Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Методы и приёмы:
- словесный (слово учителя);
- репродуктивный (беседа по вопросам);
- наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации);
- презентация информационно-исследовательского проекта.
Оборудование и материалы для урока: проектор, экран, компьютер, для всех обучающихся раздаточный материал (Приложение 1), распечатка памятки и схемы словообразовательного разбора?(Приложение 2).
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по словообразованию, повторить понятия и термины раздела "Словообразование", способы образования слов.
Развивающая: развитие критического мышления, умения анализировать и делать выводы, умения безошибочно выполнять типичные задания ЕГЭ.
Воспитательная: формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить.
Ход урока
_. Организационный момент.
__. Сообщение темы, постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Конечно, тема нашего сегодняшнего урока? "Повторение по теме "Словообразование". Задание В1 ЕГЭ" (Слайд 1.Приложение3), но начать его мне бы хотелось словами Н.В. Гоголя: "Он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно:". О чём же пишет Гоголь Н.В.? Что или кого он имеет в виду? Писатель имеет в виду наш язык, тайны и загадки которого сопровождают нас постоянно. И раскрыть их под силу только человеку любящему и знающему свой язык. Обладаете ли вы такой способностью? Попробуйте ответить на этот вопрос, проверив свою наблюдательность во время урока.
На сегодняшнем уроке мы повторим все ключевые понятия раздела "Словообразование". Этот материал поможет вам при подготовке и выполнении заданий ЕГЭ. Несомненно, помогут в подготовке к экзамену и материалы информационно-исследовательского проекта.
___. Актуализация прежних знаний.
1.Фронтальный опрос-беседа.
Ответить на вопросы на стр.277 учебника (некоторые из них переформулированы):
1. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова?
2. Какие способы словообразования есть в русском языке? Примеры.
3. Какие слова называются производными? Примеры.
4. Какие слова называют непроизводными? Примеры.
5. Какая основа называется производящей? Примеры.
6. Как называется значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов? Какие значения может содержать приставка?
7. Как называется значимая часть слова, которая находится после корня или после суффикса и служит для образования слов? Какие значения может содержать суффикс?
Какие суффиксы относят к формообразующим? Входят ли они в основу слова?
8. Какие приставки и суффиксы называют непродуктивными? Приведите примеры исторических изменений в составе слова.
9. Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного разбора?
10. Расскажите о словообразовательной цепочке.
_
V. Обобщение и систематизация ранее полученных знаний1. Работа с текстом.
Задание: рассказать о признаках текста и о чём данный текст (т.е. озаглавить текст), определить стиль текста, вспомнить, из какого произведения взят этот отрывок, кто его автор; вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить способ
образования выделенных слов.
Странное состояние переживал Алексей Мересьев.
С тех пор как он поверил (,) что путём тренировки сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком (,) им овладела жажда жизни и деятельности. Теперь у него была цель жизни (:) вернуться к профессии истребителя. С тем же фантастическим упорством (,) с каким он (,) обезножев (,) выползал к своим (,) стремился он к этой цели:Нужно было так натренировать себя (,) чтобы пристёгнутые к обрубкам ног куски дерева и кожи выполняли эту тонкую работу (,) как живой орган.
(По Б. Полевому)
2. Задания, которые выполняются в парах (на доске и в тетрадях):
1. Показать морфонологические явления, которые происходят на морфемном шве:
глухой>глушь /чередование/
грусть> грустный /чередование/
фамилия > фамильный /усечение/
два> двенадцать /наращение/
Одесса> одесский /наложение/
итальянец> итальянка /усечение и чередование/
2. Восстановить расположения слов в словообразовательной цепочке.
Дом> ( домашний )> одомашнить> (одомашнивать)> одомашнивание
Строить> строитель> (строительство) >
(Лист)> листва>( лиственный)> лиственница
Мыть>( промыть)> промывать> промывка> промывочный
Острый>(острить)>обострить>обострение
3. Каким способом образованы данные слова:
медвежья (медведь> медвеж[j а] ) - / суффиксальным способом/
бездорожье (дорога> без + дорож[j э] ) - / приставочно-суффиксальным способом/
лисий (лиса>лис + ий) - /суффиксальным способом /
расписать(писать>рас+писать) - /приставочным способом/
3.Выписать слова, образованные бессуффиксным способом.
Шкафчик, вол, выход, смелость, стол, сушь, гниль, высь, конь, зелень, бег, лань, вывоз, лень,
пень, взлёт, кол, учитель, грузин, тишь, мышь, гладь, мебель.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
Работа по группам (задание В1 ЕГЭ)
Для выполнения этого задания класс делится на группы и получает раздаточный материал (Приложение 1).
После выполнения заданий от каждой группы выступает один ученик. Потом все сравнивают свои ответы с ответами, которые появились на экране (Слайды 2?6.Приложение 3), и оценивают свою работу (каждый правильный ответ ? это 1 балл).
Неправильные ответы и трудности, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении задания В1 ЕГЭ, должны привлечь внимание к следующей информационно-исследовательской работе по выполнению такого рода заданий.
VI. Презентация проекта (учащиеся). (Приложение 4)
Тема проекта: "Способы словообразования. Задание В1 ЕГЭ".
Обоснование обращения к теме: при решении тестов ЕГЭ определение способа образования слов остаётся весьма трудной для учащихся (например, в 2008г. с этим заданием справилось только 12% школьников), так как теме "Словообразование" в школьной программе выделяется небольшое количество часов. С введением же ЕГЭ возникла необходимость научиться определению и способа образования слов.
Цель проекта:
- на основании анализа слов, предложенных в сборниках тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ ("ЕГЭ. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов заданий. 2011г.",авторы-составители: И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров и др.; "ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания.2010 г.", автор: Л.И.Пучкова), выявить трудности, с которыми встречаются учащиеся 11 классов при выполнении задания В1.
- собрать необходимый материал по словообразованию и составить памятку для успешного выполнения задания В1.
- составить схему словообразовательного анализа.
Итоговый продукт: схема словообразовательного разбора (Приложение 2) и памятка, сдающему ЕГЭ по русскому языку. Задание В1 (Приложение2).
Авторы проекта раздают своим одноклассникам схему, памятку и список проанализированных слов (Приложение 5), для ознакомления.
VII. Защита проекта (ответы на вопросы одноклассников, заранее выбранных экспертов).
VIII. Рефлексия (подведение итогов урока). Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками. Заполнение таблицы (раздаточный материал).
Таблица (ф.и. ученика)____________________________________________________
Что я знаю | Что хочу ещё узнать | Что узнал(а) |
Выставление оценок.
IX. Домашнее задание (Слайд 7.Приложение 3):
1.Упр.303 (определить способ образования выделенных слов (всего 23 слова), используя схему словообразовательного разбора и памятку).
2. Написать отзыв о памятке (дополнительное задание для более сильных учащихся).
Использованная литература: