Психологические аспекты актуализации мотивов учения подростков в рамках консультирования родителей

Разделы: Школьная психологическая служба


Формирование и развитие мотивации учебной деятельности является основополагающим фактором в реализации успешной учебной деятельности ребенком. Результативность работы в данном направлении обеспечивается принципом системности, включая работу с родителями, учителями и с учащимися. При этом в зависимости от возраста деятельность педагога-психолога имеет свою специфику. В данной статье остановимся на особенностях развития мотивов учения подростков.

Актуальность деятельности педагога-психолога в рамках развития учебно-познавательных мотивов подростков небезосновательна. В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее болезненных проблем. Так сложилось, что в среднем звене школы из года в год мы можем наблюдать незначительное снижение качества обучения, особенно в параллелях 7-8 классов. Одним из критериев, обеспечивающим качество обучения, является учебная мотивация учащихся.

Стоит заметить, что именно на среднюю школу приходится пик подросткового кризиса и становления личности ребенка. Особенности возраста обуславливают смену ведущего вида деятельности ребенка, теперь учеба становится на второй план. Психофизиологические особенности подростка свидетельствуют о том, что эмоционально-волевая сфера только находится на этапе своего формирования, настроение и интересы подростка нестабильны, чувства и желания противоречивы. Т.о. снижение учебной мотивации является следствием вступления ребенка на новый возрастной этап, поиска себя в мире взаимоотношений с окружающими. В этот период для ребенка как никогда важна поддержка значимых взрослых (родителей, учителей), их понимание и принятие изменений, которые происходят в жизни подростка, их умение приспособиться к новой ситуации.

В своей консультативной практике ежегодно более половина запросов связана с проблемой снижения учебной мотивации подростков.

Целью этой статьи является рассмотрение конкретных механизмов оказания психологической помощи родителям в вопросе актуализации мотивов учения подростков.

Прежде, чем давать конкретные рекомендации, необходимо выяснить природу снижения учебной мотивации в каждом конкретном случае. Давайте рассмотрим несколько аспектов актуализации познавательного мотива.

В структуре учебной деятельности ребенка несколько составляющих, одна из которых – оценки, - наиболее важная для родителей, а другая – навыки и чувства, которые испытывает ребенок, - важна для будущей жизни ребенка. Учебная мотивация сохраняется только при условии, что сам процесс учения доставляет ребенку положительные эмоции, чувство успеха.

Нежелание учиться, нелюбовь к учению может быть вызвана напряжением, страхами, стрессами в школе, что, в свою очередь, рождает в ребенке чувство неуспешности, неуверенности в себе, снижает его самооценку. В этом случае ребенок будет относиться к учебе как к принуждению.

Еще одна причина снижения желания учиться может быть в неумении ребенка управлять собой, своим временем, делами. Корни этого явления лежат еще в дошкольном детстве и связаны с излишним родительским контролем, ограничением самостоятельности ребенка в выполнении конкретных дел, решением и «деланием» чего-либо за ребенка. В случае неудач, как правило, родители свой контроль и гиперопеку усиливают, добавляют наказания и продолжают делать за ребенка то, что у него не получилось. Чем больше контроля за школьными успехами у родителя, тем меньше его у ребенка. В свою очередь, контроль и давление со стороны родителей вызывают сопротивление у ребенка, и, чем больше давления, тем больше сопротивление.

Сопротивление ребенка может быть пассивным, проявляющимся в форме лени, саботажа, забывания домашнего задания, откладывания уроков на потом, бесконечных походов в туалет, попить, поиграть, помечтать. Активное сопротивление выражается обычно через капризы, возмещения, скандалы, прогулы уроков, конфликты и открытые протесты. При этом ответственность за нежелание ребенка учиться лежит и на ребенке и на родителе. Получается, что через контроль родитель забирает у ребенка мотив учения. Т.о. вместо того, чтобы искать мотив в учебной деятельности и быть увлеченным, ребенок тратит много энергии и сил на сопротивление давлению взрослых, на подавление собственных негативных эмоций. В этом случае ждать от ребенка интереса к учению представляется маловероятным.

Нежелание учиться может быть связано также с несформированностью познавательных интересов ребенка, что наблюдается преимущественно в неполных или социально-неблагополучных семьях. При этом способности ребенка могут быть высокими, а область интересов – очень узкой и лежать в пределах двора, улицы. Общаясь с такими же сверстниками, ребенок ничем не обогащается, кроме навыков практического выживания.

Еще один аспект снижения учебной мотивации – трудности в понимании нового материала, усвоении какого-либо предмета. Если эти трудности устойчивы по времени, они создают у ребенка ощущение непреодолимости их решения и вселяют в нем неприятное чувство собственной неудачливости, от которого хочется избавиться.

Конечно, рассматривая причины снижения мотивации обучения подростков, следует упомянуть и особенности возраста с его «гармональными взрывами» и нечетко сформированным чувством будущего, и особенности взаимоотношений ребенка с конкретным учителем, и непонимание цели учения.

Итогом работы по актуализации познавательных интересов является осознание ребенка взаимозависимости успешной учебной деятельности и высокого уровня знаний и умений. Важно, чтобы ребенок умел прилагать определенные усилия, чтобы добиваться конкретного результата, поставленной ранее цели, и не только в рамках учебной деятельности.

Итак, на что же следует обратить внимание родителям подростка в целях актуализации у него мотивации к обучению?

