Цели:
образовательные:
- сформировать основы музыкальной культуры на материале русского музыкального фольклора;
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ на основе изучения русского фольклора.
развивающие:
- развивать механизмы игровой деятельности, опираясь на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Задачи:
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
- разыграть народные игровые песни,
- осуществлять опыты сочинений мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок.
Музыкальный материал:
- "Светит месяц" русская народная плясовая,
- "Камаринская" русская народная плясовая,
- "Калинка" русская народная песня ноты,
- "Калинка" русская народная песня (запись)
- П.Чайковский "Камаринская"
- М.Глинка "Камаринская",
- "Как под яблонькой"
- "Полянка" "Во кузнице"
- Г.Струве сл. К. Ибряева "Песня о России",
- Ю.Чичков сл. К.Ибряева "Здравствуй, Родина моя".
УМК: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина 2 класс, изд. Москва "Просвещение" 2011г
Форма организации учебной деятельности: работа всего класса, в группах, парах, индивидуально.
Музыкальное оборудование: народные инструменты, шумовые инструменты, ТСО, фортепиано, иллюстрации народных инструментов, одежда.
Прогнозируемые предметные результаты:
- приобретение новых знаний в исполнительской и творческой деятельности;
- развитие эмоционального отклика на исполняемые произведения;
- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- знать русские музыкальные инструменты;
- уметь различать тембры инструментов русского народного оркестра;
- приобретение навыков инструментального музицирования на материале фольклорных наигрышей и мелодий как факт представления о музыкальном наследии;
- приобретение умений осознанно и эмоционально в музицировании относиться к музыкальному фольклору;
- приобретение навыков и умений в воплощении музыкального образа в импровизации, сочинении.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие учащихся и учителя.
Учитель: "Здравствуйте, ребята!" (звукоряд вверх - до, ре, ми, фа, соль первой октавы)
Дети: "Здравствуйте" (вниз по мажорному трезвучию от ноты "соль" - соль -ми-до)
Учитель: "Прозвенел звонок"
Дети: "Начался урок. Vivalamysikа!"
2. Музыкальная разминка.
Правильная осанка. Дети повторяют правило - сяду прямо не согнусь и за пение возьмусь.
Учащиеся выполняют упражнения на дыхание "Паровозик" - работа носом. Делаем вдох - выдох, затем темп постепенно ускоряем, как будто поезд набирает скорость.
Следующее упражнение: давайте представим, что дуем на горящую свечу так, чтобы пламя не погасло. Вдох, затем выдыхаем через рот, произнося, пропевая поочередно гласные И,Э,А,О,У, небо при этом приподнято наверх.
Далее выполняем упражнение на вибрацию губ по звукам мажорного трезвучия вверх и вниз по хроматической в диапазоне малой - третьей октав. Это поможет освободить от напряжения лицевые мышцы.
Следующее упражнение "Я пою - хорошо пою" (вверх до-ми-соль, вниз с опорой на квинтовый тон - соль-фа-ми-ре-до). Добиваемся чистого унисона.
3. Актуализация знаний.
Повторяем ранее выученные песни: "Песня о России", "Здравствуй, Родина моя".
Учитель: как вы думаете, о чем поется в этих песнях?
Дети: о нашей Родине.
Учитель: что эти песни объединяет?
Дети: светлое радостное настроение.
Учитель: как вы думаете, а что их отличает?
Дети: разный характер исполнения, в "Песни о России" есть запев и припев, а в песне "Здравствуй, Родина моя" только запев.
Учитель: да, песни очень отличаются по характеру исполнения. Назовите одним словом резкое отличие друг от друга?
Дети: контраст.
Учитель: как вы будите исполнять эти песни? Что значит петь выразительно?
Учащиеся: "Песню о России" - плавно, мелодию вести к опорным звукам, в припеве тянуть длинные нотки, правильно брать дыхание между фразами. А песню "Здравствуй, Родина моя!" - поем в более быстром темпе, следим за дикцией, длинные нотки - тянем, слушаем, и в последнем куплете ярко поем "Здравствуй, Родина моя!".
Исполнение песен.
Тексты и ноты песен в Хрестоматии музыкального материала 2 класс.
Г.Струве, сл. Н.Соловьевой "Моя Россия" стр.6-7.
Ю.Чичков, сл. К.Ибряева "Здравствуй, Родина моя!" стр. 8-9
Разделы1-3. Формирование УУД:
Познавательные УУД
Формирование и развитие вокально-хоровой культуры учащихся, приобретение опыта хорового пения на основе исполнения песен о Родине.
Регулятивные УУД
Планирование с учащимися способа достижения цели в исполнении песен о Родине с помощью учителя.
Личностные УУД
Формирование положительной мотивации к хоровому пению.
Коммуникативные УУД
Слаженно работать в хоровом коллективе, общаться и взаимодействовать в процессе работы над песнями о Родине.
4. Определение темы урока. Постановка проблемы.
На столе у учителя представлены инструменты: баян, балалайка, шумовые инструменты. На доске вывешены иллюстрации народных инструментов.
Учитель: как вы думаете, как будет называться новая тема урока?
Дети: наверно русские народные инструменты, может быть разучивание народных песен.
Учитель: назовите эти инструменты?
Учащиеся перечисляют названия инструментов.
Учитель: тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, разыгрыванию и разучиванию русских народных песен.
5. Новые знания. Формулирование проблемы. Оркестр народных инструментов.
Слушание (восприятие) музыки.
Звучит плясовая русская народная песня "Светит месяц".
Учитель: композиторская эта музыка или народная?
Дети: народная.
Учитель: как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или русский?
Дети: оркестр русских народных инструментов.
Учитель: почему вы так решили?
Дети: мы услышали голоса балалаек, баяна, домр, трещеток.
Учитель: в каком характере звучит музыка?
Дети: в радостном, веселом.
Учитель: какие народные инструменты вы еще знаете?
Дети: гармонь, свирель, рожок, ложки.
Учитель: на развороте учебника стр.54-55 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их?
Дети: бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли.
Учитель: как вы думаете, повторяется ли мелодия в русской народной песне "Светит месяц"? Изменяется ли она?
Дети: мелодия повторяется, но каждый раз звучит по новому.
Раздел 4-5 Формулируемые УУД:
Познавательные УУД
- Самостоятельно находить и формулировать тему урока.
- Формировать и развивать интерес к народной музыки через ее восприятие.
Коммуникативные УУД
- Вступать в диалог со сверстниками и учителем при изучении темы "Оркестр русских народных инструментов".
Личностные УУД
- Формирование чувства сопричастности к культуре своего народа.
6. Вариационное развитие. Решение проблемы. Практическое задание.
Учитель: вы правильно заметили, что мелодия повторяется несколько раз, но всякий раз изменяется, звучит по-разному изменение в инструментах, в подголосках, такое построение называется вариационным. Запишите в тетрадь. Вариационная форма. Строение - тема + 1-я вариация + 2-я вариация + 3-я вариация + 4-я вариация + 5-я вариация + 6-я вариации + 7-я вариация.
Выполним практическое задание. Играем в народном оркестре.
Работаем по группам, предположим, что 1-я группа - балалайки, 2-я группа -бас балалайки, 3-я группа- ксилофоны, 4-я группа - домры, 5-я - гусли, 6-я бубны, 7 - трещетки, 8-я - баяны. Тему исполняет первая группа, она имитирует балалайки, первую вариацию ведет вторая группа, это басы балалайки, третью вариацию исполняют ксилофоны и балалайки четвертую вариацию исполняют балалайки и домры, пятую вариацию - балалайки басы и балалайки, шестую - домры, седьмую - гусли и бубны, восьмую весь оркестр.
Учитель: чтоб слаженно играл оркестр, кого надо пригласить?
Дети: руководителя, дирижера.
Проводится игра в дирижера. Учащиеся выбирают дирижера.
Учитель: вот вы выбрали руководителя оркестра, что он должен делать, просто махать руками или:
Дети: он должен показывать, когда надо вступить тому или иному инструменту, группе инструментов, громче или тише сыграть, показать темп, характер музыки и т.д.
Итак, звучит запись "Светит месяц" и вы под руководством дирижера "исполняете" это произведение. Отдельно на нотном листе для дирижера, а для исполнителей расписана партитура инструментальных голосов.
Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов.
Учитель: итак, если мелодия темы постоянно изменяется, то как называется такое развитие?
Дети: вариационное развитие.
7. Ритмическая партитура. Музицирование по партитуре.
Учитель: Что же такое партитура? Это особая нотная запись, которая объединяет голоса инструментов оркестра.
Учитель раздает шумовые инструменты.
Работаем по принципу от простого к сложному.
На доске заранее записана ритмическая партитура. В процессе разучивания партий детского оркестра четко выделяем первую долю (размер4/4).
Распределяем шумовые инструменты в партитуре:
- верхняя строка - ложки,
- средняя - равномерный пульс у маракас (ученики сами сделали из красивых баночек и бутылочек и насыпали горох, крупу),
- нижняя - бубны.
Разучиваем каждую партию всем классом, затем класс делится на группы, обозначенные в партитуре и с каждой группой проходим партию, и только после этого пробуем все соединить.
Озвучивание ритмической партитуры, как и разучивание партий, происходит на фоне исполнения учителем голосом или на фортепиано "Светит месяц". Можно выбрать ученика - солиста.
Текст "Светит месяц" в приложении.
Аналогично этой работе проходит разучивание русской плясовой "Камаринская".
Учитель: какова цель ваших выполняемых действий?
Дети: через музицирование, разыгрываниемы узнаем особенности оркестровой партитуры, ритмические особенности каждой паритии, особенности вариационного развития, познаем тембры русского народного оркестра.
Раздел 6-7. Инструментальное музицирование.
Формулируемые УУД:
Познавательные УУД
- Формирование новых знаний о вариационном развитии через пластическое и инструментальное музицирование.
Регулятивные УУД
- Учащиеся учатся понимать цель выполняемых действий.
Коммуникативные УУД
- Формирование и развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля в процессе коллективного музицирования русской народной песни "Светит месяц".
Личностные УУД
- Формирование и приобретение опыта в процессе индивидуального музицирования.
8. Разучивание и разыгрывание песни.
Звучит запись русской народной песни "Калинка".
Учитель: как вы думаете это композиторская или народная песня?
Дети:народная.
Учитель: какому народу принадлежит эта песня?
Дети: русскому.
Учитель: есть ли в этой музыке, помимо жанра песни еще другой жанра?
Дети: да, есть жанр танец, или точнее пляска.
Учитель: песня "Калинка" состоит из куплетов и припева. Контрастны ли они, аргументируйте?
Дети: Да, контрастны. Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.
Учитель: меняется ли темп в припеве, если меняется, то как и зачем?
Дети: темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, наверно, чтобы показать русскую удаль, задор.
Разучиваем текст с ритмическими хлопками.
Учитель: вы правильно подметили, что песня - пляска "Калинка" основана на контрасте ее частей. Хотите разыграть эту красивую русскую песню? Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики?
Учащиеся работают в паре и размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песни - пляски.
Класс приходит к выводу, что девочки запевают первый куплет с движением раскрывающейся руки с платочком и поворотом головы, на слова ай-лю-ли, спать положите вы меня - руки сложить под ушком.
В плясовом припеве мальчики исполняют пружинку, подчеркивая стуком каблучков.
Второй куплет девочки исполняют со сложенными друг на друга руками (кисти рук на сгибах рук) с поворотами головы и рук вправо и влево.
Мальчики исполняют второй припев вприсядку.
Третий куплет запевает солист и обращается к девочкам поднимает к ним руку, а затем на второй фразе прижимает руку к своей груди.
Припев всем классом одновременно - девочки с притопом и выбросом вперед платочком, а мальчики пружинят с пристукиванием каблучков, тем самым подчеркивая ритмическую пульсацию.
Учитель: каков по вашему мнению исполнительский план?
Дети: запев медленно, плавно, припев в быстром темпе, четко выговаривая слова.
В последнем припеве можно изменить динамику, темп (постепенно нарастает).
Тест песни в приложении.
Раздел 8. Формулируемые УУД:
Познавательные УУД
- Формирование умений воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, движении, пластике на примере русской народной пенсии "Калинка".
