Урок обществознания по теме "Бюджет государства и семьи". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цель урока: познакомить учащихся с понятием бюджета и способами его составления.

Задачи:

  • освоение учащимися знаний о бюджете, его сущности и отличительных особенностях;
  • формирование умения составления семейного бюджета;
  • воспитание экономической культуры учащихся;

Оборудование: презентация, раздаточный материал для практической работы в группах.

Основные понятия: бюджет, сбалансированный, дефицитный и профицитный бюджет, госдолг.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания (применение электронного пособия, приготовленного одним из учащихся класса);

3. Изучение нового материала:

А). Что такое бюджет, его виды (с использование презентации);

Мы продолжаем с Вами изучение темы о роли государства в экономики. Наряду с налогами, еще одним эффективным способом влияния государства на экономику является бюджет. (слайд 1) Сегодня мы должны с вами познакомиться с этим понятием, (слайд 2) разобраться с его видами, особенностями государственного бюджета, научиться составлять семейный бюджет. Итак, что такое “бюджет”? (слайд 3)

Учащиеся выписывают определение в тетрадь.

? кто может составлять такой план

(Учащиеся называют государство, семью, отдельных людей, фирмы)

? зачем это следует делать

Б). Государственный бюджет, его роль и отличительные особенности;

Для экономики любой страны огромную роль играет бюджет государства (слайд 4)

Определение и особенности госбюджета учащиеся записывают в тетрадь

? из чего складывается бюджет; (слайд 5)

Учитель кратко объясняет основные статьи доходной части бюджета государства.

? на что он расходуется;

Ответы учащихся дополняются учителем с опорой на слайд презентации

В). Виды государственного бюджета; (слайд 6)

Краткое объяснение учителя о сути профицитного, дефицитного и сбалансированного бюджета.

? какой из этих бюджетов самый неблагоприятный

Учитель обращает внимание ребят на то, что дефицит бюджета представляет собой государственный долг (внешний и внутренний) (слайд7)

? как сегодня справляются с дефицитом госбюджета;

Для ответа на вопрос учитель предлагает учащимся поработать с учебником с. 102 - схема. (слайд 8)

? оцените последствия указанных способов решения дефицита госбюджета.

? каким образом можно избежать серьезных социальных потрясений в обществе

Учащиеся должны сделать вывод о том, что необходимо четко соотносить доходы и расходы государства.

Г). Составление бюджета семьи (практическая работа уч-ся в группах);

Для разработки любого бюджета, в том числе и государственного, необходимо знать следующий алгоритм его составления (слайд 9)

Используя его, мы с вами попробуем сегодня разработать семейный бюджет.

Класс делится на группы по 4-5 человек (учащиеся еще до урока получили опережающее задание узнать перечень примерных расходов их семьи).

В начале учитель дает общую вводную установку: состав семьи, бюджет которой будут составлять ребята (например, 2 родителей и 2 детей-школьников)

Затем необходимо определиться с финансовой целью (предложения уч-ся: например, покупка компьютера по цене 30 тыс. руб.)

Инструктаж учителя по заполнению таблицы (особое внимание на колонку “Сбережения”). В результате уч-ся должны, расписав статьи расходов семьи, посчитать какое время им потребуется для реализации поставленной финансовой цели. (см. приложение №1)

Отчет учащихся по работе (экспертиза учителя) (слайд 10)

4. Закрепление пройденного материала.(слайд 11)

5. Домашнее задание (слайд 12) Подготовка презентации по теме по желанию уч-ся.