Цель:
- обратить особое внимание на значение домашних животных в жизни человека;
- ознакомить учащихся с коневодством и верблюдоводством, как с главными отраслями животноводства;
- привить любовь к животным, уважение к труду животноводов
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: презентация темы (мультимедийное сопровождение), фотографии животных..
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся.
Игра-разминка: «Животное + Особенность». Правила игры: ученик называет животное, а его сосед по парте должен назвать особенность данного животного. Например: жираф – высокий, лягушка – зеленая и т.д.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать в группах. Образуйте 4 команды и дайте им названия.
2. Проверка знаний
Игра «Вопрос-ответ» (слайд 2). Правила игры: перед вами таблица с вопросами по категориям I – легкие вопросы; II – средние вопросы; III – трудные вопросы. Команда выбирает категорию вопросов с баллами. Команда, набравшая максимальное кол-во баллов выигрывает.
Вопросы I категории:
- 10 баллов – Маммология - это…
- 10 баллов – Какое сердце у млекопитающих?
- 10 баллов – Кто такие хордовые животные?
- 10 баллов – Что такое зоология?
Вопросы II категории:
- 20 баллов – Что такое диафрагма?
- 20 баллов – Сколько позвонков в шейном отделе млекопитающих?
- 20 баллов – Что такое плацента?
- 20 баллов – Назовите сумчатых млекопитающих.
Вопросы III категории:
- 30 баллов – Назовите этих животных. (слайд 3).
- 30 баллов – Назовите группы млекопитающих по месту обитания.
- 30 баллов – Назовите этих животных. (слайд 4).
- 30 баллов – Какие зубы у млекопитающих?
3. Изучение нового материала
Учитель: Назовите животных изображенных на фото. Что их связывает? (слайд 5)
(учащиеся дали ответ: корова, овца, лошадь, собака – домашние животные).
Приручение диких животных началось в далекой древности. Процесс был очень сложным и длительным. Люди начали приручать диких животных более 10-15 тыс. лет назад. Они старались брать прежде всего молодых животных или детенышей, так как те легче привыкали к людям. Приручение диких животных преследовало особые цели. Самым первым домашним животным, по предположениям ученых, была собака, чьим дальним предком является волк. По-видимому, древние люди приручали волка в качестве помощника на охоте. Их использовали для охоты и в качестве сторожевых животных. Люди одомашнивали только полезных животных. Одни – охраняют, другие – помогают на охоте, кормят, поят, одевают, перевозят тяжести. Со временем были одомашнены около 60 видов млекопитающих, 10-12 видов птиц и 2 вида насекомых. (слайд 6)
Задание: каждая команда в течение 3 минут должна вспомнить загадки или пословицы о домашних животных. Команда назвавшая большее кол-во животных, выигрывает.
Учитель: В Казахстане среди домашних животных чаще всего встречаются лошадь и верблюд. Разведение лошадей и верблюдов традиционно в нашей стране. Они очень выносливы, приспособлены к суровым условиям сухих степей и полупустынь, неприхотливы к корму, не требуют особого ухода. Целебное молоко очень ценится: оно богато белками, углеводами и витаминами. (слайд 7)
Задание: Как называется кобылье и верблюжье молоко (кумыс, шубат).
Учитель: Предком лошади является тарпан и лошадь Пржевальского. В прежние времена в Казахстане можно было встретить многочисленные табуны этих животных. Лошадь всегда являлась ценным и важным животным. Люди к ней относились с большой любовью и заботой. На лошадях кочевали, защищали земли от врагов и конечно лошади являлись поставщиками мяса и кумыса. В мире 250 пород лошадей, их разводят в специальных коневодческих хозяйствах. У нас встречаются следующие породы лошадей: адаевская, кушумская, донская, ахалтекинская, мугалжарская. (слайд 8)
Предком верблюда является дикий верблюд. По наличию горба верблюды делятся на: дромедаров – одногорбых верблюдов, бактрианов – двугорбых верблюдов. Верблюд -крупное животное. Его масса доходит до 700-800 кг, шея мощная и длинная. Тело покрыто верблюжьей шерстью. У бактрианов шерстный покров наиболее значителен в области горбов, затылка и нижней стороны шеи. Настриг шерсти с двугорбых верблюдов в 2-3 раза больше, чем с одногорбых. У верблюдов и лам на пальцах не бывает роговых образований – копыт. На ступнях у них подушкообразные мозолистые утолщения, поэтому этих животных называют мозоленогими. (слайд 9)
Задание: Что означает понятие порода домашних животных? (дети отвечают)
Учитель: Порода – группа однородных животных, полученных в результате селекции и отбора для определенной цели. У каждой породы характерное внешнее строение, особенности, связанные с приспособлением к среде обитания, направление продуктивности, качественные признаки. Например, имеются породы лошадей мясного, молочного, спортивного направлений, используемые как тягловая сила.
4. Закрепление
Заполните таблицу (слайд 10).
лошадь | верблюд | |
предки |
|
|
породы |
|
|
значение |
|
|
(дети самостоятельно 5-7 минут заполняют таблицу )
Учитель: Ребята, объясните следующие выражения:
- Верблюд – роскошь.
- Лошадь – гордость.
- Овца – богатство.
- Корова – довольствие
- Коза – лучше, чем ничего.
Правильные ответы учащихся оцениваются.
Учитель: Выполните следующее задание:
Каждая команда должна написать на листке свое отношение к домашним животным и 4 причины их необходимости (от каждой команды выходит представитель и рассказывает). Задание оценивается.
5. Итог урока
Подводятся итоги всех заданий. Выявляется победитель. Выставляются оценки.
Домашнее задание:
Нарисовать любимых животных. Приготовить сообщение.
Литература:
- Биология. Методическое руководство. Авторы: К. Кайым, Р. Алимкулова. – Алматы: Атамура, 2012.
- Большая энциклопедия животных. Авторы: Т. Руденко. – Москва : Олма – Пресс, 2004.