Актуальность. В последнее время снижение жизненного уровня большинства населения приводит к сокращению времени общения детей с родителями, а также родителей со школой. Дети зачастую отдалены от родителей, испытывают дефицит любви и общения. В результате их влечет темный мир улиц и закоулков, неформальных группировок. Этот мир заменяет им дом, а часто и школу. Современный этап развития человечества сопровождается негативными социальными последствиями. Остро стоит проблема воспитания у детей гуманных качеств. Именно вместе с родителями возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование личности ребенка.
Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для жизни человека.
Ключевой фактор становления и формирования личности - социальная среда, окружающая подрастающего ребенка. Она решающим образом влияет на становление его личностного мира, потому что он предоставляет ему материал для отражения мира как такового.
Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать.
Философское обоснование проекта. Ребенок - это плод любви. Он должен расти в особых условиях, где царят добро, любовь и взаимопонимание. Без этих трех составляющих он может погибнуть и нравственно и физически. Сейчас в современной педагогике появилось понятие “серые цветы”.Это дети, про которых забыли и родители и общество. Они похожи на цветы, растущие на обочине дороги: серые, запыленные. Мимо проходят люди и не замечают серых цветов. Чтобы избежать этого явления, школа, родители, общественность во взаимодействии должны создать оранжерею добра для детей.
Ожидаемый результат.
Ощутимым результатом реализации проекта является то, что ребенок стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого?
Самые изощренные методы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.
Таким образом, наш проект нацелен на создание взаимодействии с родителями и школой особой среды, в которой школьник смог бы реализовать свои способности, обрести нравственный стержень, умение противостоять жизненным трудностям, стать конкурентноспособной, самосовершенствующейся, нравственно и физически здоровой личностью.
В процессе реализации проекта нам необходимо
решить следующие задачи:
Срок проекта: 2007–2014 год.
Механизм реализации проекта.
Взаимоотношение классного руководителя с семьей учеников, имеют одно назначение: помочь ребенку (в обучении школьника и в развитии его личности).
Семья и школа – автономные социальные институты. Речь может идти только об их взаимодействии. Не более того.
Таким образом, взаимодействие школы и семьи, педагога и родителей необходимо в целях максимального развития ребенка.
Очень важно помочь стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок – это в итоге, несчастный ребенок в будущем.
Исходя из этого, в партнерском взаимодействии с родителями следует поработать над бытовой аналогией “Сорняки и культурные растения”. Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.
“Условия произрастания детей – сорняков и питомцев “Оранжереи добра”” | |
Сорняки - растущие без любви, внимания дети, оставленные на обочине общества | Культурное растение - окруженный любовью и вниманием, имеющий все условия для развития личностных качеств, уважающий себя и других, нацеленный на успех. |
Сорняки производит сама природа | Культурное растение выращивают специально, возделывают |
Сорняки растут быстро | Культурное растение растет медленно |
Сорняки растут густо | Культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство |
Сорняки стойко выносят превратности судьбы | Культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий |
Сорняки не нуждаются в уходе | Культура требует постоянной заботы садовника, огородника |
Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения | Культурные посадки не обладают такой агрессией к “соседям”. |
Сорняки чрезвычайно активно размножаются | Новые культурные растения трудно сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении. |
Когда приводится такая аналогия работы, родители улыбаются в согласии, удивляются в точности воспитательной ситуации, отражающей “культивирование” человеческой натуры. Потом понимают идею воспитания как “вочеловечивания” натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками классного руководителя.
Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря ведущей идее “заботы о развитии ребенка”. Она развивается на фоне общего уважения к матери отцу как личности.
Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями.
Взаимодействие классного руководителя и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Ряд видов деятельности и соответственно форм сориентирован на интересы детей и родителей. Распространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности.
Перечислим формы совместной деятельности родителей и классного руководителя:
1. Родители разработали свой подпроект по воспитанию детей, которая помогает реализации в целом проекта “Оранжерея добра”.
Главной идеей проекта является забота о развитии ребенка, “вращивание” Человека в человеке.
Структурная составляющая родительского подпроекта. (Cхема)
2. Общее классное собрание.
Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание имеет формы конференции, диспута, КТД.
Например: в начале учебного года проводится конференция “Наши коллективные дела”. В конференции определяются перспективы совместной деятельности субъектов ОП, планирование работы на год.
3. Родительское собрание- ключевой момент взаимодействия с родителями.
