Цель: понимание ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения.
Задачи:
- Развитие способности эмоциональной саморегуляции.
- Развитие творческого самовыражения в области психологии.
- Формирование навыков совместной деятельности в группе (учеников, учителей), сплочение членов группы.
Оформление: В вестибюльном зале надпись «Неделя психологии», украшенная воздушными шарами. Двери кабинетов оформлены «ромашками» с афоризмами на тему «психология». На доске объявлений яркими буквами обозначена тема Недели психологии «Человек, полюби человека…» и план мероприятий на эту неделю.
План недели
День недели |
Мероприятия |
Классы |
Понедельник |
1. Конкурс: «Психологический мини-плакат. Психологическая листовка» 2. – «Забор психологической разминки» (в теч. Недели) – «Неделя доброты» (В теч. недели) 3. Радиовещание «Голос школы» |
5-11 кл. 5-11 кл. 1-4 кл. 1-11 кл. |
Вторник |
1. Социологический опрос: «Лучший учитель года» 2. Выставка литературы по психологии «Как относиться к себе и людям» (в теч. недели) 3. Акция «Большая переписка друзей» |
5-11 кл 1-11 кл. |
Среда |
1. «Сказочное путешествие для подростков» 2. Выставка методической литературы для педагогов «В помощь учителю, классному руководителю» 3. «Ящик доверия» |
Среднее звено Все классы |
Четверг |
1. Тренинг для учителей «Я глазами других» 2. Игротека в начальной школе «Чувствоведы» 3. Кроссворды на развитие внимания |
Педколлектив 1-4 кл. 1-11 кл. |
Пятница |
1. Почта мнений, отзывов и предложений о Недели психологии. 2. Подведение итогов Недели психологии. 3. Вечер для старшеклассников «День хорошего настроения» |
1-11 кл 8-11 кл., учителя. |
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ «ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ»
Открытие Недели проходит в торжественной обстановке – на общешкольной линейке, где знакомятся с планом недели, с основными мероприятиями.
Конкурс: «Психологический мини-плакат. Психологическая листовка».
Каждому классу дается творческое задание: используя высказывания известных психологов, нарисовать мини-плакаты. (Результаты конкурса объявляются в конце недели).
Стимульный материал:
«Будь самим собой!»
«Любовь к людям начинается с любви к себе»
«Врут тому, кому правду говорить опасно»
«Вы можете быть любым. Разрешите себе это!»
«Ругань – это обычный мордобой. Вы в этом участвуете?»
«Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может»
«Они орут – следовательно, достойны жалости»
«Оценки окружающих надо уважать и учитывать – как погоду, но не более»
«Стоп! Остановитесь. Оглянитесь. Вокруг Вас – мир, и он – прекрасен»
«Плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности»
«Забор психологической разминки». «Неделя доброты».
Цель – развитие чувства уважения, доброжелательности к людям.
Для 1-4 классов в течение недели проводится мероприятие «Неделя доброты». На общей информационной доске в начальной школе красочно оформлена картина с солнцем и облаками с лозунгом «Доброты в мир должно быть больше!» В каждое «облако» учащиеся вписывают пожелания, поздравления друзьям, учителям, родителям.
Для 5-11 классов в течение недели проводится мероприятие «Забор психологической разминки». Вывешиваются два забора – «Ученический забор», где ученики пишут пожелания для друзей и учителей и «Учительский забор», где преподаватели пишут пожелания, поздравления ученикам и своим коллегам.
Радиовещание «Голос школы»
В течение всей недели работает школьное радио. Для этого предоставляется временное помещение с необходимым оборудованием, оттуда будет идти вещание. Ведущими являются сами ученики из старших классов, и вещание осуществляется во время перемен. Основная работа заключается в том, чтобы рассказать о себе, о жизни школы. Радиовещание – один из основных элементов школьного самоуправления, где каждый может самоутвердиться, что придает уверенность в собственные силы. При вещании существует одно правило – информация должна носить только ПОЗИТИВНЫЙ характер, как можно больше употреблять вежливые, доброжелательные слова, никого не осуждать. Музыка должна звучать не только эстрадная, но и классическая.
Это намного интереснее. Информация скорее найдет своего адресата, чем, если бы она была
напечатана даже в самой красочной школьной газете.
