Урок по теме "Изъявительное наклонение глагола. Прошлое, настоящее и будущее время глагола"

Разделы: Иностранные языки


Целиь:

  1. Повторять и усовершенствовать знания учащихся о признаках глагола, формировать умение находить глаголы среди других частей речи. Развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
  2. Научить определять время глаголов. Уметь изменять глаголы по временам.
  3. Развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, умение формулировать учебную задачу.
  4. Воспитать самостоятельность, патриотизм.
  5. Прививать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник по татарскому языку, карточки, словари, презентация (у автора).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1) Фонетическое упражнение

[ә] – бүләк, беләзек

[ү] – үзәк, күлмәк

[ө] – йөзек, көмеш

[о] – озак, озын

[һ] – җиһаз, һава

[w] – авыл, тавык

[гъ] – мәгариф, шигырь

[г] – гел, гөл

[къ] – каз, алка

[к] – кибет, йөзек

[җ] – җиләк, җитез

[ң] – чаңгы, яңа

– Мы с вами повторили какие звуки? В чем их особенность? (Эти звуки есть только в татарском языке, а в русском языке их нет)

– А какие же буквы свойственны татарскому языку? (ә ү ө һ җ ң)

– Запишите их в тетрадь – әүөһҗң

– Новые слова, ребята, которые мы еще не знаем – это мәгариф – образование, җиһаз – обстановка. Запишем эти слова в тетрадь.

2) Опрос по теме прошлого урока

– Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол?

У глаголов в татарском языке есть три наклонения: боерык фигыль (повелительное наклонение), хикәя фигыль (изъявительное наклонение), шарт фигыль (условное наклонение).

– Из учебника прочитайте правило о хикәя фигыль (изъявительное наклонение)

– Выполните упражнение. Какое задание дано? Выписать подлежащее и сказуемое. Работаем в тетрадях.

III. Изучение нового материала.

1) Работа с текстом.

– Внимательно прочитайте текст. Затем ответите на вопросы.

Беренче Олимпиа уеннары Борынгы Грециядә 776 елда безнең эрага хәтле уздырылган. Олимпиа уеннары – тынычлык бәйрәме. Җәйге олимпиа уеннары 1896 елда Афинада узган. 1924 елдан алып кышкы олимпиа уеннары уздырыла башлый. Барлыгы 21 ил олимпиаданы үткәргән, 41 шәһәр каршы алган. Безнең илдә 1980 елда Мәүскәүдә XXII Җәйге Олимпиадасы үткән, XXII Кышкы Олимпиада Сочи шәһәрендә булачак.

– О чем этот текст? Первые олимпийские игры прошли в какой стране? Олимпиаду провели сколько стран? XXII Зимние Олимпийские игры пройдут в каком городе?

– Молодцы!

– Найдите в тексте глаголы и подчеркните их.

– Проверьте правильность своей работы.

– А теперь глаголы распределите по группам. По какому признаку будем распределять? (по вопросам)

Самостоятельная работа. Проверка.

– Ребята, предположите, чем мы будем заниматься на уроке? Кто сформулирует тему урока?

Да,……

Тема нашего урока «Хикәя фигыль. Үткән, хәзерге һәм киләчәк заман хикәя фигыль». Сообщение целей урока.

– Глаголы какого времени отвечают на вопрос

  • нишләде? нишләгән? – прошедшего времени
  • нишли? – настоящего времени
  • нишләр? нишләячәк? – будущего времени

– У каждых олимпийских игр есть свои символы-талисманы. А кто является символом предстоящих олимпийских игр, вы узнаете, отгадав загадки.

Балны бик-бик ярата.
Кышын сөя йокыны,
Язгача тормый ята.
О ком эта загадка? (Аю – Медведь)

– Дополним нашу таблицу. А для этого подберите глагол к слову медведь.

Йоклый – йоклады – йоклар

Спит – спал – будет спать

Измените глагол по временам с опорой на слайд.

Африкадагы экваториаль урманнарның эре ерткыч хайваны. (Каплан – Леопард)

Леопард что делает?

Сикерә – сикерде – сикерәячәк

Прыгает – прыгал – будет прыгать

Җәен соры, кышын ак,

Урманнан чыгар, үзе чабар. (Куян – Заяц)

Заяц что делает?

Курка – курыкты – куркыр

Боится – боялся – будет бояться

– Ребята, что у нас получилось? Что это моңет означать?

– Правильно! Это символы предстоящих олимпийских игр в Сочи!

IV. Физкультминутка.

V.  Проверка домашнего задания.

– В предстоящих олимпийских играх будут представлены 15 зимних видов спорта. Дома вы должны были нарисовать один из видов спорта и составить предложения. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

– Молодцы, ребята!

А еще на олимпийсках играх будет представлен такой вид спорта, как фристайл. Об этом виде спорта пара (Луиза и Земфира) подготовят сведения. (Словарная работа)

VI. Закрепление.

– Работа с пословицами. Какими качествами должен обладать спортсмен?

(здоровым быть, быстрым, волевым, сильным, терпеливым, старательным, трудолюбивым, дружелюбным и т.д.)

В татарском языке есть много пословиц об этой теме.

Найдите глаголы. Дополните пословицы. Как вы ее понимаете.

Запишите в тетрадь, подчеркните глаголы, определите их время

Калган эшкә кар явар. – Не оставляй начатое дело на завтра.

Эш кешене төзәтә, ялкаулык боза. – Работа красит человека, а лень портит.

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание дается на карточках.

Из областной газеты “Янарыш” выписать предложения, где глаголы будут в трех временах. Записать в тетрадь.

VIII. Итог урока. Оценивание.

IX. Рефлексия.