Задачи:
- способствовать обобщению, повторению и закреплению изученного в данной теме материала;
- способствовать развитию у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;
- способствовать развитию умения применять полученные знания на практике
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы: контроля и самоконтроля, самостоятельной работы.
Формы работы: групповая, парная, фронтальная, дифференцированная. (Классификация методов и форм: Галкина Т.И. Сухенко Н.В. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча._Ростов н/Д: Феникс,2006)
Ход урока
1 этап. "Раскрытие темы"
Учащимся предлагается выполнить задание "путаница": из предложенных букв восстановите слово, которое будет определяющим на нашем сегодняшнем уроке.
лянедтьсо (деятельность)
2 этап. Целеполагание.
На основе знаний, полученных в ходе изучения данной темы, учащимся предлагается сформулировать цель повторительно-обобщающего урока.
Если у десятиклассников возникнут проблемы с постановкой цели можно предложить им вспомнить отдельные этапы изучения темы "Понятие деятельность", "Структура деятельности", " Мотивы деятельности" и т.д. и поставить цель.
На этом же этапе учащимся предлагается предварительно оценить уровень знаний по данной теме и выставить предварительную самооценку.
3 этап. Этап применения полученных знаний на практике.
3.1. Понятие деятельность и её структура.
Вопрос учащимся: Что такое деятельность?
После ответа учащихся учитель предлагает заполнить пропуски в схемах.
Схема 1
Схема 2
Учащимся предлагается самим проконтролировать выполнение задания.
Ключ: 1-субъект 2- объект 3- цель 4- средства 5- результат
Самооценка: правильных ответов количество набранных плюсов
5 3
3-4 2
1-2 1
После самопроверки учащиеся делают общий вывод о значении понятия деятельность и её структуре.
3.2. Мотивы и виды деятельности.
Задание 1: продолжить логические цепочки, устно определить принцип формирования.
1. Убеждения, идеалы:::::::::::::::::::::::::.
2. Идеальные, биологические::::::::::::::::::::::
3. Престижные, духовные:::::::::::::::::::::::..
Учащимся предлагается осуществить взаимопроверку, обменявшись работами.
Ключ:1. потребности, интересы, социальные установки (мотивы деятельности).
2. Биологические, социальные (виды потребностей).
3. Физиологические, экзистенциальные, социальные (виды потребностей по Маслоу).
Взаимооценка: правильных ответов количество набранных плюсов
7-8 4
5-6 3
3-4 2
1-2 1
Дополнительный балл получают те, кто определил принцип формирования цепочки.
Задание 2: Заполнить пропуски в схеме "Виды деятельности".
Самопроверка:
ключ: 1-практическая
2-социально-преобразовательная
3-познавательная
4-ценностно-ориентировочная
5-прогностическая
Самооценка: правильных ответов количество названных плюсов
5 3
3-4 2
1-2 1
3.3.Творческая деятельность
Проверка усвоения данной части темы
организуется следующим образом. Учащиеся должны
восстановить порядок слов в значении понятия и
определить данное понятие. Нечто,
существовавшее, качественно, деятельность,
порождающая, ранее, новое, не, никогда.
Ключ: Деятельность, порождающая нечто
качественно новое, никогда ранее не
существовавшее, понятие: творческая
деятельность. Самооценка: за восстановление
понятия 2 "плюса", за определение самого понятия
-1 "плюс"
"Шкала возможностей"
На полу в классе мелом наносится "шкала" с цифрами от ноля до десяти. Учащимся предлагается вспомнить качества, которые необходимы человеку для занятия творчеством и оценить с этой точки зрения свои возможности по "шкале".
Данное задание позволяет десятиклассникам осуществить двигательную активность (физминутки у ребят старшего школьного возраста часто вызывают неловкость) и способствует формированию самооценки.
3.4. Духовная деятельность.
- Перед учениками ставится задача: оценить правильность высказывания и выполнить задание "да"-"нет"
- Люди не могут опредмечивать знания, эмоции, жизненный опыт.
- В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается.
- Содержание духовных ценностей является субъективным, зависящим от воли и сознания отдельного человека.
- Знаки и символы не играют роли в создании, трансляции, освоении духовных ценностей.
- Одни и те же духовные ценности могут быть выражены с помощью знаковых систем.
Ключ: 1- да; 2- нет; 3-да; 4- нет; 5- нет; 6- да.
Взаимооценка: правильных ответов кол-во набранных "плюсов"
5-6 3
3-4 2
1-2 1
3.5. Трудовая деятельность.
Усвоение данной темы проверяется следующим образом.
Учащимся предлагается заполнить пропуски в предложенном тексте.
1. Цель трудовой деятельности: создание материальных и духовных :::::., необходимых для жизни людей. 2.Различные технические устройства, необходимые для производства - это::::..
3. Сознательное соблюдение каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов - это:::::::::::
4. Научно-технический прогресс вызывает изменение роли :::::::.. в процессе производства.
5. Существенно меняется соотношение между ::::::.. и ::::::::.. трудом.
6. Система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве это:::::::::::..
Ключ: 1- ценности; 2 - средства труда; 3- дисциплина; 4 - человек; 5- физическим, умственным; 6 - социальное партнерство.
Взаимопроверка: правильных ответов кол-во набранных "плюсов"
5-6 4
3-4 3
2 2
1 1
В менее подготовленном классе или для менее подготовленных учащихся можно предложить это задание с "подсказкой", под текстом расположить слова-ответы в произвольном порядке. Но баллы за такой вариант задания необходимо будет уменьшить.
3.6. Политическая деятельность.
Учащимся предлагается составить развернутый план к устному ответу по теме: "Политическая деятельность".
Возможный вариант плана.
1. Политическая деятельность - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, направленная на упрочение политической власти или её завоевание.
1.1 Субъекты политики.
1.2. Объекты политики.
2. Политические действия.
2.1. Действие и бездействие.
2.2. Рациональные и иррациональные.
2.3.Стихийные и организованные.
3. Виды власти.
3.1. Экономическая, военная, духовная.
3.2. Законодательная, исполнительная, судебная.
3.3. Особенности политической власти.
4. Типы легитимности власти.
4.1. Традиционный.
4.2. Харизматический.
4.3. Рационально-легальный.
Учащимся предлагается сверить свои планы с эталоном и оценить свою работу совместно с учителем, т.к. проверка данного задания может вызвать вопросы и трудности, максимум за данное задание - 5 баллов.
4. Рефлексия.
Осуществляется по ходу всего урока. После выполнения каждого задания учитель предлагает обратить внимание на ошибки и проанализировать, что необходимо доработать. На завершающем этапе учащиеся переводят "плюсы", набранные за урок в отметку.
После оценивания учащиеся сравнивают отметку, поставленную себе в начале урока с тем, что получили по итогу работы. Учитель предлагает сделать самостоятельные выводы.
Критерии перевода набранных баллов в отметку за урок. Кол-во набранных "плюсов" Отметка
22-25 5
14-21 4
9-13 3
менее 9 2