Вот некоторые рекомендации:

  • формируйте у ребенка навыки самоконтроля и самоуправления, давайте возможность ребенку проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
  • отдайте ответственность за учебу ребенку, учеба – это дело ребенка, а не дело родителей. Помогайте ребенку быть ответственными за свои удачи и промахи, обсуждайте это с ним, сами будьте самокритичны, рассказывайте о своих удачах и неудачах и о том, какой опыт они вам принесли. Научите ребенка находить смешной выход из тупиковой ситуации, помните, что иногда ошибки бывают веселыми. Ребенок должен понять, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает;
  • следите, чтобы честно заработанные хорошие оценки обеспечивали ребенку ощущение успеха;
  • снижайте контроль за приготовлениями домашних заданий, но не допускайте попустительства. Ребенок должен знать, что может к вам обратиться за помощью, если что-то непонятно, а не каждый раз. Также важно, чтобы у ребенка была возможность самому планировать свое время – когда и что делать, и самому нести ответственность за эти решения;
  • отмечайте каждый шаг, каждый маленький успех ребенка. На неудачи реагируйте не нотацией и упреком, а попыткой разобраться, почему так произошло. Чтобы повысить самооценку ребенка и размыть «позицию неуспевающего», у него должна быть возможность осознать свой успех, свое продвижение. Ребенку нравится учиться, когда он может получать удовлетворение от правильно выполненного задания, когда у него есть возможность самовыражаться, и результаты его учебной деятельности создает чувство самоценности;
  • помогите ребенку понять смысл учения, объясните ему для чего это надо. Для современного ребенка заявление родителей о том, что они должны учиться, - пустой звук. Сомнительны заявления, что только хорошо учась, можно хорошо устроиться в жизни. Способности ребенка до 14 лет к прогностическому мышлению низкие. Они не могут задумываться, что с ними будет через 5-6 лет и подчинять этому свои сегодняшние поступки. Это для них слишком далекая перспектива. Каждый день на собственном примере показывайте ребенку, что знания и образование делают жизнь человека интереснее, наполняют новыми эмоциями и смыслами, расширяют границы доступного ему мира;
  • укрепляйте у ребенка умение учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий). Положительно действует ваш собственный пример отношения к учению;
  • поощряйте участие ребенка в коллективных формах организации разных видов деятельности;
  • научите ребенка относиться к оценке учителя как к оценке выполнения им конкретного задания. Оценка способна повышать мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Кроме того, хорошо работает прием, когда ребенок сравнивает свои успехи не с успехами других одноклассников, а с его прежними результатами;
  • помогайте ребенку вовремя разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникать у него во взаимодействии с учителями. Доброжелательные, открытые, эмоционально-насыщенные отношения с учителем только способствуют сохранению учебной мотивации;
  • научите ребенка ориентироваться на процесс, а не на результат учебной деятельности - через составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений, ориентацию на предыдущие успехи;
  • обсуждайте вместе как достижения, так и промахи, постоянно интересуйтесь отношением ребенка к процессу и результату своей деятельности;
  • учите ребенка ставить цели - краткосрочные и долгосрочные, попросите его записывать в специальной тетради цели и задачи, которые он ставит перед собой на день, неделю или четверть. Обсуждайте и то, как он будет работать над достижением своих целей, что ему для этого понадобится, и когда он предполагает закончить.

В консультативной практике в работе с родителями иногда достаточно бывает объяснения механизмов развития у ребенка нежелания учиться для того, чтобы родители изменили свое отношение к теме запроса, с которым они пришли, и начали выстраивать новую тактику поведения с ребенком.

В большинстве случаев даются конкретные рекомендации, планируются шаги для решения заявленной проблемы. В течение нескольких встреч намеченный план корректируется, отслеживается успешность выполнения родителями тех или иных рекомендаций, обсуждаются возможные причины неудач. По окончанию каждой встречи с родителями им предлагалась небольшая анкета для оценки эффективности совместной работы, в которой в процентном отношении необходимо оценить следующие параметры:

  • удовлетворенность полученной информацией;
  • практическая направленность полученной информации;
  • активность родителя в применении рекомендаций;
  • эффективность полученных рекомендаций.

На примере проведенных консультаций с родителями за текущий учебный год по рассматриваемой проблеме можно проанализировать эффективность работы. Всего было зафиксировано 12 запросов согласно рассматриваемой темы. По результатам анкет, которые родители заполняли на последней встрече, был выведен средний балл по каждому из критериев:

  • удовлетворенность полученной информацией – 73,3%;
  • практическая направленность полученной информации – 91,7%;
  • активность родителя в применении рекомендаций – 74,2%;
  • эффективность полученных рекомендаций – 80,4%.

Т.о. консультирование родителей в решении проблемы актуализации мотивов обучения ребенка весьма результативно. Однако для эффективного решения проблемы необходима выстроенная система работы не только с родителем, но и с учителями и самим учащимся.

Список литературы:

  1. Булгаков А. Наши неуправляемые подростки – М.: Триада, 2008г. – 432с.
  2. Вартанова И. И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4, с.33-41.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000г. – 512с.
  4. Катаева-Венгер А.А. Трудный возраст: подростки сегодня. Пособие для учителей и родителей – М.: Школьная Пресса, 2002г. – 112с.
  5. Млодик И.Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться – М.: Генезис, 2012г. – 232с.
  6. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником – СПб.: Речь, 2003г. – 200с.