Цели урока: познакомить с основными принципами выделения климатических поясов; выявить различия между основными и переходными климатическими поясами; раскрыть проявление законы зональности в размещении климатических поясов; сформировать представление о главных особенностях климата каждого пояса и о климатических областях, научить анализировать климатические анаграммы.
Средства обучения: климатическая карта мира и карта климатических поясов (атлас).
Основные представления и понятия: климат, климатообразующие факторы, типы воздушных масс и их движение в общей циркуляции атмосферы, основные и переходные климатические пояса; типы климата, климатические диаграммы.
Межпредметные связи: свойства воздуха (природоведение, естествознание).
Личностные связи: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Тип урока – урок “открытия” новых знаний.
План урока
1. Классификация климатов Земли Б.П.Алисова
Объяснение учителя: введение понятия “климатический пояс”, основания для выделения климатических поясов. Для того чтобы учащиеся лучше поняли различия между основными и переходными климатическими поясами и их особенности, им можно предложить составить схему(рис.1):
Рис.1
Задание учащимся: составить по плану характеристику карты климатических поясов; назвать и показать на карте все климатические пояса.
План характеристики карты
1. Вид карты по охвату территории.
2. Вид карты по масштабу.
3. Вид карты по содержанию.
4. Назначение карты.
2. Основные климатические пояса.
Объяснение учителя: особенности климата каждого из основных климатических поясов.
Основные климатические пояса соответствуют распространению четырех типов воздушных масс (см.рис.2)
Рис.2 Схема перемещения воздушных масс по сезонам года.
Практическая работа.
На основе текста учебника и климатических карт на контурной карте с границами климатических поясов указать преобладающие температуры, воздушные массы, господствующие ветры, количество осадков экваториального, тропического, умеренного и арктического (антарктического) климатических поясов.
3. Переходные климатические пояса
Объяснение учителя: положение переходных поясов между основными; изменение высоты солнца и смена воздушных масс по сезонам года.
Беседа: анализ схемы перемещения воздушных масс по сезонам года (см.рис. выше). Показать на карте переходные климатические пояса.
Практическая работа.
Составить по климатической карте характеристику климата каждого переходного пояса; на контурной карте обозначить воздушные массы, температуры, господствующие ветры и осадки.
4. Климатические области – составные части климатических поясов.
Объяснение учителя: климатические области внутри поясов выделяются с учетом характера подстилающей поверхности, господствующих ветров, течений и других факторов. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что границы климатических поясов проходят не строго по параллелям, а местами отклоняются то к северу, то к югу.
Объясняется это тем, что на формирование климата местности большое влияние оказывает подстилающая поверхность, и внутри климатического пояса формируется различные типы климатов. Таким образом, на формирование климата любой территории Земли влияют три причины, называемые климатообразующими факторами.
Рис.3
5. Закрепление учебного материала.
1. Что называют климатическим поясом?
2. Cколько климатических поясов выделяют на Земле?
3. Что служит основанием для выделения поясов?
4. Чем основные пояса отличаются от переходных?
5. Какой из материков лежит во всех климатических поясах?
6. Какой только в двух поясах?
7. На каком материке присутствуют все климатические пояса, кроме экваториального?
8. В каком климатическом поясе много климатических областей? Почему?
6. Рефлексия (самоанализ знаний, действий на уроке).
7. Домашнее задание.
Задание на выбор:
1. Охарактеризовать климатический поя, в котором вы живете.
2. Творческое задание: составить кроссворд по теме “Климаты Земли”.