Олимпиада по биологии "Поразмыслим не спеша…"

Разделы: Биология


Задание №1

Выберите верный ответ

1. Открыл клетки, рассматривая под микроскопом срез пробки:

А. Р. Гук;

В. З. Янсен;

С. Т. Шванн;

D. А. Левенгук.

2. Какой ученый, добившись увеличения микроскопа в 200 раз, впервые описал микроорганизмы?

А. Р. Гук;

В. З. Янсен;

С. Т. Шванн;

D. А. Левенгук.

3. При помощи светового микроскопа можно изучать:

А. Рибосомы;

В. Клетки организмов;

С. Пальцы;

D. Вирусы.

4. Ненужные организму клетки уничтожаются при помощи:

А. Вакуолей;

В. Аппарата Гольджи;

С. Лизосом;

D. Хлоропластов.

5. Белки образуются:

А. На рибосомах;

В. В аппарате Гольджи;

С. В лизосомах.

6. К прокариотам относятся:

А. Вирусы и бактериофаги;

В. Архебактерии и цианобактерии;

С. Водоросли и простейшие;

D. Грибы и лишайники.

7. Какое из событий происходит во время митоза и отсутствует в мейозе?

А. Удвоение ДНК;

В.Расхождение хромосом к полюсам клетки;

С. Конъюгация и кроссинговер;

D. Образование диплоидных клеток.

8. В основе какого из перечисленных явлений не лежит митоз?

А. Генетическое разнообразие видов;

В. Сохранение постоянного для вида числа хромосом;

С. Образование клеток кожи животного;

D. Вегетативное размножение;

9. Если у пчёл диплоидный набор хромосом равен 32, то 16 хромосомами обладают:

А. Матка;

В. Трутень;

С. Рабочая пчела.

10. Каков хромосомный набор клеток бластулы:

А. Гаплоидный;

В. Диплоидный;

С. Полиплоидный.

11. При образовании бластулы её клетки:

А. Делятся и растут;

В. Не делятся, но растут;

С. Делятся и не растут.

12. Ген кодирует информацию:

А. О первичной структуре белка;

В. О первичной и вторичной структуре белка;

С. Обо всех уровнях структуры белка.

Задание №2

Многие животные и растения названы "в честь" других животных и растений. Например, летучая мышь, которая, естественно, вовсе не мышь, а животное из отряда Рукокрылые. А теперь попробуйте вспомнить:

1. Какая капуста - не капуста? А кто она?

2. Какой лев - не лев? А кто он?

3. Какой огурец - не огурец? А кто он?

4. Какой заяц - не заяц? А кто он?

5. Какой котик - не котик? А кто он?

6. Какая свинка - не свинка? А кто она?

7. Какой ёж - не ёж? А кто он?

8. Какая крыса - не крыса? А кто она?

Задание №3

Рассмотрите устройства, используемые человеком.

Какие организмы и как используют в своей жизнедеятельности принципы, лежащие в основе действия этих предметов?

Задание №4

Здесь перечислены широко распространенные убеждения. Кое-что из перечисленного и вправду соответствует истине, а кое-что - не более, чем легенда. Разделите эти высказывания на правдивые и ошибочные, поясните свой выбор.

1. Возраст божьей коровки можно определить по точкам на надкрыльях.

2. Страусы при опасности прячут голову в песок.

3. Лягушки и жабы поедают ягоды садовой клубники.

4. Ёжики запасают на зиму яблоки и грибы, таская их на своих колючках.

5. Рак "пальмовый вор" срезает кокосы с пальм, залезая на них.

6. Лиса заметает следы хвостом.

7. У змеи ядовитой раздвоенное жало.

8. Удавы гипнотизируют добычу.

9. Свиней обучают искать грибы.

10. Кусаются только самки комаров.

Задание №5

Дайте развернутые ответы на вопросы.

1. Приведите примеры организмов различных типов и царств, имеющих колючие части тела. Играют ли эти части адаптивную роль? Дают ли они преимущество или мешают их обладателям? Как колючие части тела могли появиться в процессе эволюции?

2. При недостатке витаминов в рационе питания у человека развиваются различные заболевания. А какие болезни могут развиваться у человека при избытке витаминов в пище?

Ответы

Задание №1

1. А

2. D

3. B

4. C

5. A

6. B

7. D

8. A

9. B

10. B

11. C

12. A

Задание №2

1. Ламинария (Морская капуста) - Отдел Бурые Водоросли, Порядок Ламинариевые

2. Морской лев - Тип Хордовые, Класс Млекопитающие, Отряд Ластоногие

3. Голотурий (морской огурец) - Тип Иглокожие, Класс Голотурии

4. Морской заяц (лахтак) - Тип Хордовые, Класс Млекопитающие, Отряд Ластоногие

5. Морской котик - Тип Хордовые, Класс Млекопитающие, Отряд Ластоногие

6. Морская свинка - Тип Хордовые, Класс Млекопитающие, Отряд Грызуны

7. Морской ёж - Тип Иглокожие, Класс Морские ежи

8. Ондатра (водяная мускусная крыса) - Тип Хордовые, Класс Млекопитающие, Отряд Грызуны.

