Цели. Закреплять знания детей о труде прачки. Показать этапы трудового процесса, их очередность, невозможность исключения из трудового процесса ни одного из его компонентов. Систематизировать знания детей о бытовых приборах. Учить использовать модель трудового процесса для рассказа о нем. Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать уважение к труду взрослых, вызвать желание принимать участие в трудовом процессе.
Активизация словаря: стиральная машина, стиральный порошок, чистая, прозрачная, мутная, мыльная, отжимать, полоскать.
Предварительная работа: экскурсия в прачечную детского сада, наблюдение за трудом машиниста по стирке белья; выполнение трудовых поручений по стирке кукольной одежды; обучающее панно “Бытовые приборы”, рассматривание иллюстраций “Мамины помощники”, дидактические игры “Кому что нужно для работы”, “Найди, что лишнее?”, “Что сначала, что потом”, сюжетно-ролевая игра “Семья” (игровая ситуация “Стираем кукольную одежду”, игровые атрибуты: “стиральная машина”, ванночка, бельевые прищепки, сушилка для одежды, гладильная доска, утюжки).
Оборудование и дидактический материал для игры-занятия:
3 ванночки с водой (вода разной температуры), мыло, мыльница, стойка для сушки белья, бельевые прищепки, клеенчатые фартуки по количеству детей, кукольная одежда, игрушка медведь, карточки-модели “Алгоритм трудового процесса”, ширма.
Ход урока
Воспитатель вносит в группу игрушку медведя, в лапках у которого три грязных кукольных платья.
Воспитатель: Дети, около нашей группы я встретила маленького медвежонка, который стоял и плакал. Когда я его спросила, почему он плачет, медвежонок рассказал мне, что его пригласила на день рождения кукла Катя. Медвежонок купил ей в подарок три очень красивых платья, но когда он шел в детский сад, платья выпали у него из лапок прямо в грязную лужу. И теперь медвежонок не знает что ему делать, ведь грязные платья он не может подарить кукле Кате. Ребята, мы можем помочь медвежонку в его беде?
Дети: Да, мы поможем медвежонку.
Медвежонок: А как вы мне поможете?
Дети: Надо выстирать платья и тогда они станут чистыми, и их можно будет подарить.
Медвежонок: А я не умею стирать!
Воспитатель: Не расстраивайся, медвежонок, наши дети умеют стирать, ведь мы сами стираем одежду для наших кукол. Мы тебя научим стирать. Дети, что нам нужно для того, чтобы начать стирку?
Дети: Вода.
Воспитатель: В какой воде нужно стирать?
Дети: В горячей.
Воспитатель: Вода должна быть очень горячая?
Дети: Нет! Горячей водой можно обжечь руки.
Воспитатель: Теперь мы можем начать стирку?
Дети: Нет, нам еще нужно взять мыло.
Воспитатель: А чем еще можно выстирать белье?
Дети: Стиральным порошком.
Воспитатель открывает ширму.
Воспитатель: На столах стоят три ванночки с водой, как вы думаете почему?
Дети: В одной ванне мы будем стирать.
Воспитатель: А зачем еще две ванночки?
Дети: В них мы будем полоскать белье.
Белье надо полоскать два раза.
Воспитатель: А как нам определить ту ванночку, в которой надо стирать?
Дети: Надо опустить руку в воду в каждой ванне.
Воспитатель: Какая вода нам нужна для стирки?
Дети: Горячая!
Воспитатель: Полоскать мы будем в какой воде?
Дети: Сначала в теплой, второй раз — в холодной.
Проводится экспериментальная работа с водой.
Дети определяют температуру воды в каждой ванночке.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода в ванночках чистая, прозрачная.
Воспитатель помогает детям распределиться на четыре подгруппы (в каждой подгруппе 3 ребенка).
1 - стирка одежды, 2 - полоскание в теплой воде, 3 - полоскание в холодной воде, 4 - сушка одежды.
Все дети одевают клеенчатые фартуки.
Воспитатель: Теперь все готово к работе и мы можем приступить к стирке.
Трое детей начинают стирку, остальные наблюдают.
Воспитатель: Как долго нужно стирать платье?
Дети: Пока платья не станут чистыми.
(Во время работы воспитатель хвалит детей за старание, аккуратность - вода не должна выплескиваться из ванночки).
Воспитатель использует народные пословицы: “Терпенье и труд - все перетрут”, “Недаром говориться, что дело мастера боится”.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими чистыми стали платья, все грязные пятна отстирались. Вы очень хорошо потрудились. Какая вода стала в ванне после стирки?
Дети: Грязная, мутная....
Воспитатель: Медвежонок внимательно за вами наблюдает и все запоминает, что нужно делать.
Дети приступают к полосканию одежды. Каждый выполняет свое поручение. Обратить внимание детей на то, что вода в ванночке после первого полоскания стала немного мутной, а после второго полоскания- осталась чистой, прозрачной.
Воспитатель: Дети, почему белье надо отжимать?
Дети: Чтобы вода не капала на пол, когда белье повесят на веревку.
Чтобы оно быстрее высохло.
Воспитатель: Правильно, хорошо отжатое белье быстрее сохнет.
Дети развешивают платья для просушки на веревку, закрепляя прищепками.
Воспитатель: Дети, медвежонок спрашивает, что это такое, он никогда не видел эти предметы? (Показывает на бельевые прищепки).
Дети: Дети это бельевые прищепки. Они нужны для того, чтобы белье не упало с веревки и не испачкалось.
Медвежонок: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Теперь, когда платья высохнут, я сразу подарю их кукле Кате.
Воспитатель: Дети, медвежонок может подарить платья, когда они высохнут?
Дети: Нет, сначала платья надо выгладить утюгом, чтобы они не были мятыми.
Гладить будем на гладильной доске.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Медвежонок, ты запомнил, что после стирки, когда платья высохнут, их надо обязательно выгладить утюгом.
Медвежонок: Да, я все запомнил.
Воспитатель: Сделал дело - гуляй смело! Ребята, медвежонок принес музыкальный диск и хочет вам его подарить.
Под музыку “Танец маленьких утят” дети танцуют.
Воспитатель: Ребята, медвежонок сказал мне, что у него есть картинка, но он никак не может вспомнить, как называется то, что нарисовано на ней. (На картинке изображена стиральная машина)
Дети: Это стиральная машина. В ней надо стирать грязное белье.
Воспитатель: Наши дети ходили в прачечную детского сада, где есть большая стиральная машина и прачка Наталья Егоровна показала как она стирает грязное белье.
Медвежонок: Большое спасибо, ребята! Теперь я буду сам стирать грязную одежду. Воспитатель: А чтобы медвежонок все понял и ничего не забыл, мы подарим ему волшебные карточки-подсказки. (Показывает карточки, которые раскладываются на “волшебном пояске”)
Какое белье мы кладем в стиральную машину?
Дети: Грязное!
Воспитатель: А теперь найдите карточку, на которой изображено то, что надо сделать сначала.
Дети выбирают карточку с изображением таза с горячей водой.
Воспитатель: А дальше какую карточку надо выбрать?
Дети раскладывают карточки на “волшебном пояске” по порядку: мыло, два таза с водой, сушилка, бельевые прищепки, утюг, чистое, выглаженное белье.
Воспитатель: Пока платья для куклы Кати сохнут, мы приглашаем тебя Медвежонок погостить у нас в группе. Дети покажут тебе свои самые любимые игры и игрушки.
Медвежонок: Спасибо, ребята, я с удовольствием останусь в гостях в вашей группе.