На собрании фокусируются все важнейшие функции классного руководителя.
Во-первых, “согласие” как взаимная договоренность об основах воспитания школьников. Классный руководитель ознакомит с целями и задачами школы на гол.
Во-вторых, “сопряжение” как единство требований и стиля отношения к ребенку. Классный руководитель перечисляет основные педагогические требования и содержания работы с детьми.
В-третьих, “сопереживание” как эмоциональный отклик на события, эпизоды, успехи, неудачи, болезни, изменения в ходе жизни как школьников, так и семьи отдельных учеников.
В-четвертых, “соучастие”. Родители сообщают о своих возможностях, предлагают материальную или иную помощь.
В-пятых, совместная деятельность педагога, детей и родителей в подготовке экскурсий, поездок, посещения концертов, организации праздников, субботников, ремонта школы, а также совместного обсуждения вопросов воспитания.
Темы родительских собраний:
“Доброта спасет мир”;
“Учимся понимать своего ребенка”;
“Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни”;
“Роль отца в воспитании детей”
3. Родительский лекторий.
Знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей,
В определении тематики лектория участвуют родители в виде заказа.
4. Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всем включиться в обсуждении проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогического мышление.
5. Встреча с администрацией, с учителями целесообразно класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со свои требованиями, выслушивают их пожелания. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучени
План работы с родителями за 2012–2013 уч. г.
№ | Мероприятия | Дата | Ответств. | Примеч. |
1. | Кл. час “День знаний” | Сентябрь | Кл.рук. | |
2. | Экскурсия “Золотая осень” | Сентябрь | Кл.рук., родкомитет |
|
3. | Ремонт класса | Сентябрь | Род.комит. Кл. рук. |
|
4 | Посещение на дому, с целью ознакомления с домашними условиями учащихся и личное собеседование с родителями | Сентябрь | Кл. рук. | |
5. | Род. конференция “Наши коллективные дела” | Сентябрь | Род.комит. Кл.рук. |
|
6. | Кл.час посвящ. мамам “Мы любим вас” | Октябрь | Кл. рук. | |
7. | Встреча с замечательными людьми наслега | Октябрь | Кл. рук. | |
8. | Поздравления пожилым людям (дедушек и бабушек) “День пожилых людей” | Октябрь | Кл. рук. | |
9. | Помощь в участии НПК | Системат. | Кл.рук., родители |
|
10. | Род. собр. “Доброта спасет мир” (итоги 1 четверти) | Октябрь | Кл. рук. Родит. |
|
11 | Косметический ремонт класса | Ноябрь | Мамы | |
12 | Семинар “Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться” | Ноябрь | Кл. рук. Родкомитет |
|
13 | Родительское собрание “Учимся понимать своего ребенка” | Декабрь | Кл. рук. Родкомитет |
|
14 | Новогоднее шоу “Волшебная звезда | Декабрь | Кл. рук. Родкомитет |
|
15 | Педлекторий “Семейное воспитание и здоровье наших детей” | Январь | Кл. рук. Родкомитет |
|
16. | Родительское собрание “Роль отца в воспитании детей” | Февраль | Кл. рук. Родкомитет |
|
17 | Круглый стол с элементами деловой игры для родителей “Как воспитать толерантного человека” | Февраль | Кл. рук. Родители |
|
18 | Встреча с воинами защитниками Отечества (отцами) | Февраль | Кл.рук. Родкомитет |
|
19. | Участие детей и родителей в акциях “Милосердие” | Март | Кл.рук. Родители |
|
20. | Семинар-практикум для родителей “Поговорим о правах ребенка” | Март | Кл.рук. Родкомитет |
|
21 | Праздник 8 Марта. Конкурс “Я и моя бабушка” | Март | Кл.рук. Родкомитет |
|
22 | Педлекторий в форме диспута “Наказание ребенка: необходимость, или…?” | Апрель | Кл.рук. Родкомитет |
|
23 | Поездка в туркомплекс с. Суотту | Апрель | Кл.рук. Родкомитет |
|
24 | Участие в массовых субботниках “Экология родного села” | Май | Кл.рук. Родкомитет |
|
25 | Встречи,посвященные ко Дню Победы (Дедушки, бабушки - ветераны войны и тыла) | Май | Кл.рук. Родкомитет |
|
26 | Родительское собрание “Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни” | Май | Кл.рук. Родкомитет |
|
27 | Поход на природу “Здравствуй, лето!” | Май | Кл.рук. Родкомитет |