Регулятивные УУД
- Планировать свои действия при разыгрывании русской народной песни "Калинка"
Коммуникативные УУД
- Формирование умений общаться и взаимодействовать в процессе хорового воплощения музыкального образа русской народной песни "Калинка".
Личностные УУД
- Формирование чувства уважения к народной песни, народным традициям.
9. Проводится игра "Угадай инструмент". Работа с карточками.
Звучат записи: "Во Кузнице", "Как под яблонькой", "Былинные наигрыши".
Раздать карточки трех цветов.
Красная карточка - гусли, если звучат гусли -дети поднимают красную карточку, если рожок -синию, если свирелька -оранжевая.
10. Играем в музыкальный театр. Сами сочиняем.
Проводится игра - сказка "Теремок". Распределяем роли, сочиняем мелодии, поем, проводим поиск характера звучание голосов, обращаем на интонационную выразительность воспроизведения мелодии.
Учитель: вам знакома русская народная сказка "Теремок"? Кто помнит ее начало?
Дети:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Учитель: Назовите действующих лиц?
Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик, волк-зубами щелк, медведь-большой шалун и петушок-золотой гребешок.
Учитель: перескажите диалоги между действующими лицами.
После чего каждый ученик в классе выбирает себе персонаж.
Учитель: Сочините небольшую мелодию-тему для своего персонажа.
Каким голосом ты будешь петь высоким, низким?
В каком регистре ты будешь петь? В высоком, низком, среднем?
Какой ты выберешь музыкальный жанр для своего персонажа? (танец, песня, марш)
Покажи, как двигается твой герой в этой музыкальной сказке.
Какой бы ты выбрал русский народный инструмент для сопровождения своего пения?
Спойте фразу "Я-:назовите себя, пустите меня в теремок".
А теперь разыграем музыкальную сказку "Теремок".
Учащиеся разыгрывают музыкальный спектакль.
Учитель: удалось ли вам правильно передать музыкальный образ при его вашем воплощении?
Мнения ребят.
Раздел 10. Формулируемые УУД
Познавательные УУД
- Осуществлять первые опыты в сочинении, импровизации на текст сказки "Теремок".
- Учиться сценическому воплощению героев музыкальной сказки.
Регулятивные УУД.
- Формирование умений оценивать свою творческую деятельность.
Коммуникативные УУД
- Формирование и освоение диалоговой формы в драматизации музыкальной сказки "Теремок".
Личностные УУД
- Формирование и развитие личности ребенка на материале русского фольклора через исполнительскую и игровую деятельность.
11. Проверка знаний. Рефлексия.
Звучит в записи фрагмент "Камаринской" М.Глинки. Учитель: какой оркестр исполняет это произведение, русский народный или симфонический? (симфонический)
Найди ошибку. Слова заранее выписаны на доске.
а) Русские народные инструменты - это балалайка, гармонь, ложки, скрипка, гусли.
б) "Светит месяц" - украинская песня - пляска, русская народная песня - пляска, французская песня - пляска.
в) шумовые инструменты - это ложки, бубен, трещетки, домра, балалайка, свирель?
С какими русскими народными песнями познакомился на уроке? ("Светит месяц", "Калинка", "Камаринская")
В какой песне используется вариационное развитие? ("Светит месяц")
Аргументируй свой ответ (изменяется динамика, появляются подголоски, инструменты меняются и т.д.).
12. Заключительный этап урока. Видеоматериал.
В заключительной части урока предлагаю посмотреть фрагмент "Светит месяц" в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Используемая литература.
- Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Методика работы с учебниками "Музыка" 1-4 классы Москва Просвещение 2011г
- Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Учебник 2 класс Москва Просвещение 2011г
- Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.ШмагинаРабрчая тетрадь 2 класс Москва Просвещение 2011г
- Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Нотная хрестоматия 2 класс Москва Просвещение 2005г
- Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Фонохрестоматия 2 класс Москва Просвещение 2009г.
- Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Рабочие программы. Предметная линия учебников. 1-4 классы Москва Просвещение 2011г
- М.А.Давыдова Уроки музыки по музыке 1-4 классы Москва ВАКО 2007г