Элективный курс "География Прокопьевского района"

Разделы: География


Основа этого учебного курса - краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своему краю, знакомит с лучшими людьми: землепроходцами и рудоискателями, учеными, тружениками промышленности и сельского хозяйства - всеми кто создавал и создает славу своей земли в России и за ее пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Кузнецкой, ее неповторимой природы, памятникам архитектуры.

Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить и расширить кругозор учащихся а области географии Прокопьевского района, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.

Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, таких как лекционная форма, проведение практикумов, семинаров и т.д.

Основные цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области географии Прокопьевского района как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, на основе анализа и сопоставления различных источников знаний.

Задачи курса:

  • Углубление и расширение знаний по физической и экономической географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру
  • Формирование общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
  • Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению особенностей освоения и заселения, природы, развития экономики района

Учащиеся должны уметь:

  • использовать карты, статистические данные, материал учебников и другой дополнительной литературы.
  • давать на основе сопоставления различных источников характеристику природы и экономики района.[6.]

Учебно-тематический план.

  Название тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практ. семин.
1 История освоения и заселения Прокопьевского района. Физико -географическое положение 3 1 1 1 Практическая работа, семинар
2 Геологическое и тектоническое строение

Прокопьевского района

2 1 1   Практическая работа
3 Рельеф и полезные ископаемые

Прокопьевского района

2 1 1   Практическая работа
4 Погода и климат 2 1 1   Практическая работа
5 Внутренние воды и водные ресурсы 2 1 1   Практическая работа
6 Почвы, растительность и животный мир 2 1 1   Практическая работа
7 Экономика Прокопьевского района 2 1 1   Практическая работа
8 Агропромышленный комплекс Прокопьевского района 3 1 1 1 Практическая работа, семинар
9 Итоговое занятие 1       Тестирование
  Итого 17        

Содержание курса

Тема 1. "История освоения и заселения Прокопьевского района. Физико- географическое положение" (3 часа).

Лекция: "История освоения и заселения Прокопьевского района. Физико- географическое положение" (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Семинар: " История становления Прокопьевского райна" (1 час)

Тема 2. "Геологическое и тектоническое строение Прокопьевского района" (2 часа).

Лекция: "Геологическое и тектоническое строение Прокопьевского района" (1 час).

Практическая работа: (1 час)

Тема 3: "Рельеф и полезные ископаемые Прокопьевского района" (2 часа).

Лекция: "Рельеф и полезные ископаемые Прокопьевского района" (1 час).

Практическая работа: (1час)

Тема 4: "Погода и климат"

Лекция: "Погода и климат" (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема 5: "Внутренние воды и водные ресурсы" (2 часа).

Лекция: "Внутренние воды и водные ресурсы" (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема 6: " Почвы, растительность и животный мир" (2 часа).

Лекция: " Почвы, растительность и животный мир" (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Тема 7: "Экономика Прокопьевского района" (2 часа)

Лекция: "Экономика Прокопьевского района" (1 час)

Практическая работа: (1 час)

Тема 8: "Агропромышленный комплекс Прокопьевского района" (3 часа).

Лекция: "Агропромышленный комплекс Прокопьевского района" (1 час).

Практическая работа: (1 час).

Итоговое занятие - тестирование.

Тема 1. "История освоения и заселения Прокопьевского района. Физико-географическое положение"

Лекция: "История освоения и заселения Прокопьевского района. Физико-географическое положение"

Учащиеся знакомятся с особенностями освоения и заселения Прокопьевского района. Рассматривают физико-географическое и экономико-географическое положение района, определяют его особенности: площадь, административные границы, преобладающий рельеф.

Практическая работа: На карте Кемеровской области находят Прокопьевский район, наносят его на контурную карту, выделяют границы, определяют "соседей", географические координаты, крупные города, поселки городского типа, самую высшую точку, наносят крупные водные объекты района.

Семинар: "История становления Прокопьевского района" Группы представляют результаты исследования, проведенные на основе анализа учебной литературы и статистических данных по таким вопросам как " С чем связано освоение Прокопьевского района" и " Какие этапы можно выделить в его освоении".

Тема 2. "Геологическое и тектоническое строение Прокопьевского района".

Лекция: "Геологическое и тектоническое строение Прокопьевского района". Учащиеся знакомятся с формированием земной коры, территории Прокопьевского района от древнейших времен до наших дней. Узнают, как менялся климат, растительность, животный мир во времени.

Практическая работа: Учащиеся заполняют таблицу

Эра, период Продолжительность, млн.лет Климатические условия Процессы горообразования Развитие орг. мира Образование п.и.

