Межпредметные связи: геометрия.
Класс: 3 класс.
Форма проведения урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Цели урока: Способствовать организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности. Способствовать расширению словарного запаса, Умения сравнивать, анализировать, делать вывод. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность суждений, интерес к предмету.
Оборудование: Кубики «Лего», линейка, листы для ответов 4 цветов, оценочный лист, развертка прямоугольного параллелепипеда, клей, таблица ответов для вписывания букв, маркеры 4 цветов, игрушечные собачки, самовар, вертушка, названия величин, таблица величин, воздушные шары, формула объёма.
Ход урока
1. Организационное начало. (1 мин.) Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок, начинается урок .Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что вокруг нас такие замечательные, готовые в любую минуту прийти на помощь друзья. Глубоко вдохните, выдохните беспокойство, забудьте неудачи. Вдохните в себя зимнюю свежесть, тепло солнечных лучей. Возьмитесь за руки, вам
предстоит трудная задача. Когда мы вместе нам любое дело по плечу и
успех этого дела зависит от каждого из вас. Я желаю вам удачи.
2. Устный счет. (5 мин.)
Работа в группах
(Состав группы — дети с разным уровнем математической подготовки)
Расшифровка слов известного математика Галилея. Дети делают вычисления, вписывают в клетки буквы, соответствующие значению ответа примера. На доске в клеточках появляется высказывание.
Природа формулирует свой закон языком математики.
Задания даны для каждой группы отдельно на листах. Ученики устно решают и вписывают буквы в ячейку цвета, соответствующего цвету своей команды (красный, синий, зеленый и черный)
– Учитель: Верно. Сегодня вам предстоит вывести свой закон, точнее формулу, а это возможно, только если вы будите работать слаженно сообща. Не бойтесь спорить, ведь в споре рождается истина. У нас сегодня урок — практикум. Вы будите творцами-конструкторами.
3. Актуализация знаний. (6 мин.)
Учитель: Сегодня у нас много гостей, прямо, как в сказке Чуковского «Муха-Цокотуха»
– Вспомните, а по какому поводу собрались гости (Она купила самовар и решила отпраздновать именины)
– А чем принято встречать гостей? (чаем)
– Кто был в гостях у Мухи? Букашки, тараканы.
– Сколько они выпили чаю, если букашек было 6, а тараканов 4 и каждый выпил по 3 чашки? (6+4)×3-30 чашек
– Что мы измерили чашками? (Жидкие и сыпучие вещества занимают объем посуды)
– Мы можем измерить объем?
– Что такое объем?– Величина.
– Какие величины вы знаете?
(Дети заполняют таблицу)
– Что является единицей измерения объема? (литр)
– Что измеряют данной единицей? (Объем жидкости и вместимость посуды)
– Вчера на уроке мы пользовались еще одной меркой – это объем куба с длиной ребра в 1 см.
– Но невозможно носить с собой полные карманы кубиков. Как же быть?
– Сегодня нам необходимо найти другой более удобный – математический способ нахождения объема фигур.
4. Открытие нового. (10 мин.) Практическая работа в группах. Конструирование из кубиков «Лего».
Перед вами на партах лежат кубики «ЛЕГО»
Предположим, что каждый из них это 1 см кубический. Сконструируйте фигуру, используя эти кубики.
Сколько кубиков вы использовали?
– Как легче посчитать количество кубиков?
(Дети объясняют все возможные способы счёта)
Следующее задание сложнее.
– Перед вами на партах лежат геометрические фигуры, которые я соединила между собой.
– Что это за фигуры? (квадрат, прямоугольник)
– Какие величины у них имеются? (длина и ширина)
– Что мы можем найти у этих фигур? (Площадь)
– Как мы это можем сделать? Длину умножить на ширину
– А теперь сконструируйте путем сгибания другую объемную фигуру.
(Дети сгибают, склеивают и получают: прямоугольные параллелепипеды)
– Какие фигуры получились? (прямоугольный параллелепипед)
– Давайте их рассмотрим..
– Сколько имеется граней? 6
– Сколько ребер? 12
– Сколько вершин? 8
– Найдите на моделях равные грани. (нижняя – верхняя, передняя – задняя, правая – левая)
– Какой вывод можем сделать? (Противоположные грани равны)
– Есть ли равные ребра?
– Почему они равны? (они являются противоположными сторонами прямоугольных граней)
– Сколько неравных ребер может быть у параллелепипеда? (3– длина, ширина, высота)
– Чем отличается прямоугольник от параллелепипеда? (Прямоугольник плоский, имеет 2 измерения, параллелепипед – объемный – имеет 3 измерения)
– Какие это измерения? Длина, ширина, высота.
– Как можно найти объем ваших фигур математическим способом, имея 3 измерения?
– Как вы думаете? (дети выдвигают гипотезы)
Каждая группа совещается и предлагает свою формулу нахождения объема. Вывешиваются на доску формулы каждой группы и обсуждаются. После обсуждения дети записывают формулу в тетрадь:
V= а• Ь•с
Физминутка: (Надуть шарик за 30 секунд) 1.5 мин
– Что внутри шарика? – воздух .Он занимает определённый объем,
– Почему размер шарика разный? Разный объем, разные мерки, т.е количество выдохов.
5. Применение новых знаний. (13 мин.) Самостоятельная уровневая работа.
1-й уровень. Найдите объем вашей фигуры.
(Для каждой группы дана объёмная фигура прямоугольного параллелепипеда). Дети выполняют вычисления и вывешивают на доску лист, после чего каждая группа объясняет, как находили объем. Коллективная проверка.
2-й уровень
Длина школьного бассейна 4 м, ширина З м, высота 2м .Так как там купаются маленькие первоклашки– заполняют только половину бассейна. Найдите объем воды в бассейне.
3-й уровень
(для каждой группы, на партах у детей имеется игрушечная собачка)
– Все мы любим животных. Особенно жаль бездомных животных. Трудно им в выживать в непогоду. Вы готовы им помочь? Тогда вам предстоит сконструировать домик – конуру для собаки.Подумайте, какой должна быть конура? Какой объем должна иметь ? Что необходимо учесть при конструировании? (Размер: длину, ширину, высоту;)
(самостоятельная работа учащихся, дети обосновывают свои ответы, доказывают , объясняют)
6. Выставление оценок (самооценка) (1 мин.)
– Вы хорошо поработали. Теперь вам следует оценить работу своей группы и каждого в отдельности, т, е выставить оценки.
7. Обобщение (1 мин.)
– Что мы сегодня открыли?
– В чем важность открытия?
– Как это может пригодиться?
8. Рефлексия. (1 мин.)
– Мне понравилось...
– Было трудно...
– Мне хочется...
9. Домашнее задание, инструктаж. (1 мин.)
Стр. 113-114№ 3.
– Назовите тип задач (на нахождение объема)
– Как найти объем? а×в×с