Цель урока: изучение химических свойств солей.
Задачи урока:
- изучение новых и повторение уже известных химических свойств солей,
- закрепление понятия “соли”,
- изучение способов получения солей,
- совершенствование приемов работы с лабораторным оборудованием и реактивами,
- развитие логического мышления и памяти.
Оборудование, средства обучения, реактивы: карточки для дифференцированного письменного опроса, фишки для устного опроса (одинаковые кусочки плотной бумаги, которые раздаются при устном опросе, при ответе на один вопрос дается одна фишка, что позволяет учителю быстро оценить учащихся в ходе урока), проектор, компьютер, экран, презентация “Химические свойства солей”, выполненная учениками в ходе исследовательской работы; 2 штатива для пробирок, 4 пробирки, 2 стакана, пинцет, одноразовые перчатки, нож, фильтры, белый и черный экран, демонстрационный столик; растворы: хлорида бария, серной кислоты, сульфата натрия, сульфата меди(II), гидроксида калия, стальная скрепка, золотое кольцо на нитке, натрий.
План урока.
I. Введение. Контроль ранее полученных знаний и домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
III. Выводы.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. Введение. Контроль ранее полученных знаний и домашнего задания.
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Запись числа, темы. Ознакомление учащихся с целью и задачами урока.
3. Выполнение домашнего задания на откидной доске.
Вызывается ученик, который выполняет домашнюю работу у откидной доски. Еще пяти учащимся даются карточки (приложение №1) для дифференцированного письменного опроса на местах. С остальными проводится фронтальный опрос.
Д/з к уроку. Даны названия солей: сульфат железа(III), серная кислота, гидроксид меди(II), гидрокарбонат кальция, гидроксонитрат магния, фосфат бария, составить молекулярные формулы и определить класс веществ. Слайд 1. Презентация
Вопросы для фронтального опроса:
1) Какие классы неорганических веществ вы знаете?
2) Какие вещества называются оксидами?
3) Что такое основания?
4) Дать определение средних солей.
5) Какие соли называются кислыми?
6) Чем кислые соли отличаются от средних солей и от кислот?
7) Что такое основные соли?
8) Чем основные соли отличаются от средних солей и от оснований?
9) Дать определение реакции замещения.
10) Дать определение реакции обмена.
4. Подведение итогов опроса. Ученики считают набранные фишки-баллы, на основании которых выставляются отметки. У тех, кто работал на местах, собираются листы с ответами, о полученных отметках учащиеся узнают на следующем уроке. Ученик у доски открывает выполненное домашнее задание, получает отметку за работу. Все остальные учащиеся сверяют свои записи с записями на доске и слайдом 2 на экране, исправляя ошибки. Слайд 2.
II. Изучение нового материала.
Ранее мы изучали химические свойства оксидов, кислот и оснований. Давайте вспомним, взаимодействуют ли эти вещества с солями, и что при этом получается.
- Кислоты взаимодействуют ли с солями? Что при этом получается? Какие условия надо соблюдать, чтобы реакция пошла?
- Будет ли реагировать основание и соль? Что при этом получается? Какие условия надо соблюдать, чтобы реакция пошла?
Продемонстрируем эти реакции на опыте. Но прежде вспомним правила техники безопасности, только потом приступим к демонстрации опытов. Необходимо напомнить учащимся, что демонстрационные опыты сегодня будут проводить ученики, так как они поделали исследовательскую работу и теперь хотят поделиться приобретенными знаниями со всем классом. Перед проведением экспериментов включаем проектор и демонстрируем слайды презентации в соответствии с выполняемым опытом.
Первое свойство. Слайд 5.
Опыт №1. Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой. Первый ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl р. обмена, белый осадок
Второе свойство. Слайд 6.
Опыт №2. Взаимодействие сульфата меди(II) с гидроксидом калия. Второй ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):
CuSO4+2KOH= Cu(OH)2 ↓+K2SO4 р. обмена, синий осадок
Сейчас мы продемонстрировали свойств солей, которые мы знали из предыдущих уроков, когда изучали химические свойства кислот и оснований. Оказывается, соли реагируют еще и другими веществами.
Третье свойство. Слайд 7.
Третий ученик записывает взаимодействие соли летучей кислоты с нелетучим оксидом. Опыт не проводим, запишем уравнение реакции:
CaCO3 + SiO2 → СO2↑ + CaSiO3 р. обмена, идет при нагревании.
Четвертое свойство. Слайд 8.
Опыт №3. Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия. Четвертый ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4↓ р. обмена, белый осадок
Пятое свойство. Слайд 9.
Опыт №4. Взаимодействие сульфата меди(II) с железом и золотом. Четвертый ученик проводит химическую реакцию, записывает уравнение на доске (остальные проверяют правильность записи):
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu↓ р. замещения, красный осадок
CuSO4 + Au = не идет
Записать правило: реакция между металлом и раствором соли идет, если металл активнее, чем металл соли (смотри ряд активности металлов).
Учащиеся делают записи в тетрадях.
Обратить внимание учеников, что в ходе всех записанных реакций образуются соли, поэтому эти реакции могут служить способами для их получения.
Выполним следующее задание.
Задание №1. Написать уравнение реакции между раствором сульфата меди(II) с натрием.
Ученик пишет уравнение на доске по вышеизложенному правилу. Учитель предлагает проверить предположения опытным путем.
Опыт №5. Взаимодействие раствора сульфата меди(II) с натрием. Смотрим опыт (проводит учитель). Обсуждаем увиденное.
Гипотеза: реакция между веществами идет, но не по правилу, и образуются совсем другие продукты.
Вопросы.
1. Что наблюдаем в пробирке?
2. Какие вещества образовались в реакции?
3. Почему в ходе реакции образовались совсем другие продукты, чем мы предполагали? Как это объяснить?
4. Какие еще вещества присутствуют в растворе?
5. Возможны ли реакции между этими веществами?
А далее в ходе рассуждений в эвристической беседе учащиеся должны прийти к выводу, что натрий в первою очередь будет реагировать с водой:
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2↑
Образовавшийся гидроксид натрия, будет взаимодействовать с раствором сульфата меди(II):
CuSO4+ 2NaOH = Cu(OH)2 ↓+Na2SO4 р. обмена, синий осадок
Итоговое уравнение: 2Na + CuSO4+2H2O → Cu(OH)2 ↓+Na2SO4 + H2↑, следовательно, образовавшийся газ – водород, а голубой осадок – гидроксид меди(II).
Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.
Вывод из опыта: активные металлы взаимодействуют с растворами солей с образованием основания, соли и водорода.
III. Выводы.
Подведение итогов урока. Слайд 10.
- Какую тему мы разобрали на уроке?
- Что такое средние соли?
- Что такое кислые соли?
- Что есть основные соли?
- Перечислите, с какими классами веществ взаимодействуют соли?
Выставление отметок учащимся за работу во второй части урока.
IV. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание:
1) выучить схему химических свойств солей;
2) привести по одному уравнению реакции на каждое свойство.
На этом урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу.