“Любовь к родному краю, знания его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.”
Д.С.Лихачёв.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Первостепенная задача современной образовательной системы и важный компонент социального заказа для образования это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Работа школы по вопросам духовно-нравственного воспитания реализуется через внеурочную деятельность. Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.
Наша школа находится в одном микрорайоне с историко-краеведческим музеем, поэтому и возникла идея создания краеведческой программы «Юный краевед» для детей младшего школьного возраста.
Цель программы – создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой реализуются следующие задачи:
- Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- Способствовать широкому ознакомлению детей с историей, природой и культурой родного края;
- Развитие наблюдательности и мышления детей; расширение детского кругозора;
- Воспитание познавательной активности и чувства патриотизма.
В рабочей программе кружка «Юный краевед» выделены четыре содержательные линии:
«Я и моя семья»
Знакомство с каждой семьей: семейные увлечения и интересы, духовные ценности, прикладное творчество, праздники, ведение здорового образа жизни. Изучение своей родословной, истории семьи. Родственные связи. Происхождение и значение фамилии для каждого человека. Автобиографические сведения, профессии и интересы родителей. Традиции семьи. Необходимость бережного отношения к своему дому, его оборудованию, окружающей природе.
«Наши традиции»
Знакомство с устным народным творчеством, фольклором. Изучение поговорок, пословиц, колыбельных песен, ведения хороводов. Виды домашней утвари, ее отделки; игрушки; посуда; инструменты и оружие, материалы народных ремесел; пути и средства овладения ремесленническим мастерством. Знакомство с созданием народной одежды: экологическая целесообразность и красота народного костюма, технология изготовления; национальные, региональные типы и разновидности народной одежды; народные традиции и современная мода. Изучение традиционной праздничной культуры народа; будни и праздник, народный и праздничный календарь, примеры и обычаи; обряды – календарно-бытовые и семейно-бытовые; разные виды праздников, ритуалов и массовых действ; роль традиций в современных праздниках, обрядах.
«Моя малая Родина»
Знакомство с названием своей улицы. Правила поведения вне дома. Происхождение названия города. Изучение символики города. Знакомство с краеведческим музеем. Изучение доступной художественной литературы, связанной с родным краем. Лучшие люди нашего города. Увековеченные имена наших земляков. Достопримечательности нашего города. Роль города для Новосибирской области и всей страны.
«Природа родного края»
Знакомство с разнообразием растений и животных родного края. Характерные признаки растений. Животные, обитающие на территории НСО. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Рассмотрение взаимосвязи между растениями и животными. Отрицательное влияние людей на растения и животных. Охрана растений и животных края. Красная книга НСО: знакомство с отдельными растениями и животными, мерами их охраны.
Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении к миру красоты и добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Нас окружают прекрасные исторические места, памятники архитектуры, музеи.
Отличительные особенности занятий краеведения заключаются в том, что данная программа реализуется через принципы музейной педагогики с экскурсионной методикой. То, что ребенок исследовал, испытал, доказал, защитил сам, не оставит его равнодушным. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Работа по краеведению способствует развитию ученика, помогает им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, воспитывает человека – гражданина, который не останется равнодушным к проблемам своей малой родины и страны.
Большое значение в последнее время приобретает исследовательская деятельность школьников. Основным принципом в исследовательской деятельности для меня являются строки:
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»
Проекты как форма работы по краеведению вызывают большой интерес среди наших кружковцев.
Например, в рамках темы «Я и моя семья» ребята выполняли проект «История старой фотографии» для того чтобы пробудить интерес учащихся к старым фотоальбомам, к истории своих предыдущих поколений и к истории в целом.
При изучении русского жилища, ребята самостоятельно провели мини – исследовательскую работу. По рассказам родителей они составили небольшие рассказы о домах их прабабушек и прадедушек.
Неотъемлемой частью изучения жизни и быта русского народа является фольклор. На наших занятиях мы с ребятами разучиваем народные песни, частушки, прибаутки, пословицы и поговорки, учимся произносить скороговорки. Результатом данной работы было участие в открытом общешкольном мероприятии «Широкая масленица». Ребята подготовили презентацию о масленичной неделе, была приготовлена сценка-сказка.
В рамках темы «Природа родного края» ребята выполняли проект «Чистый ли воздух в нашем городе?». Где пытались выяснить, какое влияние оказывает на наше здоровье воздух, которым мы дышим. Приводили результаты собственного исследования загрязнения воздуха в своем городе. Не оставляет равнодушными наша работа по краеведению и наших родителей. Они помогают в организации экскурсий, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию, активные участники во всех наших начинаниях.
Кружок «Юный краевед» действует третий год. Нами собран краеведческий материал о родном городе, районе, оформлен небольшой альбом, который мы еще будем пополнять своими поисками.
Таким образом, наиболее эффективной формой внеурочной краеведческой работы стала проектно-исследовательская деятельность кружка «Юный краевед», являющегося, в свою очередь, творческой лабораторией для активного краеведческого поиска.
Литература:
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.