Цель урока: формирование умения воспринимать музыку разных жанров.
Задачи урока.
Образовательные: формирование умения различать виды и интонационно-образные особенности маршевой музыки.
Развивающие: развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения песни, ритмического чувства и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: нравственно-эстетическое воспитание учащихся, гармоничное развитие личности ребенка, воспитание умения слушать музыкальные произведения, отношения к своему делу, воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников.
Музыкальный материал: Исаак Дунаевский “Марш весёлых ребят”, Пётр Чайковский “Марш деревянных солдатиков”, Дмитрий Шостакович “Марш”, Матвей Блантер “Футбольный марш”, Феликс Мендельсон “Свадебный марш”, Исаак Дунаевский “Выходной марш”, Пётр Чайковский “Похороны куклы”.
Техническое оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки.
Ход урока
1. Оргмомент. Вызов.
Перед прослушиванием музыкального фрагмента учитель настраивает детей на урок: “Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент и попробуете определить, какая сегодня, на ваш взгляд, может быть тема нашего урока?”
Детям предлагается прослушать музыкальный фрагмент №1 (“Марш весёлых ребят” музыка И.Дунаевского).
После прослушивания они пытаются ответить на вопрос и определить тему урока. После этого учитель записывает тему на доске. Дети читают её сначала про себя, затем вслух хором.
2. Осмысление.
Ребята, угадав тему нашего урока, мы можем предположить, что маршей много и они имеют между собой что-то общее, но в тоже время чем- то отличаются.
Давайте попробуем определить, чем похожи все марши между собой? (Марш имеет чёткий ритм).
Как мы можем определить, что звучит именно марш, а не танец и не песня? (Под марш очень легко маршировать).
Да, в марше всегда есть чёткий ритм, как пульс в организме человека. Услышав марш, мы невольно начинаем отстукивать по столу пальчиками ритм марша, или шагать на месте. Это то, что объединяет все марши, то общее, что есть у них.
Теперь давайте ещё раз прочитаем тему нашего урока (дети читают тему вслух хором).
Как вы думаете, чем мы ещё сегодня обязательно будем заниматься на уроке? (Слушать разные марши и искать между ними отличия).
А для чего нам надо знать разные марши? (Чтобы быть разносторонне развитыми)
В нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы слушаем разные марши, но даже не задумываемся о том, почему именно этот марш звучит в конкретной ситуации. Сегодня на уроке мы обсудим некоторые ситуации и познакомимся с разными маршами. Итак, вы готовы? (Да).
Просмотр презентации.
Что нового вы узнали из этой презентации?
Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопрос учителя.
Учитель подводит обобщение.
На футбольном поле спортсмены слушают “Футбольный марш”, во время бракосочетания - свадебный “Марш Мендельсона”, на параде - “Военный марш”, в цирке - “Выходной марш”. В России есть традиция: когда умирает человек, его провожают в последний путь все близкие люди и друзья в сопровождении “Траурного марша”. А в презентации вы слушали марш Чайковского “Похороны куклы”. Этот марш из “Детского альбома” для детей. Почему у этого марша такое название? (Девочка прощается со старой куклой). Чем отличается этот марш от всех других и почему? (Он очень грустный и медленный). Да, верно. В последний путь провожают со слезами на глазах, двигаются очень медленным шагом. Это особенность траурного марша.
Давайте попробуем вывести определение, что такое марш (марш - это музыкальное произведение с чётким ритмом, под него удобно шагать). После этого урока вы сможете узнавать на слух уже знакомые вам марши и чётко определять, в каких ситуациях они звучат? (Да).
Давайте сейчас попробуем на слух определить, какой звучит марш? (Учитель ещё раз включает музыкальные файлы презентации, но без демонстрации самой презентации, дети угадывают название марша).
Работа с песенным репертуаром.
На этом уроке можно повторить русскую народную песню, которую дети разучивали в а 1 классе “Солдатушки, бравы ребятушки”.
3. Рефлексия.
Что нового о маршах вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какие марши вы на уроке услышали впервые?
Какие марши были вам знакомы до этого урока?
Что такое марш?
Можно вместе с детьми составить синквейн:
Синквейн - это творческая работа в виде пятистрочной стихотворной формы, написанное по следующим правилам:
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определённый смысл, или крылатая фраза.
5 строка - слово-ассоциация с главной темой.
Пример:
1 строка - Марш.
2 строка - Чёткий, ритмичный.
3 строка - Шагаем, маршируем, отбиваем.
4 строка - Марширует чётко о в ряд – дружный, школьный наш отряд.
5 строка - Пульс.