Цель: Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями, педагогами дошкольного учреждения.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать практические навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевую коммуникацию, творческое воображение, внимание, память, словесно-логическое мышление, мелкую моторику;
- закреплять знание о буквах, формировать умение узнавать графическое изображение звука.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные способности дошкольников;
- формировать нравственные качества: взаимопомощь, чувство коллективизма;
- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать смелость, веру в собственные силы, умение преодолеть внутренний страх перед выступлением;
- повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми;
- создать положительное эмоциональное отношение родителей.
Предварительная работа:
- Непосредственно-образовательная коррекционная деятельность по темам: «Звуки и буквы», «Гласные и согласные», «Уроки азбуки». Цикл образовательных компьютерных программ «Грамотей», «Баба-Яга учится читать».
- Разучивание стихотворений С. Михалкова «Лесная академия», В. Берестова «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…», С. Маршак «Ты эти буквы заучи…» Загадывание загадок.
- Разучивание песен: «Азбука» слова З.Петровой, музыка Б. Сидельникова
- Экскурсия в библиотеку.
Материал и оборудование: Магнитофон, аудиозапись, презентация по содержанию «Игры-конкурса «Знатоки Азбуки», кукла би-ба-бо Буратино, плакаты с нарисованными буквами (П), таблицы с буквами, сюжетные картинки, составленные из букв, магнитные доски, чистые листы бумаги, карандаши, канат, бантики.
Ход мероприятия
Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня у нас веселый праздник. Праздник азбуки. Мы будем читать стихи, посвященные буквам, соревноваться, выполнять различные задания. Я предлагаю вам вспомнить все то, чему вы научились на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
На наш праздник мы пригласили ваших родителей. Они будут и участниками, и зрителями! А помогать мне будет……….
(из-за ширмы появляется кукла би-ба-бо Буратино)
Буратино:
А помогать мне будет…(смеется) Я!
Мальчик странный,
Необычный - деревянный…
Ведущая:
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?...
Все: Буратино
Буратино: Правильно, Буратино! Здравствуйте ребята! Здравствуйте взрослые! Сегодня вас ждут… задорные танцы, веселые песни!!!!! (смеется)
Но самое главное: интересные конкурсы! В наших соревнованиях участвуют две команды команда «Радуга» и команда «Брусничка»
Ведущая: Спасибо, Буратино! И так, команды вперед!
Под музыку из телепередачи «АБВГДейка» (муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского) команды входят в зал.
Буратино: Команды готовы? Но чего-то не хватает!!!!!!
Ведущая: А не хватает, Буратино – ЖЮРИ! Самого серьезного и самого веселого, самого строгого и самого доброго.
(Представление жюри)
Ведущая: Всем известно, что в азбуке живут и хозяйничают буквы. Давайте сегодня на нашем празднике покажем, чему мы научились в детском саду. Расскажем о буквах все, что знаем.
Буратино: А я знаю, кто расскажет! Самые старые дети нашего детского сада!!!!!
Ведущая: Какие, какие дети???
Буратино: С т а р ы е!!!!!!!!!
Ведущая: Да нет, Буратино, не старые, а старшие дети нашего детского сада - подготовительная группа «Радуга»
(Инсценировка песенки-азбуки Б.Заходера в исполнении детей подготовительной группы)
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха!
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Должен вам шепнуть тайком:
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Буратино: (повторяя последние строчки стихотворения «…очень плохо жить на свете…»)
А вот мы и проверим, знают ли ребята буквы.
Ведущая: Ну, как конкурсанты согласны??? И так объявляю первый конкурс…
1. «Обведи букву»
Каждая команда получает таблицу букв и написанную на листе бумаги букву, которую нужно обвести в таблице. Выигрывает та команда, которая за 1 минуту обведет больше заданных букв (выполнение заданий команда).
2. Конкурс: «Оживи букву» (для родителей)
Нужно фломастерами подрисовать буквам ноги, руки, бантики, хвостики, глаза, носы... (Каждая команда получает по букве и выполняет задание)
Ведущая: Жюри подсчитывает баллы. А мы….
Буратино: А мы отгадываем мою загадку.
На страницах букваря-
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Азбука)
(Дети отгадывают загадку)
……Правильно! Правильно! Азбука! А кто объяснит нам, что это за слово такое «азбука»
Ведущая: Азбука – это старое русское слово. Это книга, по которой изучают буквы, а ещё азбукой называют набор букв, алфавит.
Слово азбука происходит от названия первых славянских букв – «аз» и «буки».
Раньше буква «А» называлась «аз», буква «Б» - буки. Вот от этих двух названий букв и произошло слово «Азбука». В русской азбуке 33 буквы. Самая первая печатная азбука появилась 400 лет назад. А еще через 100 лет был издан букварь с картинками, которые называются иллюстрациями. Автором этого иллюстрированного букваря стал учитель маленького царевича Петра, будущего российского царя Петра I.
Потом позже, появилась «Бабушкина азбука». Ее составила для своих внуков российская императрица Екатерина II. Азбука содержала в себе и буквы, и сказки, и стихи, и рассказы.
Буратино:
Буквы кружились.
Буквы играли
И эти рисунки
Нарисовали
Ведущая: Спасибо, Буратино, что помогаешь мне. Эти картины нарисовали не буквы, а наши юные художники. Знатокам надо найти на рисунках буквы.
(А, У, И, О, М, Н, П, Т).
3. Конкурс: «Найди буквы»
Буратино:
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
Но для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Ведущая: Предлагаю следующий конкурс для родителей.
Буратино:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Ведущая: Правильно, Буратино! У нас еще один конкурс для родителей.
4. «Наборщик»
Ведущая: Из предложенного слова за несколько минут надо составить как можно больше существительных в именительном падеже. Слово - ГОСУДАРСТВО.
(Ответ: Город, год, град, оса, овраг, сода, сорт, сало, сосуд, суд, удар, удав, трос, ус, дрова, досуг, дорога, род, рот, рост, рота, враг, вор, вода)
Ведущая: А пока наше жюри подсчитывает баллы, я предлагаю отдохнуть всем!
Буратино: Ура! Музыкальная пауза!!!
(танец «Буратино» в исполнении детей подготовительной группы)
Ведущая: Мы уже знаем, что все буквы в азбуке делятся на гласные и согласные.
(дети старшей групп читают стихотворение В.Берестова)
Гласные тянуться
К песенке звонкой,
Могут заплакать и
закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
свистеть и ворчать.
А согласные
согласны
Шелестеть, шептать,
свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
5. Конкурс капитанов команд
(Под музыку выходят капитаны команд)
Ведущая: Капитаны команд, для вас вопросы. За каждый правильный ответ ваша команда получает дополнительное балл
Вопросы:
- Какие бывают звуки? (гласные, согласные, свистящие, шипящие)
- Где может стоять звук в слове? (в начале, середине, конце)
- Без чего не напишешь в тетради? (без карандаша, без ручки)
- Что нужно знать, чтобы уметь читать? (буквы)
- Дедушка старше бабушки. Кто моложе? (бабушка)
- Ваня выше Пети. Кто ниже? (Петя)
- Сколько звуков в слове дом, (дым)?
(Жюри подводит итоги конкурса)
(Дети подготовительной группы читают стихи)
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй
Строй как строй, да не простой –
Он зовется АЗБУКОЙ.
Буквы – значки, как бойцы на параде
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется все – АЛФАВИТ.
Ведущая: Буратино, что ты делаешь?
Буратино: Пытаюсь написать свое имя!
Ведущая: Какой ты молодец!
Буратино: А давайте проверим, умеют ли ребята писать свое имя!
Ведущая: И так мы объявляем следующий конкурс
6. Конкурс: «Напиши свое имя»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА (шуточный танец «Куклы»)
Буратино: Учусь, учусь, завязывать бантики все не получается!!!! Эх!!!
Ведущая: А давай, Буратино попросим команды показать тебя как надо завязывать бантики!!
7. Конкурс: «Кто больше завяжет бантиков?»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА (звучит песня «Азбука» в исполнении подготовительной группы «Радуга»)
Ведущая: Слово предоставляется жюри
(Заполнение протокола игры – конкурса «Знатоки азбуки», объявление победителей)
Награждение победителей и участников игры - конкурса «Знатоки азбуки»
Ведущая: Совсем недавно в нашем детском саду проходил семейный творческий конкурс «Моя любимая буква». Вы рисовали, лепили, делали из разных подручных материалов самые любимые буквы алфавита. Всего членами жюри было рассмотрено 34 работы. Мы объявляем итоги конкурса и награждаем победителей и участников.
Награждение победителей и участников творческого конкурса «Моя любимая буква»
Ведущая: Сегодня мы убедились, что все дети знают буквы, умеют думать, что у каждого из вас бьется отважное сердце.
А ваши родители активны и в любую минуту придут вам на помощь.
Спасибо вам за внимание и терпение!
(Дети подготовительной группы читают стихотворение В.Берестова «Читалочка»)
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
Буратино: До свидания ребята!
Ведущая: До новых встреч!
Литература:
- В.В. Волина. «Праздник Букваря». М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.
- А.Ундзенкова, О.Сагирова «Русский с увлечением!». Екатеринбург, 1999.
- Научно-методические журналы «Логопед», 2008-2012.
- Методические журналы «Ребенок в детском саду», 2001.