Тематика радиовещания может быть любой.
Выпуск «Новости» – это основа любого радио, в том числе и школьного. Следует помнить о том, что ребенок не может долго воспринимать скучную и сухо подаваемую информацию. Удобнее всего при построении выпуска придерживаться схемы, Т.е. надо разбить его на блоки: «События», «Тема», «Впереди»....
Выпуск «Разговор по душам» – впечатления об интересно проведенных уроках, о Неделе психологии и т .д.
Выпуск «Спорт» – о предстоящих соревнованиях, о лучших спортсменах школы, интервью с учителем физической культуры, о ЗОЖ и т.д.
Выпуск «Четкий вопрос – четкий ответ» – диалог учителя с учениками, или ученик с учеником о насущных проблемах. Интервью с директором школы, пионервожатой, завучем и т.д.
Выпуск «Чашечка чая» – музыкальные поздравления по заявкам учеников и учителей.
Выпуск «В мире книг». Еще одна составляющая школьной жизни – библиотека. Цель выпуска– рассказать о ресурсах, о новинках школьной библиотеки
Выпуск «Пути дороги» рассказывают о поездках в другие города. Сделана в варианте-интервью с учеником или учителем.
Выпуск «Просто анекдот» – смешные истории из жизни школы, анекдоты, шуточные песенки и.д.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. «День переписки друзей»
Социологический опрос: «Лучший учитель года».
Это мероприятие вызывает особый интерес не только у учащихся, но и у учителей. Результаты вывешиваются на информационную доску. А учитель, занявший 1 место по какой-нибудь «номинации» награждается соответствующим Почетным листом на школьной линейке. Учитель, набравший наибольшее количество положительных выборов, становится «Лучшим учителем года». Он награждается соответствующей грамотой и Поздравительным листом от учащихся.
АНКЕТА
Подумайте и впишите Ф.И.О. учителя в каждую, соответствующую графу – «Номинация».
«Номинация | Ф.И.О. учителей |
1. «Самый добрый» | |
2. «Строгий» | |
3. «Отзывчивый» | |
4. и т.д | |
5. |
Выставка литературы по психологии «Как относиться к себе и людям» (в течение недели)
В кабинете психолога оформлена выставка книг по психологии для учеников.
Акция «Большая переписка друзей»
Каждому классу дается задание написать письмо ребятам из другого класса. Потом происходит обмен писем.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
«Сказочное путешествие для подростков»
Цель – сплочение группы, развитие эмпатии
- Настрой. Физический разогрев. Подвижные игры. («Багажная полка», «Спагетти», «Деревенский дом»)
- Погружение в игровую ситуацию. (говорится о необходимости прохождения препятствий для уменьшения конфликтности в группе)
- Преодоление препятствий. Упражнение «Заколдованный лес», «Скала», «Болото»
«Выставка методической литературы для педагогов «В помощь учителю, классному руководителю»
В кабинете психолога проходит выставка методического материала для проведения родительских собраний, классных часов. уроков и т.д.
«Ящик доверия»
Оформлен ящик, в который каждый желающий может опустить письмо с описанием проблемы, просьбы, пожелания и т.д.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
Тренинг для учителей «Я глазами других»
Цель – сплочение коллектива, развитие доверительных отношений.
Упражнение «Продолжи искренне». Все сидят в кругу. Каждый вытягивает карточку с незаконченным предложением. которое он должен искренне продолжить.
Упражнение «Я глазами других». Каждый выходит и садится на выбранный им стул (один стул «золотой», человеку, севшего на него надо говорить только положительные слова, другой стул – «черный», говорят о недостатках человека)
Упражнение «Ярмарка достоинства». Каждый выходит перед аудиторией и в течении 1 минуты говорит о достоинствах своего характера.
В конце тренинг каждый высказывает свои впечатления о занятии.
Игротека в начальной школе «Чувствоведы»
- Настрой. (вспомните какое настроение чаще всего у вас было за неделю?.. Все люди иногда бывают злыми, а иногда добрыми. Это наши враги и друзья – эмоции. Эмоции – это выражение нашего чувства к тому, что происходит вокруг нас…).
