Цель урока: осмыслить значение и содержание музыкальных образов в произведениях звучащих на уроке.
Задачи урока.
Образовательные:
- расширять слуховые представления ребенка о выразительных средствах музыки;
- формировать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение в процессе сопоставления музыкальных образов;
- сравнивать характер и содержание музыкальных произведений, звучащих на уроке.
Развивающие:
- добиваться в исполнении яркого воплощения музыкального образа в произведении “Элегия” Ю. Должикова;
- развивать звуковысотный, тембровый и динамический слух;
- актуализировать знания ребенка о выразительных средствах музыки в процессе анализа “Арии Шемаханской царицы” Н. Римского-Корсакова из оперы “Золотой петушок”.
Воспитательные
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- воспитывать музыкальный вкус;
- содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- метод сравнения;
- наглядно-слуховой метод;
- метод наблюдения за музыкой.
- метод размышления о музыке
- метод эмоциональной драматургии;
- словесные методы: беседа (герменевтическая, эвристическая), диалог, объяснение, разъяснение;
- метод музыкального обобщения;
- метод пластического моделирования.
Основные понятия и термины: “Элегия”, мелодия, музыкальный образ, интонация, характер, Хота, Мудейра, Качуча, Испанские танцы, ария.
Задания для ученика на уроке:
- охарактеризовать музыкальный образ;
- сравнить музыкальные интонации;
- назвать средства музыкальной выразительности, которые доминируют в процессе раскрытия музыкального образа;
- проследить за развитием музыкального образа в жанре “Элегия различных композиторов;
- сформулировать выводы урока;
- исполнить пьесу “Элегия” Ю. Должикова вдумываясь в смысл музыкальных интонаций;
- исполнить фрагмент (первый период) “Испанского танца” М. Мошковского
Изучаемые на уроке произведения:
- Должиков Ю. “Элегия”;
- Г. Форе “Элегия”;
- Ж. Массне “Элегия”;
- С. Рахманинов” “Элегия”;
- Мошковский М. “Испанский танец”;
- Римский-Корсаков Н. “Ария Шемаханской царицы” из оперы “Золотой петушок.
Оборудование урока: музыкальные инструменты: колокольчики, ксилофон, вибрафон, фортепиано; компьютер с колонками.
Структурный план урока.
- Вступление – введение в тему урока – 3 мин.
- Работа над “Арией” Ю. Должикова – 15 мин.
- Разбор и анализ “Испанского танца” М. Мошковского – 10 мин.
- Слушание и анализ “Арии Шемаханской царицы” из оперы Н. Римского-Корсакова – 12 мин.
- Вывод урока – 5 мин.
Используемые сокращения: П – педагог, У – ученик.
Содержание урока
П: Здравствуй Степан. Сегодня мы наполним наш урок разными музыкальными образами. Знаешь ли ты, что такое музыкальный образ?
У: Такое явление, мысль или содержание, которое мы воплощаем в звуках.
П: Да, ты верно перечислил несколько вариантов. Все они направлены на создание содержания музыкального произведения. Что входит в понятие “содержание музыкального произведения”. Посмотри в ноты, например, произведения Ю. Должикова “Элегия”.
У: Ноты, динамика, темп.
П: Да, ты подчеркнул как бы “видимую” часть произведения. Но сегодня мы “приоткроем невидимый занавес” музыкального произведения и попадем в волшебный мир твоих эмоций, твоего настроения, твоего отношения к музыкальному произведению. А ключом для понимания и осмысления этой тайны для нас будут: музыкальный текст – видимая часть произведения – все, что ты увидел и перечислил.
А, что такое невидимая часть как ты думаешь?
У: То, чего нет в нотах, то, как исполняет ноты исполнитель.
П: Замечательно, значит это сторона, связанная и слышимая только в непосредственном исполнении. Что ты чувствуешь когда исполняешь какое-нибудь произведение?
У: Зависит от характера произведения. Я слушаю музыку и как бы иду за ней.
П: Давай я помогу тебе определиться – это эмоции, чувства, переживания. Верно?
