Занятие на тему "Не жалейте для птицы ни зерна, ни крошек"

Разделы: Работа с дошкольниками


Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
Бэкон Ф.

"Любовь к Родине начинается с любви к природе" - этот лозунг отражает суть нравственного и патриотического воспитания детей в младшем возрасте. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, можно только научив понимать и любить родную природу. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.Очевидно, что начинать экологическое образование детей необходимо с детского сада, т.к. именно в дошкольном возрасте ребёнок наиболее чувствителен к восприятию окружающего мира, именно в этом возрасте закладываются азы нравственности и духовного развития его как личности, которая став профессионалом в зрелом возрасте будет грамотно строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды,экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, проблема экологического образования дошкольников приобретает особую остроту и актуальность в современных условиях.Большинство современных детей редко общается с живой природой, поэтому экологическое образование следует начинать со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Я. А. Коменский утверждал: "Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать".

Именно поэтому в нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательская и практическая работа в природных условиях, развивающие занятия, включающие различные опыты, наблюдения практикуются не первый год. Особенно важную роль такая деятельность играет в экологическом образовании детей.Педагоги считают, что, участие ребенка в исследовании окружающих объектовобеспечивает успех в дальнейшей учебе в школе. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения,учится прогнозировать результат - словом развивает познавательные способности. В рамках программы экологического воспитания детей в нашем детском саду был реализован данный проект.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители;

Вид проекта: Информационно-практический,долгосрочный.

Цель проекта: формирование заботливого отношение к живой природе, научного представления о птицах, как объектах живой природы.

Задачи:

1. Развесить кормушки для подкормки зимующих птиц на участке д/с, стимулировать детей и родителей организовать кормление птиц рядом с домом, делать это регулярно.

2. Дать представление о некоторых птицах Ступинского района. Формировать представление о том, что есть птицы перелётные (скворцы, ласточки), кочующие (синицы, снегири) и зимующие (воробьи, вороны, сороки). Об их приспособленности к жизни в зимнее время, о том, чем они питаются, о значении птиц в жизни человека.

3. Развивать наблюдательность, умение различать по характерным признакам и называть птиц, зимующих в южном Подмосковье. Способствовать пониманию причин изменений в жизни птиц с приходом осени и зимы. Развивать речь детей, обогащать их словарный запас. Продолжить развивать творческие возможности детей.

4. Воспитывать заботливое отношение к пернатым, живущим рядом с человеком, умение доводить начатое дело до конца.

Используемые методы:

Познавательные - рассказ о птицах, рассматривание альбома "Птицы", чтение стихов, рассказов о птицах, наблюдение за птицами во время прогулки, прослушивание аудиозаписи голосов птиц.

Практические - проведение родительского собрания, сбор семян для подкормки птиц, лепка из пластилина птички, рисование, подвижная игра "Перелёт птиц", "Бездомная птичка"во время физкультурных занятий и на прогулке.

Мировоззренческие - проведение акции по развешиванию кормушек и последующее регулярное кормление птиц, наблюдение за состоянием кормушек.

Ресурсы проекта:

Программы по экологическому воспитанию дошкольников : О.А. Соломенникова "Экологическое воспитание в детском саду", С.Н. Николаева "Экологическое воспитание дошкольников" и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Уголок природы в группе.

Зеленая зона на участке детского сада.

Скверы поселка, зеленые зоны рядом с жилыми домами.

Детская библиотека села Лужники.

Помощь и участие родителей в проекте.

Большой профессиональный опыт педагогов и воспитателей в организации исследовательской работы детей.

Ход работы над проектом

Предварительный этап.

1-я неделя октября

На данном этапе была поставлена цель и определены задачи, формы и методы работы, предварительная работа с педагогами, выбор оборудования и материалов. Как продукт проекта, была продумана и запланирована Акция по развешиванию кормушек для птиц на экологической тропе на территории детского сада. Без помощи родителей было не обойтись. Поэтому на одном из первых родительских собраний мы подняли вопрос экологического воспитания детей. В результате проведенного опроса выяснилось, что подавляющее большинство родителей не задумываются об этом, и обращают внимание на ознакомление с природой эпизодически.

(Конспект консультации для родителей см. Приложение № 1)

Для опроса родителям были предложены вопросы. В представленной таблице наиболее частые ответы родителей, из которых следует, что в условиях современного города и села у детей не так много возможностей для общения с объектами живой природы.

