Игра как средство обеспечения эмоционального комфорта в период адаптации и социализации детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания

Разделы: Работа с дошкольниками


Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребёнка. Возраст ребёнка с 1 до 2–2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению может проходить крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка и обеспечить ему эмоциональный комфорт.

Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребёнка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение педагога поиграть. Для них это – привычное дело.

Таким образом, при организации работы в ГКП мы выдвинули гипотезу: научив ребёнка раннего возраста игровым взаимодействиям, мы поможем ему сохранить эмоциональный комфорт, сформировать психологическую автономность и самостоятельность в период привыкания к детскому саду.

Интерес к игре носит у человека врождённый характер. Игра является частью общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Она развивает и воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, пародирует, иронизирует, смеётся, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей к взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось большое значение.

В русской культуре к играм детей относились серьёзно, им даже приписывались магические функции: если дети играли спокойно и дружно (лепили пироги, изображали крестьянские работы), ожидали мирного года и богатого урожая. Ссоры во время игры, изображения похорон могли сулить неприятные события.

В детских играх, как в зеркале, отражаются особенности времени, порождавшие новые сюжеты и приёмы игры. Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определёнными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.

И хотя детство по праву считается золотым временем игр, в разные периоды игра имеет различное значение в становлении личности ребёнка. Игры разных возрастных периодов отличались друг от друга по содержанию, характеру, количеству участников.

В русской культуре выделяли игры для детей трёх возрастных категорий: младенчества, детства и отрочества.

Как правило, с маленькими детьми (2-4 лет) играли пестуньи – девочки 6–13 лет, в чьи обязанности входило нянчить младших братьев и сестёр. В играх учитывались физиологические и психологические особенности маленьких детей. Так, 2-3-летние дети зачастую только подражали действиям пестуньи, пассивно следя за игрой. Дети постарше выполняли активные второстепенные роли. С 3–4 лет дети участвовали в спортивных играх с ритмичным текстом, пением.

Примерно с 7 лет дети играли самостоятельно. Чаще – мальчики отдельно от девочек.

Игра – наиболее комфортный, желанный и интересный вид деятельности в раннем возрасте. Л.С. Выготский определяет: “игра – это своеобразное отношение к деятельности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие”. Если в младенчестве игра отсутствует вовсе, то в раннем возрасте она уже есть. Например, ребёнок укачивает, кормит куклу, возит в коляске медвежонка. Но малыш настолько связан с реальными предметами, что для него трудно создание мнимой ситуации в полном смысле слова. Л.С. Выготский заключает, что мы имеем здесь “как бы игру, но она для самого ребёнка ещё не осознана”. В раннем детстве перед нами квазиигра, или “игра в себе”. Объективно, это уже игра, но она не стала ещё игрой для ребёнка” (Л.С. Выготский).

Для ребёнка раннего возраста игра – это и целенаправленно организованная взрослым деятельность, и выстраивание кастрюль по цвету и размеру, и увлекательное занятие по исследованию маминой сумочки.

Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога детьми в адаптационный период касаются бытовых вопросов, оснащения группы. И совсем не учитываются факторы, которые могут вызвать у ребёнка состояние адаптационного срыва. Все факторы объединяются в три проблемы:

  • новая организация взаимодействия со взрослым;
  • новая организация среды;
  • необходимость взаимодействия со сверстниками.

Общая цель поддержки ребёнка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством нового взрослого (педагога). Решение достигается в процессе использования специальной системы адаптационных игр с детьми.

В практике дошкольного воспитания подбор игр часто бывает недостаточно продуманным или случайным. Между тем, чтобы профилактическое действие игр действительно состоялось, необходимо соблюдать в их подборе определённую последовательность.

1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым (тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки).

2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде (психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры).

3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками (психотехнические игры, хороводные игры). (Приложение 1)

Используя специально организованную систему адаптационных игр можно добиться снижения уровня тревожности и психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период привыкания к детскому саду.

Литература

  1. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт. – сост. Н.В, Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Ларечина Е. Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Речь, 2011.
  3. Мальцева И.В. Развивающие игры для малышей. От рождения до 3 лет. – СПб.: Издательская Группа “Азбука – классика”, 2009.
  4. Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ/Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис – Пресс, 2005.
  5. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребёнка. – СПб.: Речь, 2002.