Задание №3

Ловчая сеть паука напоминает сачок.

Удочку использует рыба - удильщик для привлечения добычи.

Пинцет - Клюв птиц, выполняющий множество функций.

Липучка напоминает язык лягушек и хамелеонов.

Парус использует представитель кишечнополостных велелла. С его помощью этот организм плавает по поверхности воды.

Задание №4

1. Нет, говорят о видовой принадлежности, а не возрасте.

2. Нет,чтобы прислушаться или дать отдых шеи, или поиск съестного.

3. Нет, все земноводные плотоядные.

4. Нет, чтобы избавляться от эктопаразитов.

5. Нет, отряд ракообразных, питается содержимым уже упавших и расколотых плодов пальм.

6. Нет, хвост помогает лисе удерживать равновесие при движении.

7. Нет, раздвоен язык, выполняющий функцию органа осязания.

8. Нет, у змей срастаются прозрачные веки, поэтому змеи не мигают.

9. Да, во Франции обучают для поиска дорогих земляных грибов – трюфелей.

10. Да, самкам необходима кровь теплокровных животных для откладывания яиц.

Задание №5

1. Фрагмент верного ответа.

Большинство растений, представителей класса Хвойные отдела Голосеменные, имеют хвою - видоизмененные листья. Безусловно, наличие хвои дает хвойным ощутимое конкурентное преимущество, поскольку хвоинки приспособлены и к недостатку влаги, и к перенесению низких температур. Они также прекрасно защищают деревья от поедания многими растительноядными животными. Хвойные появились на планете в конце палеозоя, когда влажный теплый климат сменился сухим и холодным. В результате менее приспособленные древовидные папоротники вымерли, а хвойные преобладали на Земле в течение всего мезозоя.

2. Витамины - необходимый и незаменимый фактор питания. Недостаточное поступление их с пищей снижает защитные силы организма, нарушает процессы обмена веществ, может стать причиной тяжелых заболеваний. Это, однако, не означает, что витамины следует вводить в организм в неограниченном количестве. Формула "чем больше, тем лучше" неприменима к таким биологически активным веществам, как витамины. Поступление их должно строго соответствовать физиологическим потребностям организма. Избыточный прием витаминов может вызывать тяжелые заболевания, получившие название гипервитаминозов. Различают острые и хронические гипервитаминозы. Острые возникают при однократном поступлении очень больших доз витамина (обычно в форме витаминного препарата), хронические - при длительном поступлении витамина в дозах, превышающих физиологические потребности организма. Как правило, гипервитаминозы бывают у детей раннего возраста, обычно в тех случаях, когда родители без предварительной консультации с врачом начинают давать ребенку витаминные дозы. У взрослых гипервитаминоз обусловлен, как правило, употреблением в пищу большого количества продуктов, богатых тем или иным витамином. Возможна и индивидуальная повышенная чувствительность к витаминам, когда гипервитаминоз возникает и от небольших доз препаратов. Наиболее часто наблюдается гипервитаминоз D и гипервитаминоз А.

1. Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды.

2. Биологические катализаторы.

3. Водная оболочка Земли.

4. Совокупность всех видов животных.

5. Разделение растительного сообщества на "этажи".

6. Процесс разрушения и выноса водой или ветром плодородного слоя почвы.

7. Гидробионтами называют организмы, обитающие в ......

8. Часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.

9. Список находящихся в опасности видов растений и животных.

10. Критерий вида, предусматривающий всесторонний анализ биохимических и физиологических особенностей особей.

11.Организмы, населяющие толщу воды и неспособные противостоять переносу течениям.

12. Участок, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми для существования условиями.

13. Наименьшая основная таксономическая единица в систематике.

14. Один из древнейших критериев вида, представляющий собой анализ данной формы с целью установления характерных особенностей.

Ответы:

1. коррозия, 2. ферменты, 3. гидросфера, 4. фауна, 5. ярусность, 6. эрозия, 7. воде, 8. среда обитания, 9. кр. книга, 10. физиолого-биохимический, 11. планктон, 12. местообитание, 13. вид, 14. морфологический.

Тематика и критерии оценки докладов "Современные проблемы биологии". (Это домашнее задание - защита презентации)

Тема доклада Актуаль-
ность темы
Полнота раскрытия темы Научность изложения Доступность изложения Наглядность Офор-
мление
Общее кол-во баллов
1. Генетически модифи-
цированные организмы
             
2. Клонирование животных              
3. Гемофилия           30  
Максимальный балл 5 5 5 5 5 5  

Приложение 1

Приложение 2