Конспект НОД в подготовительной группе "Гуси-Лебеди"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Продолжать формировать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Закрепить состав чисел из двух меньших.
  • Закрепить геометрические, пространственные и временные представления, умение ориентироваться на листе в клетку.
  • Воспитывать у детей умение действовать в коллективе и самостоятельно, умение слушать и слышать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду.

Материал к занятию:

Демонстрационный - пирожки 8 штук, разные по цвету, форме и размеру; плакат с изображением избушек; схемы для решения задач; яблоня, печка, речка.

Раздаточный - цифры-карточки, листы в клетку, карандаш.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит большое путешествие с приключениями, загадками, с заданиями на смекалку и сообразительность. А поможет нам в этом сказка. Вы узнаете ее название, если отгадаете загадку:

Помогла им яблонька,
Помогла им печка,
Помогла им голубая речка.
Все им помогали,
Все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали.
Что это за сказка?

Дети: Это сказка "Гуси-лебеди".

Воспитатель: Вы правильно догадались. Начинаем наше путешествие. Собрались как-то отец с матерью на базар и наказывают дочери: "Не ходи со двора, береги братца". А девочка побежала к подружкам, заигралась, загулялась и забыла про братца. Налетели гуси-лебеди и унесли братца. Скажите, сколько гусей было? А поможет нам ответить на вопрос задача в стихах:

Три гуся летят над нами,
Три гуся под облаками,
Посчитай поскорей,
Сколько было всех гусей?

Дети: Всего было шесть гусей.

Воспитатель: Сделаем проверку на числовом отрезке. Ответ верный.

Прибежала девочка домой, посмотрела - нет братца. Увидела она вдалеке гусей. Догадалась, что это они унесли ее братца, и побежала их догонять.

Бежала, бежала девочка и увидела: А что она увидела вы узнаете, если посчитаете парами от 0 до 20.

Дети считают.

Воспитатель: Молодцы! И увидела девочка печку (воспитатель выставляет плакат с изображенной печкой, а перед ней поднос с пирожками). О чем спросила Машенька печку?

Дети: Печка, печка, скажи куда гуси-лебеди полетели?

Воспитатель: А печка ответила: "Скажу, только выполни мою просьбу - придумай и реши задачи по схеме (воспитатель показывает детям схемы). А вы знаете из каких частей состоит задача?

Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Машеньке выполнить просьбу печки(воспитатель выставляет первую схему и предлагает детям придумать и решить задачу).

Дети: Испекла печка три пирожка с джемом и пять пирожков с капустой. Сколько всего пирожков испекла печка? В этой задаче нам известна первая и вторая часть, целая часть не известна. Чтобы найти целую часть надо к первой части прибавить вторую, к 3 прибавить 5 получится 8. Печка испекла 8 пирогов.

Воспитатель: А теперь давайте выложим это решение с помощью цифр на своих столах (дети выкладывают 3+5=8).

Ребята, давайте вспомним, на какие два меньших числа можно разбить число 8?

Дети: 8 - это 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4, 5 и 3, 6 и 2, 7 и 1.

Воспитатель: (Выставляет вторую схему и предлагает придумать и решить задачу).

Дети: Печка испекла 8 пирожков, 4 пирожка Маша скушала. Сколько пирожков осталось? В этой задаче нам известна целая и первая части, вторая не известна, чтобы найти вторую часть, надо из целой части вычесть первую. От 8 отнять 4 получится 4. Осталось 4 пирожка.

Воспитатель: А теперь давайте выложим это решение с помощью цифр на своих столах. (Дети выкладывают 8-4=4).

Молодцы, справились с заданием! Ребята, посмотрите, а чем отличаются пирожки друг от друга?

Дети: Цветом.

Воспитатель: Докажи!

Дети: Одни пирожки коричневые, другие - желтые.

Воспитатель: Верно, еще чем отличаются?

Дети: Формой. Одни круглые, другие овальные. Размером: одни большие, другие маленькие.

Воспитатель: Отлично!Показала печка дорогу Машеньке. Побежала Машенька дальше и вдруг видит... А что она увидела вы узнаете, если посчитаете пятерками до 50 (дети считают: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60).

Воспитатель: Машенька увидела яблоню и спросила: "Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Соберите сначала мои яблочки в корзины, - отвечает яблоня, но яблочки мои не простые, а с примерами.

Дети, поможем Машеньке яблочки собрать и вспомним состав чисел 9 и 10? (Дети срывают с яблони яблоко и кладутв нужную корзину с цифрой 10 или 9).

Воспитатель: "Спасибо, дети!" - говорит вам яблоня. Показала она дорогу Машеньке, куда гуси-лебеди полетели.

Побежала Машенька дальше и вдруг видит... А что она увидела вы узнаете, если посчитаете десятками до 100 (дети считают: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100). (Воспитатель показываетплакат с изображением речки). Что Машенька спросила у речки?

Дети: Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?

Воспитатель: Покажет речка, куда гуси-лебеди полетели, только прежде мы должны выполнить еще одно задание. На доске расположены карточки, на обратной стороне которых написаны цифры. Если вы правильно выполните задание, цифры повернуться. Готовы?

Дети: Готовы.

Воспитатель: Первое число больше 3 на 2.

Дети: Это число 5.

Воспитатель: Правильно. Второе число меньше 8 на 1.

Дети: Это число7.

Воспитатель: Правильно. Третье число больше 4 на 2.

Дети: Это число 6.

Воспитатель: (Воспитатель поворачивает карточки). А теперь поставьте знаки >, <, = (дети выполняют задание). А теперь закройте глаза (воспитатель меняет местами карточки с цифрами 6 и 7, получается выражение 5< 6 >7). Верно ли неравенство?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как исправить ошибку не меняя знаки и не переставляя цифры местами?

Дети: Перевернуть цифру 6, получив тем самым цифру 9.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились! И речка показала Машеньке, куда гуси-лебеди полетели.

Дошла Маша до избушки Бабы Яги. Но вам ребята, предстоит догадаться, какая у нее была избушка.

(Детям показывают плакат с изображением на нем несколькими избушками, одна из которых отсутствует, дети подбирают нужную избушку по форме и цвету).

Воспитатель: Молодцы! Быстро отыскали избушку. Вот только Баба Яга улетела, а избушку закрыла на секретный замок. Но мы можем помочь Машеньке, если нарисуем волшебный ключ. Ну как, согласны?

Дети: Согласны (дети берут листочки в клетку и простой карандаш).

Графический диктант: отступите три клеточки вниз от края и три клеточки вправо, поставьте точку. А теперь рисуем: одну клетку вниз, одну клетку вправо, три клетки вниз, две клетки вправо, ону клетку вверх, одну клетку влево, две клетки вверх, одну клетку вправо, одну клетку вверх, одну клетку влево, одну клетку вверх, одну клетку влево, одну клетку вниз, одну клетку влево.

Воспитатель: Молодцы! Вот так ключик нарисовали! Открылся замок секретный. Вошла Машенька в избушку, увидела братца, подхватила на руки и домой побежала. А тут и отец с матушкой вернулись с базара. Привезли Машеньке платочек, а Ванечке букварь. И нашим ребятам за старание новую игру.