- Группа делится на 2 команды
1 конкурс «Угадай эмоцию», (показывается эмоция на листочках, а каждая команда отгадывает)
Мы увидели, эмоции бывают положительными, приятными и отрицательными, не приятными
2 конкурс «Эмоция сказочных персонажей» (каждый участник вытягивает карточку с текстом и показывает указанную эмоцию своей команде, которая должна угадать ее):
- Интересующийся и люботытный Буратино.
- Грустный Пьеро.
- Карабас-Барабас в гневе.
- Мальвина, удивлённая неаккуратностью Буратино.
- Обиженный кот Леопольд.
- Золушка, чувствующая свою вину, когда на неё ругается мачеха.
- Царевна Несмеяна, которая выражает всем своё презрение.
- Дюймовочка, которая испытывает отвращение к кроту.
- Горюющая Герда, узнавшая о пропаже Кая.
- Поросята Наф-Наф и Нуф-Нуф, убегающие от волка
- Радостный Винни-Пух, который любит ходить по утрам в гости.
3 конкурс «Покажи эмоцию» (выходит вся команда, первому участнику говорится на ухо эмоция, он должен ее показать следующему, ничего не говоря и т.д., последний участник должен отгадать ее)
3. Подведение итогов. Каждому участнику раздается задание:
Дневник моих эмоций
Начиная с сегодняшнего дня ты будешь вести этот ДНЕВНИК. Каждый день будешь записывать туда те эмоции, которые возникли у тебя в течение дня. Для этого сначала указываешь день, когда ты заполняешь ДНЕВНИК. Потом цветным карандашом или фломастером рисуешь эмоцию, обозначая ее одним из следующих рисунков:
День | Эмоция в рисунке | День | Эмоция в рисунке |
Кроссворды на развитие внимания
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
Почта мнений, отзывов и предложений о Неделе психологии.
Работает Почта отзывов, каждый желающий может написать о впечатлениях, о недостатках Недели психологии.
Подведение итогов Недели психологии.
На общешкольной линейке обсуждаются результаты проведенной Недели. Победители конкурсов награждаются призами.
Вечер для старшеклассников «Психологический кросс»
Кабинеты поделены на станции
1. Станцuя «Старт» каждой команде из 5 человек дается Маршрут кросса и стартовые жетоны. Задача каждой команды набрать как можно больше жетонов. На каждой станции при входе команда выполняет физическое задание «Психологический настрой»
2. Станция «Диагностика мышления» (за правильный ответ – 1 жетон)
– «Настрой» – пройти как по болоту), как по гвоздям, через крапиву.
– Основная: часть:
- Слово БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу: 1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скорый, 4 – легкий, 5 – медленный.
- МИНЕР и МИНОР. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными , ни противоположными.
- Слово СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову: 1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.
- Какое из слов отлично от других? 1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить.
- Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову: 1 – незапятнанный, 2 – непристойный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – классический.
- Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОЯНИЕ к слову НОС: 1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый.
- Сколько пар чисел из этих шести являются полностью одинаковыми?
5296 5296
66986 69688
834426 834426
7354256 7354256
61197172 61197172
83238324 83238234 - Слово Близкий является противоположным слову: 1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – родной, 4 – иной.
- Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?
3. Станция «Зарядка ума».
– Настрой – показать, как ходит курица, пингвины, индюк.
– Основная часть (выполнить задание «ква»)
к | В | а |
1. Этот «ква» научит читать
к |
в |
А |
2. Этот – стремительно атаковать
к | в | а |
3. Этот – жажду в жару утоляет.
к | в | а |
4. Этот в пустыне степенно шагает
К | в | а |
5. Без этого конь лихой спотыкается
к | в | А |
6. Плавает в этом рыбка-красавица
к | в | а |
7. Этот фигура в умной игре.
к | в | а |
8. На этом Колумб отплыл на заре
к | в | а |
9. Этот дает молоко и мычит
к | в | а |
10. Этот не раз вы чертили в тетради
4. Станция «Психологическая разгрузка».
Настрой – показать пантомиму – «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «ученье свет – а не ученье тьма».
Основная часть: – упражнение «отгадай эмоцию»
5. Станция «Воображение» – вся команда должна не обсуждая тему нарисовать одну картину.
6. Станция «Память» Упражнение – «Оценка слуховой памяти» и «Оценка зрительной памяти».
7. Станция «Финиш» – дискотека.