Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах)

Разделы: Музыка

Класс: 4

Ключевые слова: Ударные инструменты, интонация


Цель урока: осмыслить значение и содержание музыкальных образов в произведениях звучащих на уроке.

Задачи урока.

Образовательные:

  • расширять слуховые представления ребенка о выразительных средствах музыки;
  • формировать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение в процессе сопоставления музыкальных образов;
  • сравнивать характер и содержание музыкальных произведений, звучащих на уроке.

Развивающие:

  • добиваться в исполнении яркого воплощения музыкального образа в произведении “Элегия” Ю. Должикова;
  • развивать звуковысотный, тембровый и динамический слух;
  • актуализировать знания ребенка о выразительных средствах музыки в процессе анализа “Арии Шемаханской царицы” Н. Римского-Корсакова из оперы “Золотой петушок”.

Воспитательные

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
  • воспитывать музыкальный вкус;
  • содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • метод сравнения;
  • наглядно-слуховой метод;
  • метод наблюдения за музыкой.
  • метод размышления о музыке
  • метод эмоциональной драматургии;
  • словесные методы: беседа (герменевтическая, эвристическая), диалог, объяснение, разъяснение;
  • метод музыкального обобщения;
  • метод пластического моделирования.

Основные понятия и термины: “Элегия”, мелодия, музыкальный образ, интонация, характер, Хота, Мудейра, Качуча, Испанские танцы, ария.

Задания для ученика на уроке:

  • охарактеризовать музыкальный образ;
  • сравнить музыкальные интонации;
  • назвать средства музыкальной выразительности, которые доминируют в процессе раскрытия музыкального образа;
  • проследить за развитием музыкального образа в жанре “Элегия различных композиторов;
  • сформулировать выводы урока;
  • исполнить пьесу “Элегия” Ю. Должикова вдумываясь в смысл музыкальных интонаций;
  • исполнить фрагмент (первый период) “Испанского танца” М. Мошковского

Изучаемые на уроке произведения:

  • Должиков Ю. “Элегия”;
  • Г. Форе “Элегия”;
  • Ж. Массне “Элегия”;
  • С. Рахманинов” “Элегия”;
  • Мошковский М. “Испанский танец”;
  • Римский-Корсаков Н. “Ария Шемаханской царицы” из оперы “Золотой петушок.

Оборудование урока: музыкальные инструменты: колокольчики, ксилофон, вибрафон, фортепиано; компьютер с колонками.

Структурный план урока.

  1. Вступление – введение в тему урока – 3 мин.
  2. Работа над “Арией” Ю. Должикова – 15 мин.
  3. Разбор и анализ “Испанского танца” М. Мошковского – 10 мин.
  4. Слушание и анализ “Арии Шемаханской царицы” из оперы Н. Римского-Корсакова – 12 мин.
  5. Вывод урока – 5 мин.

Используемые сокращения: П – педагог, У – ученик.

Содержание урока

П: Здравствуй Степан. Сегодня мы наполним наш урок разными музыкальными образами. Знаешь ли ты, что такое музыкальный образ?

У: Такое явление, мысль или содержание, которое мы воплощаем в звуках.

П: Да, ты верно перечислил несколько вариантов. Все они направлены на создание содержания музыкального произведения. Что входит в понятие “содержание музыкального произведения”. Посмотри в ноты, например, произведения Ю. Должикова “Элегия”.

У: Ноты, динамика, темп.

П: Да, ты подчеркнул как бы “видимую” часть произведения. Но сегодня мы “приоткроем невидимый занавес” музыкального произведения и попадем в волшебный мир твоих эмоций, твоего настроения, твоего отношения к музыкальному произведению. А ключом для понимания и осмысления этой тайны для нас будут: музыкальный текст – видимая часть произведения – все, что ты увидел и перечислил.

А, что такое невидимая часть как ты думаешь?

У: То, чего нет в нотах, то, как исполняет ноты исполнитель.

П: Замечательно, значит это сторона, связанная и слышимая только в непосредственном исполнении. Что ты чувствуешь когда исполняешь какое-нибудь произведение?

