“Благословенны Учителя, когда ведут они благою, опытною рукою к широтам горизонта”, - писал Николай Константинович Рерих- создатель философского учения “Живая Этика”. Сама сущность учительства всегда имела глубокое духовное значение. Настоящий Учитель не только делится со своими воспитанниками опытом и познаниями в какой-то области мастерства; в известном смысле он является наставником его духа: пробуждает творческую мысль, учит действовать во благо и преодолевать препятствия. [1, с.7]
Человек не просто биологическое существо – так называемая высшая форма жизни на Земле. Он является одной из структур Мироздания, отражающей в себе его строение и влияющей на сложнейшие эволюционные процессы. [2, с. 155] Его жизнь отнюдь не бессмысленное мимолетное существование. Человек приходит на Землю, чтобы приобретать опыт, знания, совершенствовать свои способности и качества и тем самым одухотворять окружающий мир. В человеке необходимо формировать расширенное, или высокое, сознание и культуру мышления и делать большой акцент на таких этических категориях, как любовь, человечность, чувство долга, совесть. “Силы духа могут вывести человечество из тупика, если оно очистит свое мышление”, - говорится в одной из книг Живой Этики [2, с. 367].
Я глубоко убеждена, что в современных условиях знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но не достаточны, чтобы быть успешными в информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для решения конкретных ситуаций и проблем. При таком подходе знания являются базой формирования предметных компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и личностного самосовершенствования.
Я стремлюсь на своих уроках готовить ученика как субъекта своей жизни: активного, самостоятельного, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Мне очень импонирует высказывание “Не мыслям надо учить, а учить мыслить”.
Но мне думается, что стратегическая цель преподавательской деятельности не только накопление “суммы знаний”, а “развитие мыслительных способностей”. Все это, однако, всего лишь некоторые из средств достижения главной цели – ценностно-смыслового развития личности на основе использования материалов историко-культурного наследия предшествующих поколений. Это и есть мое педагогическое кредо. Например, в качестве научного руководителя я направляла исследовательскую деятельность ученицы 11 “А” класса Труш Анны, которая обратилась в проекте к истории храма Трех Святителей станицы Уманской – Ленинградской, становлению религиозных отношений и, используя различные архивные и опубликованные материалы кубанских и местных историков, смогла воссоздать целостную картину этого явления, став лауреатом заочного тура Всероссийского конкурса “Меня оценят в XXI веке”.
Смысл человеческой жизни становится самоценностью. Только на пути интеллектуального и нравственного проникновения в свое внутреннее “Я”, в мир научных знаний и ценностей стало возможно самосовершенствование личности, достижение “добродетели и благой жизни” (Сократ). Ключевое значение этой проблемы объясняется тем, что, как показала история философской мысли, ценности со временем становятся предметом изучения широкого круга гуманитарных наук. Суждение о ценности впервые высказал И. Кант, философски осмысливая нравственные проблемы жизни человека.
Важно отметить, что ценности носят конкретно-исторический характер, то есть соответствуют тому или иному этапу развития общества. Кроме того, они отражаются в интересах и потребностях различных демографических групп - молодежи, старшего поколения, а также классовых, профессиональных, политических, религиозных и иных объединений. При этом они никоим образом не сводятся ни к фактам объективной реальности, ни, тем более, к области произвольных субъективных определений.
Существенная особенность ценностей состоит в том, что именно они оказываются для человека тем побуждающим фактором, который стимулирует у него творческий порыв, желание созидать новые виды культуры через выражение своего внутреннего состояния, прежде всего - эмоционально-чувственного переживания различных жизненных ситуаций. Не случайно одни философы объединяют теорию ценностей с этикой, другие - с эстетикой, третьи - с социологией и т.д. Огромный мир ценностей представляет собой некую самобытную структуру личностного бытия - аксиосферу.
Смею утверждать, что учебная деятельность – это высокая культура самообучения с помощью взрослых и товарищей.