Отвечают на вопросы:

Между какими периодами шло образование каменного угля?

Когда на территории Прокопьевского района сформировался современный рельеф?

Выходят ли дневную поверхность самые древние породы?

Тема 3: "Рельеф и полезные ископаемые Прокопьевского района".

Лекция: "Рельеф и полезные ископаемые Прокопьевского района" Учащиеся знакомятся с особенностями рельефа Прокопьевского района, дают геологическую и физико-географическую характеристику рельефа. Изучают крупнейшие месторождения полезных ископаемых, определяют их значение в народном хозяйстве, выявляют экологические проблемы добычи полезных ископаемых нашего района.

Практическая работа: На контурную карту учащиеся, нанося т основные формы рельефа, условными знаками полезные ископаемые. Записывают названия месторождений. Составляют схему использования каменного угля.

Тема 4: "Погода и климат".

Лекция: "Погода и климат" Учащиеся знакомятся с метеостанциями района. Рассматривают, как действуют основные климатообразующие факторы на территории Прокопьевского района и как влияют на формирование континентального климата, как влияет климат на хозяйственную деятельность населения и его здоровье, экологическую ситуацию нашего района.

Практическая работа: По климатической карте России определяют, в каком климатическом поясе расположена территория нашего района. Устанавливают зависимость между физико-географическим положением, рельефом, природными зонами и климатическими условиями. Анализируют данные таблицы (подготовленную учителем) и устанавливают изменения

температуры воздуха в отдельных пунктах района по месяцам за год. Объясняют причины различий по природным зонам и ландшафтам. Устанавливают, как климатические условия нашей местности влияют на состояние здоровья.

Тема 5: "Внутренние воды и водные ресурсы".

Лекция: "Внутренние воды и водные ресурсы"Учащиеся узнают о количестве рек, озер, водохранилищ на территории нашего района, рассматривают физико-географическую характеристику основных водных объектов.

Практическая работа: Дают характеристику рек Прокопьевского района по плану:

1) исток

2) устье

3) характер течения в зависимости от рельефа

4) характер питания в зависимости от климата

5) притоки

6) крупные населенные пункты

7) хозяйственное использование

8) экологические проблемы

Тема 6: " Почвы, растительность и животный мир".

Лекция: " Почвы, растительность и животный мир" Учащиеся знакомятся с факторами, влияющими на образование почв, о наиболее распространенных типах почв на территории района. Изучают разнообразие растительного и животного мира, рассматривают наиболее распространенных, эндемичных и реликтовых видах растений. Выявляют растений и животных, нуждающихся в охране.

Практическая работа: По карте природных зон России определяют в каких природных зонах расположена наша территория. Перечисляют почвы,

дают характеристику природной зоны по плану: Физико-географическое положение, рельеф, почвы, климат, внутренние воды, растительный и животный мир, хозяйственное использование человеком. Составить альбом с описанием редких видов растений и животных Прокопьевского района.

Тема 7: "Экономика Прокопьевского района".

Лекция: "Экономика Прокопьевского района" Учащиеся знакомятся с основными отраслями промышленности Прокопьевского района. Выявляют перспективы развития экономики, ее долю в масштабе области и России.

Практическая работа: На контурную карту наносят главные отрасли промышленности, основные транспортные пути, проходящие через наш район.

Тема 8: "Агропромышленный комплекс Прокопьевского района".

Лекция: "Агропромышленный комплекс Прокопьевского района" Учащиеся знакомятся с основной сельскохозяйственной специализацией, специализацизированными хозяйствами, перерабатыватывающим звеном, рассматривают основными перерабатывающими предприятиями Прокопьевского района.

Практическая работа: Отвечают на вопрос: Какие причины влияют на территориальную организацию АПК. На контурную карту наносят сельскохозяйственные районы, отрасли пищевой промышленности и основные транспортные пути, проходящие через наш район.

Рекомендуемая литература для учителя

1. Карты Прокопьевского района < Приложение 1>

2. Соловьев Л.И., География Кемеровской области Природа, Кемерово, 2006г.

3. Атлас Кемеровской области

4. Атлас Природы и экономики России (8, 9 классы)

5. Бугров А.Н., Шаболин В.М., География Прокопьевского района, -Прокопьевск,1999,- 60с.

6. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии.- Московский лицей, 1996г.

Рекомендуемая литература для учащихся:

1. Карты Прокопьевского района < Приложение 1>

2. Атлас Кемеровской области

3. Атлас Природы и экономики России (8, 9 классы)

4. Бугров А.Н., Шаболин В.М., География Прокопьевского района, Прокопьевск, 1999,- 60с.