Игра-путешествие по химии на тему "Путешествие в страну химических элементов". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели:

  • Образовательные: повышать интерес у учащихся к предмету химии, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии.
  • Развивающие: развивать логические и аналитические способности мышления учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство сотрудничества, сопереживания, сотрудничества.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки с изображенными химическими знаками химических элементов, карта «Страна химических элементов» на которой указаны станции: «Мифологическая», «Геологическая», «Химическая», «Географическая», «Историческая», «Академическая», «Опасная», «Космическая».

Оформление кабинета: плакаты:

1. «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие»
 М.В.Ломоносова

2. «Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все: от песчинок малых планет
Из элементов состоит единых»
С. Щипачев. «Читая Менделеева»

Ход мероприятия

На экран проектируется слайд №1. «Страна химических элементов»

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Стране химических элементов». Наш маршрут будет проходить через станции химических элементов. Представители химических элементов – «жители этих станций – объединены между собой на основании общих свойств. Жители одной станции кроме сходств имеют и различия как по внешнему виду (агрегатное состояние, цвет и т.д.) так и по химическим свойствам.

Учитель: Работать будем в командах. Вашу работу будет оценивать жюри. В ходе игры вам будут выдаваться фишки разного цвета: красные – за разгадывание загадки. А синие – за правильное определение названия химического элемента. Самых активных игроков ждет сюрприз по окончании игры.

Отправляемся в наше путешествие. В добрый путь, друзья!

Учитель:

Задание 1. Придумайте название вашей команды и выберите капитана. Время выполнения 2 минуты.

Учитель: Капитаны, представьте свои команды. Жюри оценивает.

Учитель: Мы с вами знаем, что каждый химический элемент имеет свое название. Сейчас в периодической системе известно более 110 химических элементов, но не все элементы имеют названия. В чем дело?

Исследователи, открывшие новый элемент, почти всегда сразу же предлагали ему название. Как правило, эти названия оставались неизменными, хотя бывало, что один и тот же элемент долгое время фигурировало под разными именами.

Названия химических элементов поддаются достаточно четкой классификации. Сегодня во время путешествия мы с вами убедимся в этом.

Слайд №2. Географическая карта мира

Учитель: Начинаем наше путешествие с станции «Географическая».

Ребята, вам необходимо ответить на вопросы викторины.

1. Сколько химических элементов берут свои названия от географических названий? (19)

2.От какого латинского названия получило свое имя химический элемент Рутений?

 (от латинского названия Россия)

3. Перечислите химические элементы, названные в честь стран.

(Германий, франций, полоний (Польша), галлий (Франция).

4. Верно ли, что индий получил название в честь Индии?

(название индий произошло от синей (индоговой) линии в спектре этого элемента.

5. В названиях каких химических элементов входят названия рек?

( Радон – Дон, нильсборий – Нил, индий – Инд, полоний - По)

Слайд № 3 «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Учитель: Следующая станция «Химическая».

В названиях 9-ти химических элементов отразились химические свойства.

Я читаю свойства, а вы должны определить о каких элементах идет речь:

  • 1. Водород - от греческих слов «гидр» и «генао» рождаю воду.
  • 2. Азот – от греческого слова «безжизненный», когда был открыт, выяснилось, что он не поддерживает горение и дыхание.
  • 3. Фтор – по гречески «фторо» - разрушение, гибель.
  • 4. Аргон – от греческого слова – бездельный.  

Учитель: 12 химических элементов получили название от физических свойств.

  • Цезий – от латинского слова – цезуле – небесно голубой.
  • Таллий – от греческого «таллос» - цвет молодой зелени.
  • Йод - от греческого «йодес»- цвет фиалки.
  • Фосфор – свети, (светится в темноте).

Слайд № 4.Мифологические герои.

Учитель: Следующая наша остановка на станции «Мифологическая»

Что такое миф? Верно. Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, явлениях природы.

Вопрос: Какие химические элементы имеют мифологическое названия?

Титан – титаны – древние легендарные обитатели Земли.