У: Зависит от характера произведения. Я слушаю музыку и как бы иду за ней.

П: Давай я помогу тебе определиться – это эмоции, чувства, переживания. Верно?

У: Да. Если произведение грустное – я не чувствую грусть, но на меня находят определенные воспоминания и я пытаюсь передать в звуках то, какое настроение у меня от этих воспоминаний.

П: Я предлагаю тебе заполнить небольшую табличку, после заполнения которой мы сразу увидим: где видимая и невидимая часть произведения.

Педагог достает заранее подготовленную табличку и заполняет ее вместе с ребенком, подводя итог вводной части урока.

Музыкальный текст
Видимая часть Невидимая часть
Нотный текст Интонация
Динамика Сила звука
Темп Эмоции
Ритм Чувства
Мелодия Характер
Название произведения Композитор – его творчество и эпоха

П: Отлично. Эту табличка останется с тобой, и когда ты почувствуешь, что освоил всю “видимую сторону”, попытайся задуматься о каждой “невидимой стороне!”, потому что она намного сложнее, но и интереснее.

Вернемся к “Элегии” Ю. Должикова, произведение, которое мы выучили, уже услышали его вместе с концертмейстерской партией. Расскажи мне о его характере?

У: Оно печальное, неторопливое, задумчивое, проникновенное.

П: О какой видимой стороне ты думал, когда вспоминал о характере?

У: О мелодии, темпе, ритме.

П: Сейчас я хочу чтобы ты исполнил произведение “Элегия” Ю. Должикова.

Ребенок исполняет на колокольчиках произведение “Элегия” Ю. Должикова с концертмейстером.

П: Молодец. Ты хорошо чувствуешь эту музыку, но чтобы твое исполнение было более проникновенным я предлагаю обратиться к названию этого произведения – “Элегия”.

“Элегия – жанр древнегреческой поэзии. Когда композиторы обратились к этому жанру, они оставили его первоначальный смысл – произведение с характером задумчивости, которое содержит черты: несчастной любви, мотива разочарования, одиночества, бренности земного бытия.

Я подобрала для тебя произведения композиторов, которые обратились к этому жанру. Их будет три. Первым произведением к которому мы обратимся это “Элегия” французского композитора Габриэля Форе. Мы прослушаем фрагмент.

При прослушивании сравни пожалуйста мелодию с “Элегией” которую исполняешь ты. (Задание к слушанию)

Слушаем фрагмент (2 мин.) Г. Форе “Элегия”.

П: Какая была мелодия?

У: Она похожа по характеру на мелодию “Элегии Ю. Должикова. Задумчивая, обреченная.

П: А может ты услышал какие-то различия?

У: Да, отличия есть – мелодия, которую исполняю я делиться как бы на волны, или на ступеньки, которые приводят к вершине – кульминации – главной фразе произведения. А мелодия, которую мы прослушали, неделима, она движется как бы одним потоком, она как бы “дышит”.

П: Твоя невероятно тонкие замечания относятся к строению фраз мелодии. Выделив общее и различное, мы можем сделать вывод, что характер произведения созвучен жанру “Элегия” и исполнителю необходимо находится в одном эмоциональном состоянии, чтобы его передать, но как способ, которым композиторы добились этого состояния разный. Прослушаем следующий фрагмент “Элегия” тоже французского композитора Жюля Массе. Слушая, обрати внимание на мелодию и найди сходство и различие (Задание к слушанию).

Слушаем фрагмент (1 мин.) Ж. Массне “Элегия”.

П: Обратимся к мелодии. Какая она в этой “Элегии”

У: Она также созвучна образу “Элегии” - слышна та же обреченность. Здесь композитор сделал мелодию запоминающееся, также были волны – но они были не главные, главным было то, что эту мелодию хотелось петь.

П: Да, верно. Эта мелодия легко ложится под вокальную строчку.

И последний фрагмент “Элегия” русского композитора Сергея Рахманинова. И вслушиваемся в особенности мелодии (Задание к слушанию).

Слушаем фрагмент (1:40 .) С. Рахманинов “Элегия”.