Вопрос Наиболее частые ответы
1. Любит ли Ваш ребенок природу? В чем это проявляется? Любит (или не знаю) Проявляется в том, что ребенок гладит кошку(собаку), с удовольствием играет с ней
2. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет? Не интересно, не задумывался
3. Часто ли Вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки? Когда выезжаем на дачу или на шашлыки в лес. Там мы гуляем, собираем цветы, рассматриваем их и т.д.
4. Приходилось ли Вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе? Да. Но редко.
5. Приходилось ли Вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы? З семьи сажали деревья на территории детского сада, некоторые помогают бабушке на даче поливать растения, 3 семьи подкармливали птиц, изготавливали простые кормушки
6. Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому? Забота о каком-нибудь животном
7. Что полезного могла бы сделать Ваша семья по охране природы? Все откликнулись на предложение изготовить кормушки и собрать корм для птиц

По результатам собрания было принято решение организовать подкормку птиц зимой на участке детского сада, а так же разместить кормушки на балконе или подоконнике в квартирах.

II этап - начальный.

На данном этапе были определены формы и методы работы по формированию у детей необходимых понятий, знаний, навыков. Продуманы сроки проведения работы, подобрано оборудование и материально-техническое обеспечение. Подобран необходимый литературный материал.

III. Основной этап включает в себя спланированную воспитательную и образовательнуюдеятельность по подготовке и проведению акции "Помоги птицам". (формы и виды работы см. Приложение 4)

В последнюю неделю ноября проводится непосредственно акция по развешиванию кормушек.

Акция "Помоги птицам!" Проводится в рамках ДОУ, когда выпадает снег, в форме досуга. (Конспект досуга см. Приложение 3.) Дети заранее приносят изготовленные дома кормушки. Все кормушки рассмотреть, отметить особенно удобные, похвалить всех.

В ходе досуга решаются следующие задачи:

Закреплять и расширять знания детей о птицах перелётных и зимующих. Учить детей правильно размещать кормушки (вблизи от жилища человека, в парке, сквере).

Убедить детей в необходимости подкармливать птиц зимой и делать это регулярно, воспитывать ответственность в детях, заботливое отношение к живой природе.

Развивать наблюдательность, расширять словарный запас детей, способствовать развитию взаимодействия родителей и детей.

IV. Заключительный этап. Проведение акции "Помоги птицам" - старт регулярной и кропотливой дальнейшей работы, в содержание которой включаются различные формы воспитательно-образовательной работы.

  • Регулярное наполнение кормушек, наблюдение за прилетающими птицами во время прогулок. Выясняем: какие птицы прилетают, какой корм предпочитают, рассматриваем следы на снегу, оставленные птицами.
  • Ручной труд: изготовление аппликации "Снегири на ветке"
  • Составление иллюстрированного справочника о зимующих птицах.
  • Разучивание стихотворения А. Яшина "Покормите птиц зимой" и др.
  • Провести беседу о том, как летом птицы отблагодарят человека за помощь.

Ожидаемые результаты.

На мой взгляд, ценностно-ориентированная деятельность помогает детям осознать значение природы в жизни человека. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного и активного отношения к окружающему миру.

  • Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к птицам, как объектам природы, основанного на их нравственно-эстетическом восприятии и практическом значении для человека, узнали о закономерностях сезонных изменений в природе, что в природе все взаимосвязано.
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
  • Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
  • Кроме того, участие родителей в проектной деятельности помогло им освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; дало возможность сотрудничать со своими детьми как с равноправными партнёрами.

Список используемой литературы.

  1. О.А. Соломенникова "Экологическое воспитание в детском саду". - 2005 г. "Мозаика-Синтез", Москва.
  2. С.Н. Николаева "Экологическое воспитание дошкольников" - 1998 г. "АСТ", Москва.
  3. М.П. Костюченко "Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4 - 7 лет" - 2012 г. "Учитель", Волгоград.
  4. В.В. Смирнова, Н.И. Балуева "Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду" - 2003 г. "Союз", С.-Петербург.
  5. Т.А. Шорыгина "Беседы о домашних и декоративных птицах" - 2009 г. "Творческий центр", Москва.
  6. О.В. Дыбина "Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников" - 2012, "Творческий центр "Сфера", Москва
  7. Л.А. Владимирская "От осени до лета" - 2011, "Учитель", Волгоград
  8. Е.Г. Зверева-Андреевская, О.Н. Монтазери "Окружающий мир. Экологический альбом для дошкольников" - 2006, "Ювента"

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.