Мои педагогические усилия направлены на то, чтобы организовать коллективный процесс мышления и деятельности, тот стиль размышления и общения, который и должен быть освоен ребенком в целях нравственного совершенствования.
Особенности педагогической инструментовки идеи:
- мобилизующее начало урока;
- разнообразные виды дискуссий;
- широкое применение учебных игр;
- элементы интеграции с другими научными дисциплинами и областями искусства;
- работа малых групп;
- использование информационных технологий.
Мои уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует их внимание, затрагивает эмоциональную сферу ребенка, позволяет ему представить, как он сможет самореализоваться в этом конкретном уроке. Это может быть:
- начало урока с элементами театрализации;
- эпиграф к уроку;
- пословица, поговорка;
- прием перепутанной логической цепочки;
- проблемный вопрос или проблемная ситуация;
- вопросы, ответы на которые ребята должны найти сами.
Создание интриги может быть художественным, рациональным или игровым, но главное здесь – пробудить чувства. Это состояние внутреннего интереса возникает лишь в том случае, если интрига, в одно и то же время, исторична и актуальна, т.е. вне сознания школьника и в тоже время в этом сознании. Важно, чтобы интрига прервалась на пике заинтересованности.
Заботясь о формировании у моих учащихся ценностно-смысловой компетенции, широко использую разные виды дискуссий.
До последнего времени, хотя и стали доступными учителю предметные компакт-диски, я собираю фрагменты художественных и документальных фильмов, телепередач и нахожу им самое различное применение:
- иллюстративное (например: переселение казаков на Кубань на уроке по теме “Денек на Кубанской земле”);
- для введения учащихся в мир новой темы (интрига урока);
- с целью анализа сюжета и выявления причин исторического события (например: фрагмент II Кубанского похода);
- просмотр фрагмента фильма, который завершается обменом мнениями (например: фрагменты фильма “Штрафной батальон”).
Ребятам значительно понятнее становится содержание урока, интереснее анализировать поведение героев, нежели зачастую достаточно сухой текст школьного учебника. Жизнь оказывается рядом, в аудитории, такая сложная, интересная и манящая к познанию ее законов.
С целью усиления воздействия на эмоциональный мир детей, чтобы они лучше “вошли” в тему, подвели итог урока, использую также фрагменты народной и классической музыки. Например: “Жарь, матэ, капусточки”, при этом дети объясняют значение слов кубанского диалекта; фрагмент “Аранхуэзского концерта Хоакина Родриго” в сочетании со словами Григория Мелехова из романа М.Шолохова “Тихий Дон”; художественное полотно Кандинского “Смутное, 1917” с фрагментом музыкального произведения Ф.Листа “Пляска смерти”…
На уроках кубановедения большое внимание уделяю использованию предметов быта. Например, ребята определяют, каким образом использовались коромысло, скалка, рубель, серп, булава и устанавливают, что в этом ряду является лишним. Это позволяет “окунуться” в жизнь предшествующих поколений.
С Тамани начинается история кубанского казачества. Это не декорации, а подлинный казачий быт, где многие вещи – с того времени, тех самых казаков: соломенные крыши, кузни, неохватные арбузы под 60 кг и даже саманный кирпич для хат месили как в старину. Я обращаю внимание ребят на то, что Тамань – это единственный в России этно-историчекий музей под открытым небом, который позволяет проследить смену эпох в истории человечества в период освоения кубанской земли.
Чтобы привлечь внимание учащихся к творчеству кубанских поэтов использую пазлы-строки их произведений, которые раскрывают тему урока, чтобы лучше воссоздать его поэтический образ (например, по теме “Гражданская война на Кубани”).
На мой взгляд, данные педагогические приемы позволяют не только расширить познавательные возможности учащихся, но и усилить воспитательный потенциал урока, способствуя превращению учителя-дидакта в учителя-воспитателя.
Использованная литература
- Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991.
- Рерих Н.К. Учение Живой Этике. Беспредельность. Ч. 1. М., 1995.