П: Расскажи об особенностях мелодии в этой “Элегии”

У: Здесь у мелодии два голоса, они также созвучны музыкальному образу и жанру. В этой “Элегии” мелодия очень зависима от сопровождения. Если его не играть, то мелодия будет пустой, ненаполненной.

П: Верно. Смотри какой “калейдоскоп” мелодий мы послушали, но все они наводят нас на одно и то же состояние. Это и есть содержательная, невидимая сторона музыки.

Давай обратимся к новому для тебя произведению, которое мы только начали учить – М. Мошковский “Испанский танец”.

Он совсем иной по образному содержанию и характеру.

Предлагаю вспомнить мелодию.

Ученик играет мелодию, в медленном темпе. Педагог останавливает его после первого периода.

П: Ты уже хорошо играешь мелодию, выучил ноты, но я не слышу характера этой музыки. Это испанская музыка. посмотри на экран я подготовила тебе несколько картинок связанных с этой страной. Посмотри и скажи что характерно для этой страны (Задание к слайдам)?

Показ слайдов

У: Там жаркая погода, преобладает красный, агрессивный цвет. Мне кажется, люди там обладают волей, упорством и целеустремленностью.

П: Да, это так. И чтобы воплотить испанский характер в музыке – необходимо подчеркивать первую долю в такте и вторую третью играть легче, но с развитием опять к первой. Давай попробуем.

Играем два раза и со второго раза получается поставленная задача.

П: Теперь обратимся к слову “танец”. Танцы бывают очень разные. Но нас интересуют Испанские танцы. Я подготовила для тебя таблицу с существующими в Испании танцами. И нам необходимо определить, какой из этих танцев похож на тот, который ты исполняешь. Пока ты будешь знакомиться с табличкой, прозвучат фрагменты Хоты, Мунейры и Качучи.

Ученик читает табличку, слушает и находит, что наш танец похож по признакам на “Качучу”.

П: Теперь зная особенности испанской культуры, при разучивании “Испанского танца” М. Мошковского ты сможешь уже осмысленно интонируя мелодию входить в образ произведения.

Сегодня я бы хотела исполнить для тебя “Арию Шемаханской царицы” Н. Римского-Корсакова из оперы “Золотой петушок”. Картинку Шемаханской царицы ты видишь на экране. Возьми ноты и картинку Шемаханской царицы. Внимательно следи за мелодией, и охарактеризую мне музыкальный образ (Задание к слушанию).

Исполнение “Арии Шемаханской царицы” Н. Римского-Корсакова из оперы “Золотой петушок” на вибрафоне, в сопровождении фортепиано.

П: Какой музыкальный образ в этом произведении?

У: Своенравный, восточный, богатый, пышный.

Верно тебе подсказали. Если ты обратил внимание, то “Ария” звучит в опере – вокально-инструментальном жанре. Значит, у арии есть слова. Прочти слова первого куплета и послушай еще раз фрагмент арии.

И скажи слова помогают нам в осмыслении музыкального образа или нет?

Исполнение “Арии Шемаханской царицы” Н. Римского-Корсакова из оперы “Золотой петушок” на вибрафоне первого куплета, в сопровождении фортепиано.

У: Да они как раз рисуют картину востока.

П: Подводя итог нашему уроку, я бы хотела чтобы ты рассказал как музыка раскрывает нам музыкальный образ?

У: Всегда по-разному: иногда необходимо посмотреть на название, иногда обратиться к стране оттуда пришла к нам эта музыка, а иногда, в вокальной музыке, надо внимательно вдуматься в из содержание и музыкальный образ придет сам.

П: Все верно, Степан. Каждый раз, обращаясь к тому или иному произведению необходимо, чтобы оно “обросло” как бы невидимым содержанием, но именно оно подскажет тебе каким звуком нужно сыграть, какой характер у произведения, какие эмоции и воспоминания помогут тебе в воплощении музыкального образа. Все материалы урока ты забираешь с собой, вложи их в папку с нотами. Спасибо за урок.

Преподаватель пишет домашнее задание и заканчивает урок.