Цель урока: познакомить учащихся с понятием бюджета и способами его составления.
Задачи:
- освоение учащимися знаний о бюджете, его сущности и отличительных особенностях;
- формирование умения составления семейного бюджета;
- воспитание экономической культуры учащихся;
Оборудование: презентация, раздаточный материал для практической работы в группах.
Основные понятия: бюджет, сбалансированный, дефицитный и профицитный бюджет, госдолг.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания (применение электронного пособия, приготовленного одним из учащихся класса);
3. Изучение нового материала:
А). Что такое бюджет, его виды (с использование презентации);
Мы продолжаем с Вами изучение темы о роли государства в экономики. Наряду с налогами, еще одним эффективным способом влияния государства на экономику является бюджет. (слайд 1) Сегодня мы должны с вами познакомиться с этим понятием, (слайд 2) разобраться с его видами, особенностями государственного бюджета, научиться составлять семейный бюджет. Итак, что такое “бюджет”? (слайд 3)
Учащиеся выписывают определение в тетрадь.
? кто может составлять такой план
(Учащиеся называют государство, семью, отдельных людей, фирмы)
? зачем это следует делать
Б). Государственный бюджет, его роль и отличительные особенности;
Для экономики любой страны огромную роль играет бюджет государства (слайд 4)
Определение и особенности госбюджета учащиеся записывают в тетрадь
? из чего складывается бюджет; (слайд 5)
Учитель кратко объясняет основные статьи доходной части бюджета государства.
? на что он расходуется;
Ответы учащихся дополняются учителем с опорой на слайд презентации
В). Виды государственного бюджета; (слайд 6)
Краткое объяснение учителя о сути профицитного, дефицитного и сбалансированного бюджета.
? какой из этих бюджетов самый неблагоприятный
Учитель обращает внимание ребят на то, что дефицит бюджета представляет собой государственный долг (внешний и внутренний) (слайд7)
? как сегодня справляются с дефицитом госбюджета;
Для ответа на вопрос учитель предлагает учащимся поработать с учебником с. 102 - схема. (слайд 8)
? оцените последствия указанных способов решения дефицита госбюджета.
? каким образом можно избежать серьезных социальных потрясений в обществе
Учащиеся должны сделать вывод о том, что необходимо четко соотносить доходы и расходы государства.
Г). Составление бюджета семьи (практическая работа уч-ся в группах);
Для разработки любого бюджета, в том числе и государственного, необходимо знать следующий алгоритм его составления (слайд 9)
Используя его, мы с вами попробуем сегодня разработать семейный бюджет.
Класс делится на группы по 4-5 человек (учащиеся еще до урока получили опережающее задание узнать перечень примерных расходов их семьи).
В начале учитель дает общую вводную установку: состав семьи, бюджет которой будут составлять ребята (например, 2 родителей и 2 детей-школьников)
Затем необходимо определиться с финансовой целью (предложения уч-ся: например, покупка компьютера по цене 30 тыс. руб.)
Инструктаж учителя по заполнению таблицы (особое внимание на колонку “Сбережения”). В результате уч-ся должны, расписав статьи расходов семьи, посчитать какое время им потребуется для реализации поставленной финансовой цели. (см. приложение №1)
Отчет учащихся по работе (экспертиза учителя) (слайд 10)
4. Закрепление пройденного материала.(слайд 11)
5. Домашнее задание (слайд 12) Подготовка презентации по теме по желанию уч-ся.