Цель урока: широкая проверка сформированности основных знаний и умений учащихся по разделу “Общая характеристика природы России”.
Образовательно-воспитательные задачи.
- Систематизировать и обобщить знания учащихся о причинах географических явлений и процессов о постоянном развитии природы, в результате взаимодействия компонентов.
- Развивать умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи взаимодействия рельефа, климата, почв, рек.
- Способствовать самостоятельности мышления при выполнении творческих заданий обращение природы “матери” к человеку.
Опорные знания и умения.
- Понятия о взаимодействии компонентов в природе.
- Умение сопоставлять и анализировать карты различного содержания, с целью выявления причин и следствия географических явлений.
Оборудование:
- физическая карта;
- атлас, контурная карта России;
- плакат о взаимодействии природных компонентов (ПК);
- видеофильмы.
Ход урока
Этапы урока.
1. Вводное слово учителя. Ребята, мы закончили изучение большого раздела “Общая характеристика природы России”, что вам запомнилось о природе нашей страны? Я предлагаю вам на примере темы “Реки” повторить взаимодействие компонентов в природе, которые повлияли на разнообразие природы нашей страны. И так, вам предлагается задание. (Запись на доске)
2. Работа у доски: на конкретном примере, объясните, от каких причин зависит:
- характер течения рек (от рельефа) - ответ учащегося, который выходит к доске с заданием. Далее он показывает по просьбе учителя несколько рек по физической карте России. Объясняет причину разного характера течения рек Волги, Терека и других рек;
- падение реки (от высоты истока и устья реки), пример: высота истока Ангары и высота устья…
- вид эрозии (рельеф, характер течения, состав горных пород), например: у реки Дон боковая эрозия;
- замерзаемость (от климата), например река Волга замерзает с юга на север и другие примеры;
- расход воды по сезонам (климат, межень, паводок, половодье и другие);
- годовой сток (величина твердого стока);
- величина твердого стока (от климата).
Во время задания или после учитель оценивает учащихся, работавших у доки и у карты.
Вывод. По-первому этапу учитель делает так: установив причинно – следственные связи о взаимодействии компонентов в природе, мы пришли к правилу, которое говорит, как применять и устанавливать причину и следствие в объяснении природных явлений.
3. Работа в тетрадях: учащиеся записывают правило:
а) рассматривать природные компоненты попарно: река____рельеф, река______климат;
б) установить, что является причиной, а что следствием:
- рельеф является причиной характера течения рек;
- климат является причиной режима рек.
в) объяснять природные явления необходимо установив не одну, а несколько причин на выявление их;
- величина твердого стока зависит от свойств горных пород, геологического строения, рельефа;
г) комплексное воздействие компонентов и явлений в природе, может привести к образованию новых форм рельефа;
- ущелья, широкие речные долины, террасы, дельты и поймы.
4. Творческий момент учащихся.
Учитель: Природа нашей страны и планеты очень разнообразны, и в тоже время уязвима. Менялись цивилизации, а сними менялась и природа, взаимодействие компонентов в ней. И находясь в XXI веке, природа “мать” обращается к людям о помощи, сохранить то, что пока еще осталось в ее недрах, а также в других оболочках планеты и нашей страны. Ведь в природе все взаимосвязано, а мы часто стали об этом забывать. Итак, кто может представить, что он какой-нибудь природный комплекс: лес, озеро, болото, река и т.д. На основе поставленного вопроса ребята входят в образ природных комплексов, пропуская через себя все проблемы природы “матери”, которые обращены к человечеству.
Учитель: Прослушав мнение ребят (воображаемых природных комплексов) какой можно сделать вывод?
Учащийся самостоятельно делает вывод, об ответственности человека перед природой, о необходимости создания заповедников, национальных парков, заказников, не только на суши но и на побережье морей и океанов нашей страны и по всей планете.
5. Практическая часть. (Работа на контурной карте. Охрана природы)
Учитель: Давайте вспомним с вами береговую линию России, где на побережье морей и океанов, ведется охрана природы в частности животных?
Учащиеся по очереди перечисляют моря океаны омывающие Россию. Затем проводиться географический диктант на контурных картах. Условные знаки заранее рисуются на доске.
Географический диктант.
Условные знаки:
А – акклиматизация рыб;
З – рыбные заводы;
М – охрана белых медведей;
К – охрана котиков, каланов;
П – охрана птиц;
С – береговая станция по очистке вод.
Учащиеся наносят на контурную карту России данные уловные знаки по следующим объектам природы:
А – Баренцево море, Белое море, река Уссури;
З – город Архангельск, остров Сахалин, полуостров Камчатка, Курильские острова;
М – острова Северного Ледовитого океана, остров Врангеля;
К – Командорские острова;
П – озеро Ханка, город Астрахань, Кольский полуостров;
С – города: Архангельск, Владивосток, Санкт-Петербург.
Итог урока. Итак, ребята, проделав сегодня большую работу: у доски, у карты, в тетрадях, на контурных картах, мы стремились обобщить наши знания о природе России, путем выяснения на примере рек причин географических явлений, в результате взаимодействия компонентов природы.
Мы установили и объяснили причинно-следственные связи между ними, применили творческое мышление, анализируя различные географические карты, делали выводы, стремясь достигнуть поставленной цели на данном уроке.