Основу успешности в развитии ребёнка закладывает семья. Мамам и папам очень хочется, чтобы их ребёнок был активным, любознательным, сообразительным. И задача детского сада - вооружить родителей практическими навыками для конструктивного взаимодействия с детьми.
Игра - ведущая деятельность дошкольника. Родителям необходимо учиться играть, ведь дома именно они партнёры ребёнка в играх. Игры доставляют детям удовольствие и одновременно являются средством познания окружающего мира, средством интеллектуального развития. На практическом занятии родителям были представлены игры с карточками.
Цель: обучение родителей навыкам игрового взаимодействия с детьми.
Оборудование: карточки с изображением различных предметов (можно взять из детского лото).
Приобретаемые навыки. В ходе занятия родители приобретают навыки сотрудничества с детьми, пополняют багаж практических игр.
Ход урока
Приветствие. Вступительное слово педагога-психолога.
(Игры проводятся за столом. Педагог-психолог выступает в качестве ведущего, знакомит с правилами и осуществляет руководство играми.)
"Поставь пальчик".
Игра развивает целенаправленное внимание. На столе раскладывается 16 карточек изображением вверх, так чтобы они друг друга не касались. Звучит команда "Внимание!" Затем называется какая-то из картинок, например: "Яблоко". Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
"Магазин" нравится всем детям. Игра развивает память. На столе раскладываются карточки. Ведущий предлагает участнику-покупателю пойти в "магазин" и "купить": (называется 3-7 слов). Покупатель должен выбрать карточки с изображением названных предметов.
"Я положил в мешок".
Игра развивает память. Ведущий начинает игру фразой "Я положил в мешок:", и он берёт карточку, называет изображённый предмет и кладёт вниз изображением. Следующий игрок говорит "Я положил в мешок :",называет предмет уже "находящийся" в мешке, затем кладёт свою карточку и называет изображённый на ней предмет. И так далее.Участников может быть до 10 человек. Когда последний игрок выложит свою карточку, ведущий начинает вскрывать карточки по порядку, играющие при этом должны вспомнить все предметы.
"Что изменилось".
Игра развивает внимание и память. В ряд выкладываются 7-10 карточек. Играющие внимательно рассматривают картинки. Затем закрывают глаза. Ведущий убирает 1-2 карточки или меняет 2 карточки местами. Играющие должны ответить на вопрос "что изменилось".
"Пексессо". Игра развивает память Разложить парные карточки (от 16 шт.) картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные - кладете обратно. Выигрывает тот, кто больше соберёт картинок.
"Пары картинок".
Игра развивает память, мышление. Подберите 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребёнком. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребёнка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны. Так постепенно ребёнок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.
лес-гриб
птица-облако
человек - пальто
курица-цыплёнок
тарелка-кружка
солнце- цветок
краски - кисточка
мальчик - машинка
"Запомни картинки -1".
Игра развивает память, мышление. Подберите 9 картинок: три группы по три картинки в каждой группе (например: растения - гриб, цветок, дерево; животные- лиса, ёж, собака; транспорт- машина, самолёт, автобус). Разложите карточки на столе. Игровая задача- запомнить все картинки. Но сначала предложите разделить картинки на группы. Играющие должны самостоятельно выделить группы и назвать их. Затем картинки переворачиваются изображением вниз. Участники игры должны вспомнить все картинки
Примеры картинок:
- тарелка, яблоко, кастрюля, слон, банан, кошка, груша, чайник, ёж
"Запомни картинки-2".
Игра развивает память. Дети рассматривают картинки (5 -10 ) , вместе с ведущим называют все представленные картинки в течение 10 секунд. Затем картинки переворачиваются. Ведущий указывает на перевернутую картинку: "Что здесь?". Ребёнок называет. За правильный ответ получает фишку.
"Мнеморина".
Игра развивает память, ассоциативное мышление, внимание.
Необходимо подготовить парные картинки - от 12 шт. Картинки раскладываются на столе изображением вниз. Первый играющий переворачивает две любые картинки. Если картинки совпадают, участник забирает картинки. Если не совпадают, их кладут на исходные места. Право хода переходит к следующему игроку по часовой стрелке. Игра заканчивается, когда собраны все пары. Количество карточек по мере освоения игры увеличивается.
"Поезд".
Игра развивает словесно-логическое мышление.
Материал: по 5 картинок на каждого играющего. Все картинки должны быть разными. Каждая картинка - это вагончик. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скреплены. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой изображена тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка - это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой изображена ваза для цветов, потому что она сделана с тарелкой из одного материала - фарфора. Ведущий кладёт первую картинку. Участники должны класть картинки по одной по очереди. Если играющий не может подобрать картинку, то он пропускает ход. Выигрывает тот, кто быстрее прицепит свои вагончики к поезду.
"Угадай по описанию".
Игра развивает мышление. Ведущий предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Картинки, среди которых имеются картинки-отгадки, раскладываются перед играющими. Играющие по очереди выполняют роль ведущего.
"Чем похожи и отличаются".
Игра развивает мышление. Перед играющими выкладываются две карточки. Участники игры должны ответить на вопросы: Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
За каждое названное сходство и отличие даётся фишка. Выигрывает тот, кто больше наберёт фишек.
Пары картинок для сравнения: муха и бабочка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка.
"Ассоциации".
Игра развивает мышление, память. Ведущий показывает играющим картинку, при этом называет не изображение, а слово, связанное с изображением по смыслу. Предъявляется от 20 картинок. Затем все картинки перемешиваются и снова демонстрируются, играющие должны по картинке вспомнить слово.
Пример:
Картинка самолёт-слово лётчик; картинка чайник - слово вода; картинка сыр - слово молоко; картинка снегирь - слово зима.
Рефлексия. Заключительное слово ведущих.