У: Да. Если произведение грустное – я не чувствую грусть, но на меня находят определенные воспоминания и я пытаюсь передать в звуках то, какое настроение у меня от этих воспоминаний.
П: Я предлагаю тебе заполнить небольшую табличку, после заполнения которой мы сразу увидим: где видимая и невидимая часть произведения.
Педагог достает заранее подготовленную табличку и заполняет ее вместе с ребенком, подводя итог вводной части урока.
Музыкальный текст | |
Видимая часть | Невидимая часть |
Нотный текст | Интонация |
Динамика | Сила звука |
Темп | Эмоции |
Ритм | Чувства |
Мелодия | Характер |
Название произведения | Композитор – его творчество и эпоха |
П: Отлично. Эту табличка останется с тобой, и когда ты почувствуешь, что освоил всю “видимую сторону”, попытайся задуматься о каждой “невидимой стороне!”, потому что она намного сложнее, но и интереснее.
Вернемся к “Элегии” Ю. Должикова, произведение, которое мы выучили, уже услышали его вместе с концертмейстерской партией. Расскажи мне о его характере?
У: Оно печальное, неторопливое, задумчивое, проникновенное.
П: О какой видимой стороне ты думал, когда вспоминал о характере?
У: О мелодии, темпе, ритме.
П: Сейчас я хочу чтобы ты исполнил произведение “Элегия” Ю. Должикова.
Ребенок исполняет на колокольчиках произведение “Элегия” Ю. Должикова с концертмейстером.
П: Молодец. Ты хорошо чувствуешь эту музыку, но чтобы твое исполнение было более проникновенным я предлагаю обратиться к названию этого произведения – “Элегия”.
“Элегия – жанр древнегреческой поэзии. Когда композиторы обратились к этому жанру, они оставили его первоначальный смысл – произведение с характером задумчивости, которое содержит черты: несчастной любви, мотива разочарования, одиночества, бренности земного бытия.
Я подобрала для тебя произведения композиторов, которые обратились к этому жанру. Их будет три. Первым произведением к которому мы обратимся это “Элегия” французского композитора Габриэля Форе. Мы прослушаем фрагмент.
При прослушивании сравни пожалуйста мелодию с “Элегией” которую исполняешь ты. (Задание к слушанию)
Слушаем фрагмент (2 мин.) Г. Форе “Элегия”.
П: Какая была мелодия?
У: Она похожа по характеру на мелодию “Элегии Ю. Должикова. Задумчивая, обреченная.
П: А может ты услышал какие-то различия?
У: Да, отличия есть – мелодия, которую исполняю я делиться как бы на волны, или на ступеньки, которые приводят к вершине – кульминации – главной фразе произведения. А мелодия, которую мы прослушали, неделима, она движется как бы одним потоком, она как бы “дышит”.
П: Твоя невероятно тонкие замечания относятся к строению фраз мелодии. Выделив общее и различное, мы можем сделать вывод, что характер произведения созвучен жанру “Элегия” и исполнителю необходимо находится в одном эмоциональном состоянии, чтобы его передать, но как способ, которым композиторы добились этого состояния разный. Прослушаем следующий фрагмент “Элегия” тоже французского композитора Жюля Массе. Слушая, обрати внимание на мелодию и найди сходство и различие (Задание к слушанию).
Слушаем фрагмент (1 мин.) Ж. Массне “Элегия”.
П: Обратимся к мелодии. Какая она в этой “Элегии”
У: Она также созвучна образу “Элегии” - слышна та же обреченность. Здесь композитор сделал мелодию запоминающееся, также были волны – но они были не главные, главным было то, что эту мелодию хотелось петь.
П: Да, верно. Эта мелодия легко ложится под вокальную строчку.
И последний фрагмент “Элегия” русского композитора Сергея Рахманинова. И вслушиваемся в особенности мелодии (Задание к слушанию).
Слушаем фрагмент (1:40 .) С. Рахманинов “Элегия”.
П: Расскажи об особенностях мелодии в этой “Элегии”
У: Здесь у мелодии два голоса, они также созвучны музыкальному образу и жанру. В этой “Элегии” мелодия очень зависима от сопровождения. Если его не играть, то мелодия будет пустой, ненаполненной.
П: Верно. Смотри какой “калейдоскоп” мелодий мы послушали, но все они наводят нас на одно и то же состояние. Это и есть содержательная, невидимая сторона музыки.
Давай обратимся к новому для тебя произведению, которое мы только начали учить – М. Мошковский “Испанский танец”.
Он совсем иной по образному содержанию и характеру.
Предлагаю вспомнить мелодию.
Ученик играет мелодию, в медленном темпе. Педагог останавливает его после первого периода.
П: Ты уже хорошо играешь мелодию, выучил ноты, но я не слышу характера этой музыки. Это испанская музыка. посмотри на экран я подготовила тебе несколько картинок связанных с этой страной. Посмотри и скажи что характерно для этой страны (Задание к слайдам)?
Показ слайдов
У: Там жаркая погода, преобладает красный, агрессивный цвет. Мне кажется, люди там обладают волей, упорством и целеустремленностью.
П: Да, это так. И чтобы воплотить испанский характер в музыке – необходимо подчеркивать первую долю в такте и вторую третью играть легче, но с развитием опять к первой. Давай попробуем.
Играем два раза и со второго раза получается поставленная задача.
П: Теперь обратимся к слову “танец”. Танцы бывают очень разные. Но нас интересуют Испанские танцы. Я подготовила для тебя таблицу с существующими в Испании танцами. И нам необходимо определить, какой из этих танцев похож на тот, который ты исполняешь. Пока ты будешь знакомиться с табличкой, прозвучат фрагменты Хоты, Мунейры и Качучи.
Ученик читает табличку, слушает и находит, что наш танец похож по признакам на “Качучу”.
П: Теперь зная особенности испанской культуры, при разучивании “Испанского танца” М. Мошковского ты сможешь уже осмысленно интонируя мелодию входить в образ произведения.
Сегодня я бы хотела исполнить для тебя “Арию Шемаханской царицы” Н. Римского-Корсакова из оперы “Золотой петушок”. Картинку Шемаханской царицы ты видишь на экране. Возьми ноты и картинку Шемаханской царицы. Внимательно следи за мелодией, и охарактеризую мне музыкальный образ (Задание к слушанию).
Исполнение “Арии Шемаханской царицы” Н. Римского-Корсакова из оперы “Золотой петушок” на вибрафоне, в сопровождении фортепиано.
П: Какой музыкальный образ в этом произведении?
У: Своенравный, восточный, богатый, пышный.
Верно тебе подсказали. Если ты обратил внимание, то “Ария” звучит в опере – вокально-инструментальном жанре. Значит, у арии есть слова. Прочти слова первого куплета и послушай еще раз фрагмент арии.
И скажи слова помогают нам в осмыслении музыкального образа или нет?
Исполнение “Арии Шемаханской царицы” Н. Римского-Корсакова из оперы “Золотой петушок” на вибрафоне первого куплета, в сопровождении фортепиано.
У: Да они как раз рисуют картину востока.
П: Подводя итог нашему уроку, я бы хотела чтобы ты рассказал как музыка раскрывает нам музыкальный образ?
У: Всегда по-разному: иногда необходимо посмотреть на название, иногда обратиться к стране оттуда пришла к нам эта музыка, а иногда, в вокальной музыке, надо внимательно вдуматься в из содержание и музыкальный образ придет сам.
П: Все верно, Степан. Каждый раз, обращаясь к тому или иному произведению необходимо, чтобы оно “обросло” как бы невидимым содержанием, но именно оно подскажет тебе каким звуком нужно сыграть, какой характер у произведения, какие эмоции и воспоминания помогут тебе в воплощении музыкального образа. Все материалы урока ты забираешь с собой, вложи их в папку с нотами. Спасибо за урок.
Преподаватель пишет домашнее задание и заканчивает урок.