Урок химии по теме "Белки, их строение, свойства. Биологические функции белков"

Разделы: Химия


Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для самостоятельного добывания знаний по теме "Белки, их строение, свойства. Биологические функции белков"; для формирования понятий о их строении и функциях, о значении белков для животных и человека; создать условия для совершенствования умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, на основе полученных ранее знаний, для изучения химических свойств белков.

Развивающие:

Создать условия для развития: умений выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; эрудиции, логического и ассоциативного мышления, критического мышления, способности к рефлексии, коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического эксперимента с соблюдением правил по ТБ; обеспечение системности учения; умения анализировать; способности выражать свои мысли четко и кратко. Создать условия для расширения кругозора и развития интереса к предмету через информационно - коммуникативные и исследовательские технологии.

Воспитательные:

Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительной мотивации учения, уверенности в своих силах; воспитание правильной самооценки и чувства ответственности; воспитание творческой личности, умеющей работать в мини-группе; воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

Методы урока:

  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный, проблемно - поисковые, исследовательские - практическая работа.
  • по виду источника знаний: словесно - наглядные
  • по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, мультимедийная презентация (приложение 1), ЦОР, таблицы.

Предполагаемые результаты обучения:

  • учащиеся должны знать: состав белков, уровни организации белковой молекулы, свойства и функции белков, значение в жизни человека;
  • учащиеся должны уметь: проводить реакции, подтверждающие свойства белков, качественные реакции на белки в лабораторных исследованиях; уметь составлять уравнения химических реакций синтеза полипептидной цепи (составлять модели); объяснять функции белков в организме; применять полученные знания при выполнении упражнений по данной теме.

Ход урока

Организационный.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Ориентировочно-мотивационный.

Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут фотографии, которые Вы увидите на слайде.

Слайд №1. Как Вы думаете, что их объединяет?

Предполагаемые ответы обучающихся: Это живые организмы.

Слайд №2.

"Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным"

(Семен Надсон)

Учитель: Как вы думаете, что такое жизнь? Откуда она взялась на Земле? Эти вопросы волновали и волнуют людей всегда. Ни одно явление не вызывало такой острой борьбы мировоззрений, какую всегда сопровождала проблема живого. А причина этой борьбы - в самом объекте познания, его уникальности, неповторимости и сложности. Постепенно было накоплено достаточно экспериментального материала, чтобы дать следующее определение жизни: "Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка" (Ф.Энгельс). (Слайд3)

Современная наука представляет жизнь как переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами.

Что же такое белок? Ребята, сегодня мы должны раскрыть тайну веществ, лежащих в основе понятия "жизнь", т.е. должны ответить на вопрос "Что такое белок?".

Тема нашего урока "Белки, их строение, свойства. Биологические функции белков". (Слайд 4)

Девиз урока

"Повсюду, где мы встречаем признаки жизни - мы встречаем белковые молекулы и повсюду, где есть белки, если они не находятся на стадии разложения, мы встречаем признаки жизни"

Ф. Энгельс в работе "Антидюринг".

Учитель: У Вас на столах лежат инструктивные карты (приложение 2), в которых Вы сегодня будите работать, и, конечно же, Ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свою фамилию, укажите класс и дату (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).

Слайд №5. Сегодня на уроке вы:

  • Узнаете о роли белков.
  • Изучите химический состав белков.
  • Исследуете элементарный состав белков.
  • Познакомитесь со структурой белков.
  • Исследуете физические и химические свойства белков.
  • Будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента.
  • Узнаете о губительном воздействии некоторых факторов на белки.
  • Приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!
  • А какие ассоциации возникают у вас со словом "белки"?

1. Роль белков

Учитель: Бытует мнение, что недостаток белковой пищи приводит к общему ослаблению организма, у детей - к замедлению умственного и физического развития. Так ли это и почему это происходит? Поэтому, прежде всего мы хотели бы узнать о роли белков в живых организмах.

Слайд №6. Содержание белков в организме, (в % к сухой массе)

В мышцах 80%
В коже 63%
В печени 57%
В мозге 45%
В костях 78%

Слайд №7. Функции белков в организме, значение белкового питания.

Задание 1. Соотнесите белки с их функциями

Из белков состоят мембраны клеток и клеточных организмов (коллаген, фибрин, кератин, эластин, оссеин, актин, тубулин ) - строительная.

Движение ресничек и жгутиков, сокращение мускулатуры, перемещение хромосом осуществляется за счёт сократительных белков - двигательная.

Белки связывают и переносят с током крови многие химические соединения (альбумин, глобулин, гемоглобин, миоглобин) - транспортная.

В клетке, в ответ на проникновение в неё чужеродных веществ вырабатываются особые белки (фибриноген, тромбин, иммуноглобулины, интерферон) - защитная.

Белки могут изменять свою структуру в ответ на действие факторов внешней среды, то есть осуществлять приём сигналов (родопсин) - сигнальная.

Белки - гормоны, оказывают влияние на обмен веществ (инсулин, адреналин, гормон роста) - регуляторная.

Белки - ферменты, влияют на скорость химических реакций в клетке (каталаза, амилаза) - каталитическая.

При расщеплении 1 г. белка выделяется 17,6 кДж энергии - энергетическая.

Белки определяют механическую прочность различных структур - механическая.

Белки, входящие в состав мышечных волокон и обеспечивающие их сокращение вследствие способности молекул этих белков к денатурации (актин и миозин) - сократительная.

Слайд 8. Ответы

На основе полученной информации сделайте вывод о значении белкового питания.

Выводы учащихся: Белковое питание необходимо для нормального развития и жизнедеятельности человеческого организма, так как белки выполняют жизненно важные функции в организме.

2. Строение белка. Химический состав

Учитель: Если функции белков так разнообразны, то наверно велико и многообразие белковых молекул, которые их выполняют? Что же представляют собой белки в химическом смысле?

Как устроен белок? Естественно очень сложно. Некоторое представление о сложности белков дает формула гемоглобина С3032Н4816О872N780Fe4 белка, придающего красный цвет крови и разносящий кислород по всему телу.

Слайд №9. Формулы белков

Пенициллин C16 H18O4N2
Белок молока C1864H3021O576N466S21
Гемоглобин C3032H4876O872N780S6Fe4

Для того чтобы запомнить основные сведения о строении белков, вам надо понять значение всего трех ключевых терминов и уметь разъяснять их значение.

Итак:

Слайд №10. Белки - это макромолекулы. (Учащиеся работают с таблицей молекулярных масс белков).

Название белка Молекулярная масса
Инсулин 6 000
Каталаза 62 000
Яичный белок альбумин 36 000
Белок вируса гриппа 32 000 000
Окситоцин 1 007
Гемоглобин 65 000

Слайд №11. Белки - это биополимеры (жизнь, много, часть).

Слайд №12. Мономером белков являются аминокислоты. Известно много аминокислот, но в качестве мономеров любых природных белков известно только 20 аминокислот. Они получили название "волшебных", их список представлен в таблице.

* Звездочками обозначены названия незаменимых аминокислот.

Белки характеризуются определенным элементарным составом. Выполните следующее задание. Но перед началом вспомним технику безопасности.

Слайд № 13. Проводится инструктаж по технике безопасности:

Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции.

Зажигать спиртовку только спичкой, не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке.

Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.

Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком.

Задание 2. Исследовать элементарный состав белков.

Опыты по определению состава белков:

Слайд 14. Опыт №1. Обнаружение кислорода, водорода и углерода.

Цель: Определить в составе белка О, Н, С.

Оборудование и реактивы: 3 пробирки, спиртовка, яичный белок, кусочек мяса и сыра.

Ход опыта

В три пробирки положить кусок мяса, сыра и яичный белок.

Нагреть их на огне.

Что образуется на стенках пробирок. (капельки воды)

Дети записывают вывод: в составе белков присутствуют C, H, O.

Слайд 15. Опыт №2 Обнаружение азота.

Цель: Определить в составе белка азот.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, спиртовка, яичный белок, раствор NaOH, индикаторная бумажка.

Ход опыта

К 2 мл яичного белка прилить 1 мл раствора NaOH.

Нагреть.

Поместить влажную универсальную индикаторную бумагу в горлышко пробирки.

Что наблюдаете?

Голубая окраска индикатора указывает на щелочную реакцию раствора, ощущается запах аммиака.

Дети записывают вывод: в состав белка входит азот.

Слайд 16. Опыт №3 Обнаружение серы в белке.

Цель: Определить в составе белка серу.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, спиртовка, яичный белок, раствор NaOH, раствор ацетата свинца Рb(СНзСОО)2  ЗН20.

Ход опыта

В пробирку налить 0,5 мл раствора яичного белка и 0,5 мл раствора гидроксида натрия.

Нагреть до кипения и добавить несколько капель раствора ацетата свинца РЬ(СНзСОО)2 * ЗН20 - свинцовой при мочки, которая продается в аптеках (или Pb(NO3)2).

Что наблюдаете?

Если содержимое пробирки почернеет, значит, сера есть: это образуется сульфид свинца PbS, вещество черного цвета.

Дети записывают вывод: в состав яичного белка входит сера.

Учитель: Действительно, химический анализ показал наличие во всех белках углерода (50-55%), кислорода (21-24%), азота (15-18%), водорода (6-7%), серы (0,3-2,5%). В составе отдельных белков обнаружены также фосфор, йод, железо, медь и некоторые другие макро- и микроэлементы, в различных, часто очень малых количествах.

Слайд 17. Состав белков (% на сухую массу)

Углерод (С) 50 -55
Кислород (О) 21 - 25
Азот (N) 15 -18
Водород (Н) 6 - 7
Сера (S) 0,3 -2,5

3. Структура молекулы белка

Белки, встречающиеся в природе, имеют разнообразную структуру. (Слайд 18)

Слайд 19. ПЕРВИЧНАЯ структура белка (линейная) - прямая цепочка из аминокислот, между которыми возникают пептидные связи (-CO-NH-). Пример: фиброин шелка

Слайд 20. ВТОРИЧНАЯ структура белка представлена полностью или частично закрученной в спираль полипептидной цепочкой. Между карбоксильной группой и аминогруппой (- NH2) соседних витков спирали возникают водородные связи. Хотя водородная связь малопрочная, но благодаря значительному количеству в комплексе обеспечивает прочную связь. Такую структуру имеют фибриллярные белки (коллаген, белок кожи; фибриноген, белок крови; миозин, белок мышц).

Слайд 21. ТРЕТИЧНАЯ структура белка возникает при плотном укладывании спирали в клубок (глобулу) или фибриллу. Третичная структура поддерживается слабыми дисульфидными связями и ионными. Такую структуру имеют глобулярные белки (альбумины, глобулины).

Слайд 22. ЧЕТВЕРТИЧНАЯ структура белка характерна для белков имеющих несколько полипептидных цепочек, связанных между собой в единый агрегат, объединение нескольких глобул. Четыре глобулы, связанные атомом железа имеет белок гемоглобин.

Задание 3. Самостоятельная работа. Моделирование структур белка.

Смоделируйте первичную, вторичную и третичную структуры белка, используя проволоку и набор бусин разных цветов.

Что необходимо сделать, чтобы получить четвертичную структуру?

Ученики объединяются в группы, моделируя молекулы гемоглобина и хлорофилла.

Вы сейчас разошлись на свои места. Что случилось с вашей белковой молекулой? (Распалась). Верно, это момент начала процесса денатурации, во время которого происходит разрушение структур белка. Ученики по группам моделируют процесс денатурации: 1 группа - разрушает третичную структуру, 2 группа - разрушает вторичную структуру. Наблюдали ли вы в жизни процессы денатурации белков?

4. Свойства белков

Слайд 23. Важнейшим свойством белков является денатурация - разрушение природной структуры белка.

Факторы, вызывающие денатурацию:

1. Температура (варка яиц, мяса и т.д.)

2. Действие солей тяжелых металлов, кислот, щелочей, спиртов.

3. Все виды излучений (рентгеновские, УФ, радиоактивные)

Демонстрация видеоопытов:

Денатурация белков при нагревании. (Слайд 24)

Действие солей тяжелых металлов на белки. (Слайд 25)

Действие спиртов на белки. (Слайд 26)

Задание 4. Исследовать процесс денатурации белков

Слайд 27. Опыт №4. Действие кислот и щелочей на белки

Цель: Исследовать процесс денатурации белков.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, яичный белок, раствор NaOH, раствор соляной кислоты HCl

Ход опыта

К 2 мл раствора яичного белка (в 2 пробирки) прилить:

В 1 пробирку - 0,5 мл раствора NaOH

Во 2 пробирку - 0,5 мл соляной кислоты.

Что наблюдаете?

Обсудите результаты, сделайте вывод.

Дети записывают вывод: Во всех случаях произошла денатурация.

Учитель: Ответьте на вопрос:

Почему опасно отравление тяжелыми металлами?

При денатурации происходит как полное разрушение структур белка, так и частичное. Если первичная структура не разрушена, то может произойти восстановление остальных структур - этот процесс называется ренатурация.

Вы смоделировали процесс денатурации. У какой группы возможна ренатурация? Ответ: у тех, кто не успел разобрать модель до отдельных бусинок.

Процесс денатурации легче пронаблюдать у белков, растворимых в воде.

При растворении в воде белки обычно образуют коллоидные растворы, известные как золи.

Белки обычно бесцветны.

Одно из исключений - красный гемоглобин эритроцитов крови.

Важно ли то, что денатурация легче происходит у растворимых белков? Где ежедневно вы с этим явлением встречаетесь? (мытье рук, головы, действие пепсина желудочного сока, прием препаратов, содержащих ферменты).

Мы сегодня с вами говорим о самых сложных молекулах, входящих в состав живых организмов. А ведь мы с ними знакомы уже давно. Давайте назовем их:

Слайд 28.

