Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Деятельность как способ существования людей". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Задачи:

  • способствовать обобщению, повторению и закреплению изученного в данной теме материала;
  • способствовать развитию у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;
  • способствовать развитию умения применять полученные знания на практике

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Методы: контроля и самоконтроля, самостоятельной работы.

Формы работы: групповая, парная, фронтальная, дифференцированная. (Классификация методов и форм: Галкина Т.И. Сухенко Н.В. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча._Ростов н/Д: Феникс,2006)

Ход урока

1 этап. "Раскрытие темы"

Учащимся предлагается выполнить задание "путаница": из предложенных букв восстановите слово, которое будет определяющим на нашем сегодняшнем уроке.

лянедтьсо (деятельность)

2 этап. Целеполагание.

На основе знаний, полученных в ходе изучения данной темы, учащимся предлагается сформулировать цель повторительно-обобщающего урока.

Если у десятиклассников возникнут проблемы с постановкой цели можно предложить им вспомнить отдельные этапы изучения темы "Понятие деятельность", "Структура деятельности", " Мотивы деятельности" и т.д. и поставить цель.

На этом же этапе учащимся предлагается предварительно оценить уровень знаний по данной теме и выставить предварительную самооценку.

3 этап. Этап применения полученных знаний на практике.

3.1. Понятие деятельность и её структура.

Вопрос учащимся: Что такое деятельность?

После ответа учащихся учитель предлагает заполнить пропуски в схемах.

Схема 1

Схема 2

Учащимся предлагается самим проконтролировать выполнение задания.

Ключ: 1-субъект 2- объект 3- цель 4- средства 5- результат

Самооценка: правильных ответов количество набранных плюсов

5 3

3-4 2

1-2 1

После самопроверки учащиеся делают общий вывод о значении понятия деятельность и её структуре.

3.2. Мотивы и виды деятельности.

Задание 1: продолжить логические цепочки, устно определить принцип формирования.

1. Убеждения, идеалы:::::::::::::::::::::::::.

2. Идеальные, биологические::::::::::::::::::::::

3. Престижные, духовные:::::::::::::::::::::::..

Учащимся предлагается осуществить взаимопроверку, обменявшись работами.

Ключ:1. потребности, интересы, социальные установки (мотивы деятельности).

2. Биологические, социальные (виды потребностей).

3. Физиологические, экзистенциальные, социальные (виды потребностей по Маслоу).

Взаимооценка: правильных ответов количество набранных плюсов

7-8 4

5-6 3

3-4 2

1-2 1

Дополнительный балл получают те, кто определил принцип формирования цепочки.

Задание 2: Заполнить пропуски в схеме "Виды деятельности".

Самопроверка:

ключ: 1-практическая

2-социально-преобразовательная

3-познавательная

4-ценностно-ориентировочная

5-прогностическая

Самооценка: правильных ответов количество названных плюсов

5 3

3-4 2

1-2 1

3.3.Творческая деятельность

Проверка усвоения данной части темы организуется следующим образом. Учащиеся должны восстановить порядок слов в значении понятия и определить данное понятие. Нечто, существовавшее, качественно, деятельность, порождающая, ранее, новое, не, никогда.
Ключ: Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, понятие: творческая деятельность. Самооценка: за восстановление понятия 2 "плюса", за определение самого понятия -1 "плюс"

"Шкала возможностей"

На полу в классе мелом наносится "шкала" с цифрами от ноля до десяти. Учащимся предлагается вспомнить качества, которые необходимы человеку для занятия творчеством и оценить с этой точки зрения свои возможности по "шкале".

Данное задание позволяет десятиклассникам осуществить двигательную активность (физминутки у ребят старшего школьного возраста часто вызывают неловкость) и способствует формированию самооценки.

3.4. Духовная деятельность.

  1. Перед учениками ставится задача: оценить правильность высказывания и выполнить задание "да"-"нет"
  2. Люди не могут опредмечивать знания, эмоции, жизненный опыт.
  3. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается.
  4. Содержание духовных ценностей является субъективным, зависящим от воли и сознания отдельного человека.
  5. Знаки и символы не играют роли в создании, трансляции, освоении духовных ценностей.
  6. Одни и те же духовные ценности могут быть выражены с помощью знаковых систем.

Ключ: 1- да; 2- нет; 3-да; 4- нет; 5- нет; 6- да.

Взаимооценка: правильных ответов кол-во набранных "плюсов"

5-6 3

3-4 2

1-2 1

3.5. Трудовая деятельность.

Усвоение данной темы проверяется следующим образом.

Учащимся предлагается заполнить пропуски в предложенном тексте.

1. Цель трудовой деятельности: создание материальных и духовных :::::., необходимых для жизни людей. 2.Различные технические устройства, необходимые для производства - это::::..

3. Сознательное соблюдение каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов - это:::::::::::

4. Научно-технический прогресс вызывает изменение роли :::::::.. в процессе производства.

5. Существенно меняется соотношение между ::::::.. и ::::::::.. трудом.

6. Система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве это:::::::::::..

Ключ: 1- ценности; 2 - средства труда; 3- дисциплина; 4 - человек; 5- физическим, умственным; 6 - социальное партнерство.

Взаимопроверка: правильных ответов кол-во набранных "плюсов"

5-6 4

3-4 3

2 2

1 1

В менее подготовленном классе или для менее подготовленных учащихся можно предложить это задание с "подсказкой", под текстом расположить слова-ответы в произвольном порядке. Но баллы за такой вариант задания необходимо будет уменьшить.

3.6. Политическая деятельность.

Учащимся предлагается составить развернутый план к устному ответу по теме: "Политическая деятельность".

Возможный вариант плана.

1. Политическая деятельность - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, направленная на упрочение политической власти или её завоевание.

1.1 Субъекты политики.

1.2. Объекты политики.

2. Политические действия.

2.1. Действие и бездействие.

2.2. Рациональные и иррациональные.

2.3.Стихийные и организованные.

3. Виды власти.

3.1. Экономическая, военная, духовная.

3.2. Законодательная, исполнительная, судебная.

3.3. Особенности политической власти.

4. Типы легитимности власти.

4.1. Традиционный.

4.2. Харизматический.

4.3. Рационально-легальный.

Учащимся предлагается сверить свои планы с эталоном и оценить свою работу совместно с учителем, т.к. проверка данного задания может вызвать вопросы и трудности, максимум за данное задание - 5 баллов.

4. Рефлексия.

Осуществляется по ходу всего урока. После выполнения каждого задания учитель предлагает обратить внимание на ошибки и проанализировать, что необходимо доработать. На завершающем этапе учащиеся переводят "плюсы", набранные за урок в отметку.

После оценивания учащиеся сравнивают отметку, поставленную себе в начале урока с тем, что получили по итогу работы. Учитель предлагает сделать самостоятельные выводы.

Критерии перевода набранных баллов в отметку за урок. Кол-во набранных "плюсов" Отметка

22-25 5

14-21 4

9-13 3

менее 9 2