представляет собой путешествие по необыкновенным странам, важно, чтобы ведущий поддерживал на занятии атмосферу сказочности и необычности, мог импровизировать по ходу занятия в зависимости от ситуации.
10. Учебно-методический комплекс
- Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст]: [уроки психологии в начальной школе (1 – 4)] / О.В. Хухлаева. – 3 – е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344 с.
- Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки [Текст] / О.В. Хухлаева. – 3 – е изд. – М.: Генезис, 2011. – 176 с.
Список литературы:
Для педагога:
- Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – 2 – е изд. – М.: Генезис, 2001. – 352с.
- Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов [Текст]: [для учащихся начальной школы]/ Д.Валкер. – С–П.: Речь, 2001 – 127 с.
- Венгер, А.Л., Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 160с.
- Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства/ Б.З.Вульфов // Внешкольник - 2002 г., № 6.
- Гаврилова, Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве [Текст] / Е.В.Гаврилова // Социальная педагогика, 2010, № 1.
- Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст]: [учеб. пособие для вузов] / О.Б. Дарвиш; под ред В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 264с.
- Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) [Текст] / «Вестник» УрМИОН 08.08.2002г.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе [Текст] / /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
- Кожурина, Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость [Текст] / Л.В.Кожурина // Первое сентября.-2004.-53.- С.2.
- Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408с.
- Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2006. – 248с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: [учеб пособие для вузов] / Л.Ф. Обухова, – М.: Высшее образование, МГПУ, 2007. – 460с.
- Пугачева, Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми [Текст] / Е.А. Пугачева // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70.
- Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под. ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.- 345с.
- Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников [Текст]: [методические рекомендации] / М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, М.А.Ковальчук. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. - 191 с.
- Солдатова, Г.У.Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У.Солдатова, Л.А.Шалгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2001 – 105 с.
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы) от 25 августа 2001 г. № 629
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: [психологические игры и упражнения. В 4 частях.] / К. Фопель.– М.:Генезис, 2001.
- Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст]: [уроки психологии в начальной школе (1 – 4)] / О.В. Хухлаева. – 3 – е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344 с.
Для родителей:
- Башкирова, Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи [Текст] / Н. Башкирова. – СПб.: Наука и техника, 2007. – 272с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – 2 - е изд., испр. и доп. – М.: Че Ро, 2003. – 240с.
- Иванец, И.И. Трудный ребенок: если он не такой, как все… Шаг за шагом к успеху [Текст] / И.И. Иванец, М.Б. Ингерлейб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320с. – (Мир вашего ребенка).
- Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак; пер. с польск. К.Э. Сенкевич. – Екатеринбург.: У – Фактория; М.: АСТ – Москва; Владимир: ВКТ, 2009. – 384с.
- Корчагина, И.Л. Детям до 16 – ти [Текст] : [Книга по воспитанию для родителей] / И.Л. Корчагина. – М.: Поколение, 2007. – 352с.
- Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408с.
- Михайлюк, Р. Воспитание родителей [Текст] / Р. Михайлюк. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224с.
- Млодик, И.Ю. Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему [Текст] / Млодик И.Ю. – М.: Генезис, 2007. – 232с.
- Расти первоклашка: Энциклопедия для родителей [Текст] / М.М. Безруких, Т.М. Праничева, Л.А. Леонова и др.; под ред. М.М.Безруких. – М.: ЭКСМО, 2010. – 640с.
- Семина, Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия [Текст]/ Л.И.Семина // Семья и школа. 2001. - №11-12. - с. 36-40.
- Степанов, П. Как воспитать толерантность? [Текст] / П. Степанов // Народное образование. - 2001. - №9. - С.39-45.
- Элиум, Д. Воспитание сына / Д. Элиум, Дж. Элиум. – СПб.: Питер, 2003. – 256с.