Ванадий – в честь богини Ванадии.

Торий – в честь Тора – древнескандинавского бога – громовержца.

Прометий – в честь Прометея, который украл огонь для людей.

Жюри объявляет баллы

Учитель: Остановка «Геологическая».

14 элементов получили название от минералов, из которых они были выделены.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, откуда взялось название самарий?

Учащиеся высказывают свое мнение

Конечно, нам всем бы хотелось, чтобы этот элемент был назван в честь города Самара, но это не так. Свое название этот элемент получил свое название от минерала – самарскит.

Слайд №5 Небесные тела.

Учитель: Наше путешествие продолжается. На нашем пути остановка «Космическая»

Имена 8 химических элементов происходят от названия небесных тел.

Вопрос: Перечислите химические элементы, которые получили названия от космических тел.

Гелий – «гелиос» - солнечный Селен – «селеус» - Луна

Теллур – «теллурис» - Земля. Уран – планета Уран.

Плутоний - «планета Плутоний».

Слайд № 6.Знак «Опасно!» (знак радиоактивности)

Учитель: Наша остановка называется «Опасная».

Вопрос: Какие химические элементы опасны?

Rh – радон, Pa – протоактиний, Ra – радий, Po – полоний.

Слайд № 7. Портреты ученых.

Учитель: Станция «Академическая»

Названия 8 химических элементов увековечили память о выдающихся ученых.

Учитель: Названия каких химических элементов связаны с выдающимися учеными?

Cm - кюри, Es – энштейний, Lr – лоуренсий, ku – курчатовий, Ns – нильсборий,

Rf - резерфордий, Md – менделевий.

Все эти элементы свое название получили после многих споров.

Только 101 – ый элемент сразу получил свое название. Но этот элемент мог иметь название не менделевий, а соколовий.

Послушайте отрывок из уникального архива Д.И. Менделеева. Эти строки написаны самим Д.И. Менделеев.

«Дед, священник села «Тихомировцы» Вышневоловского уезда, Павел Максимович Соколов имел 4 - ых сыновей: Василия Покровского, Ивана Мендеелеева, Тимофея Соколова и Александра Тихомандрицского. (фамилии давали учителя духовного училища.).

Фамилия Менделеев дана отцу за то, что он когда – то, что – то выменял, как соседский помещик менял лошадей и прочее. Учитель по созвучию «мену делать» вписал отца под фамилией Менделеев.

Учитель: Ребята! Вот и познакомились с именами химических элементов. Современные символы химических элементов были введены в химический обиход в 1813 году Берцеллиусом. Последняя наша станция «Историческая».

На этой станции мя услышим истории, связанные с некоторыми элементами.

  • «Серебро из глины» - Аl
  • «Царь металлов» - Au
  • «Великий труженик» - Fe

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Следующее задание.

За 2 минуты необходимо написать как можно больше образных выражений, используемых в литературе, в которых фигурируют названия химических элементов.

Fe -железные мускулы, железная воля, железная дисциплина, железный занавес, выжечь каленным железом.

Au - золотая свадьба, золотые руки, золотая жила, сулить золотые горы.

Учитель: Загадки о химических элементах

1. Военный клич – начало слова
Одна плюс буква – и готово.
Любой, кто элементы знает
Ответ тот час же угадает (уран)

2. Угадай мое название
Первый слог мой – отрицание
Слог второй – местоимение
Поскорей я жду решения (неон)

3. Узнаешь сразу как зовут
Того, чей всем известен труд
Ему близки оркестра трубы

Учитель: На этом наше путешествие по стране химических элементов заканчивается. Вам, наверное, интересно, какая команда сегодня выиграла. Уважаемое жюри подведите итоги игры.

Жюри объявляет итоги игры.

Учитель: Ребята, мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну химических элементов. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Самых активных я хочу отметить отдельно и вручить им ценные призы. Это книги, которые помогут в дальнейшем в изучении такой интересной и важной науки, как химия.

Презентация у автора.

Предоставлена была только карта "Страны химических элементов".