Цели урока:
Образовательная: повторить и обобщить знания по теме в применении их при решении расчетных, качественных и экспериментальных задач;
Развивающая: научить применять знания в новой ситуации,объяснять происходящие физические явления;
Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический материал, оборудование для экспериментальных задач.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Класс делится на 5 групп. Для оценки работы групп выбирается экспертная группа из успешно обучающихся ребят.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Решение кроссворда.
Вопросы для кроссворда (заполнение на листочке):
- Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.
- Изменение формы или объема тела
- Единица измерения массы тела.
- Прибор для измерения силы.
- Происходящие всевозможные изменения в окружающем нас мире.
Ответы: 1. Движение 2. Деформация 3. Тонна 4. Динамометр 5. Явления
3. Решение качественных задач:
- Какие части велосипеда описывают при прямолинейном движении прямолинейные траектории относительно дороги, а какие- криволинейные?
- Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири?
- Зачем в гололедицу посыпают тротуары песком?
- Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке- вперед?
- Действует ли сила тяготения между космонавтом и Землей, когда космонавт, как говорят, находится в состоянии невесомости?
4. Решение экспериментальных задач.
1 группа. Задание: определите массу цилиндра.
Оборудование: весы, разновесы, цилиндр.
2 группа. Задание: определите плотность деревянного цилиндра.
Оборудование: весы,разновесы, мензурка с водой, деревянный цилиндр.
3 группа. Задание: определите силу трения и сравните ее с весом тела.
Оборудование: брусок, линейка, динамометр.
4 группа. Задание: определите объем тела с помощью мензурки.
Оборудование: мензурка с водой, цилиндр.
5 группа Задание: проградуировать пружину и измерить силу.
Оборудование: динамометр с закрытой шкалой, различные грузы
5. Составьте формулы:
V | t | S | k | g | ρ | m | P | v | F | X |
Выигрывает та группа, которая составит из карточек больше формул.
6. Решение расчетных задач:
- Вычислите вес тела, масса которого 200г.
- Чему равна сила тяжести, действующая на слона, если его масса 4 т?
- Автомобиль движется со скоростью 72 км/ч. Какой путь он проедет за 30 мин?
- Подсолнечное масло объемом 0,001 м 3 имеет массу 920 г. Определите плотность масла.
- Определите массу оконного стекла длиной 3м, высотой 2,5 м и толщиной 0,6 см. Плотность стекла 2500 кг/м3
7. Назовите ученых-физиков:
8. Итог урока.
Подводятся итоги работы обучающихся в группах, оцениваетсяработа всех ребят.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | |
Кроссворд | |||||
Качественные задачи | |||||
Расчетные задачи | |||||
Составление формул | |||||
Экспериментальные задачи | |||||
Ученые-физики |
9. Домашнее задание:
повторить § 7-22