Цель: знакомство с числом и цифрой 4.
Задачи.
1. Познакомить с образованием и составом числа 4, цифрой 4.
2. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.
3. Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.
4. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно.
5. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.
Материалы к занятию.
Демонстрационный – изображения зайчиков, снегирей, карточки с цифрами 1, 2, 3.
Раздаточный - касса цифр, геометрические фигуры, тетради, цветные карандаши.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Тип занятия: изучение нового материала.
Ход занятия
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Психологический настрой на занятие. (Солнышко)
- Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением.
Сегодня мы продолжим путешествие
В мир удивительный и увлекательный –
В мир чисел, в мир математики.
2. Актуализация знаний
1) Игра “Цифры заблудились”.
- Необходимо расставить цифры по порядку (от 1 до 10). Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все цифры заняли свои места.
- Давайте хором посчитаем все вместе от 1 до 10, от 10 до 1.
2) Игра “Покажи число”. (Работа с веером)
- Какое число следует за числом 4, 7, 5?
- Какое число стоит перед числом 8, 3, 5?
- Покажите соседей числа 3, 7.
Молодцы!
3) Поставь цифры к рисункам. Вам надо сосчитать предметы на рисунках и соединить их с числом, которое обозначает их количество.
Что нарисовано в первой рамочке? Сколько их, сосчитаем. С какой цифрой соединили? И так делаем дальше. (Один ребенок работает около доски с демонстрационным материалом, а остальные в рабочих тетрадях.)
3. Физминутка для глаз
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
4. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой.
А с какой – узнайте. (Проблемная ситуация)
Лапок у кошки столько
Ножек у стула столько.
О какой цифре я говорю,
Кто отгадал загадку мою? (Четыре)
- Молодцы! Правильно, это число и цифра 4.
5. Работа по теме урока. Знакомство с числом 4
Работа у доски.
Образование числа 4
а) Сколько зайчиков? (4) Сколько снегирей? (3)
- Сравните, кого больше: количество зайчиков или количество снегирей?
- Как сделать поровну? (Надо добавить ещё одного снегиря.)
Практическая работа
б) На столах у детей геометрические фигуры, каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.
- Положите 3 кружка. Добавьте 1 квадрат. Сколько всего стало фигур?
- Как получили 4? (3+1)
- А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка? (Тоже 4: 1+3)
- Когда переставляются части, результат не изменяется.
- Как по-другому можно получить число 4? (2+2, 1+1+1+1)
Состав числа 4
(3+1=4 2+2=4 1+1+1+1=4)
Знакомство с цифрой 4
- Число четыре записывают знаком - цифрой 4.
(На доску прикрепляю цифру 4)
- На что похожа эта цифра?
- Прописываем цифру в воздухе.
6. Закрепление представлений о числе и цифре 4.
1) Выполнение задания №3 с.45
7. Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
2) Выполнение задания №2, в учебнике с.44
- Рассмотрите картинки. Почему в квадратике который соединили с цыплятами поставлено 2 точки? (На картинке 2 цыпленка)
- Почему в кружочке который соединили с котенком стоит цифра 1? (На картинке 1 котенок)
Что же надо сделать в этом задании? (Записывать в кружочке, который соединен с картинкой, подходящую цифру, а в квадратике – подходящее число точек.)
8. “Мыслительная минутка”
- Сколько туфелек потеряла Золушка?
- Сколько времён года вы знаете?
- Сколько углов у квадрата?
- Сколько пальцев на руке?
- Какой четвёртый день недели?
Молодцы!
9. Повторение изученного материала
Выполнение задания №4 с.45
- Разбей группу фигур сначала по цвету (обведи пунктирные линии), а затем по форме и размеру.
10. Итог занятия. Рефлексия
- С каким числом познакомились? Какую цифру учились писать? Как можно получить четыре?
- Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, но занятие подходит к концу. Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат колобочки, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать колобку рот – если урок вам сегодня понравился, то колобочка нарисуйте радостного с улыбкой, а если на уроке вам было не интересно, то нарисуйте грустного.
- А теперь покажите родителям своего колобка! Этот колобок остаётся вам на память.