  • альбумин - яичный белок
  • кератин - рога, шерсть
  • коллаген - кожа
  • гемоглобин - кровь
  • фибрин, фибриноген - кровь
  • пепсин - желудочный сок
  • трипсин - поджелудочный сок
  • миозин - мышцы
  • глобулин - вакцина
  • родопсин - зрительный пурпур
  • лиозин - слюна
  • инсулин - гормон поджелудочной железа

Задание 5. Классифицировать белки по любым признакам.

(Работа в парах)

Попробуйте разделить их на группы, классифицировать по любым признакам.

Обсуждение результатов.

Какие признаки вы взяли за основу классификации? Проверьте результат своей работы. Слайд 29.

Растворимые Нерастворимые
альбумин - яичный белок кератин - рога, шерсть
гемоглобин - кровь коллаген - кожа
пепсин - желудочный сок миозин - мышцы
трипсин - поджелудочный сок родопсин - зрительный пурпур
глобулин - вакцина фибриноген - кровь
лиозин - слюна  
инсулин - гормон поджелудочной железы  

Качественные (цветные) реакции на белки

Наличие белков в различных продуктах определяют с помощью реакции идентификации.

Реакции, используемые для определения состава вещества, называются качественными. Они являются частичным случаем денатурации (химическое воздействие).

Какие же реакции являются качественными на белок? К ним относятся биуретовая и ксантопротеиновая реакции.

Слайд 30. (видеоопыт)

1. Биуретовая реакция.

Слайд 31. (видеоопыт)

Ксантопротеиновая реакция.

Если биуретовая реакция универсальна на все белки, то ксантопротеиновую дают только те, которые содержат остатки фенилаланина, триптофана, тирозина. Таких аминокислот много в белках мышечных тканей (миозина), но почти нет в соединительных (желатин).

Слайд 32. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и переключить внимание. Ребята, знаете ли вы как отличить вареное яйцо от сырого? (Ответ: если крутануть вареное яйцо на столе, оно долго будет вращаться. Сырое же быстро покачнется и остановится). А еще при варке яйцо не лопнет, если в его тупом конце проколоть иголкой маленькую дырочку. Его можно отпускать даже в кипяток.

Для белков характерна реакция горения. С помощью этой реакции также можно определить содержание белка.

Задание 6. Осуществить реакцию горения белка

Слайд 33. Опыт №5. Горение субстанций, содержащих белок.

Цель: Определить продукты горения белка.

Оборудование и реактивы: перо, шерстяные нити, спиртовка.

Ход опыта

Поместите перо и несколько шерстяных нитей в пламя.

Охарактеризуйте запах горящей шерсти и пера.

Вывод: белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других веществ. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев.

Еще одно свойство, характерное для белков - это гидролиз. Об этом нам расскажут ребята, которые проводили этот опыт

Превращение белков в организме (выступление учащихся, которые проводили опыт, по одному от группы):

1 учащийся - гидролиз происходит в нашем организме каждый раз, когда в него поступает белковая пища. При гидролизе белка происходит разрушение первичной структуры.

2 учащийся - какие вещества будут образовываться при гидролизе? (Вопрос классу)

Ответ: аминокислоты.

Мы попытались доказать это при помощи опыта.

Демонстрация результатов опыта, заложенного перед уроком.

1 учащийся. В две пробирки мы налили раствор куриного белка. В одну из них добавили насыщенного раствора фестала (таблетку предварительно освободили от оболочки). Фестал - это ферментативный препарат, облегчающий пищеварение. В его состав входят ферменты липаза (расщепляет жиры), амилаза (расщепляет углеводы), протеаза (гидролизует белки). Другая пробирка - контрольная.

2 учащийся. Обе пробирки мы поместили в водяную баню при температуре человеческого тела 37 - 40oС. В течение 30 минут продолжался процесс "переваривания" белка. По окончанию нагревания в обе пробирки мы добавили насыщенный раствор сульфата аммония (можно взять любой другой реагент, вызывающий денатурацию белка). В первой (контрольной) пробирке, как вы видите, образовался обильный белый осадок.

Почему? - вопрос классу.

Ответ - белок денатурирует.

1 учащийся. Во второй пробирке, в которую мы добавляли фестал, таких явлений не наблюдается.

Почему? - вопрос классу.

Ответ - белок гидролизовался, а аминокислоты и пептиды с небольшой молекулярной массой не свертываются.

2 учащийся - ответьте на вопрос "Что такое гидролиз?". Вставьте пропущенные слова.

Слайд 34. Гидролиз - это разрушение: структуры белка под действием :, а так же водных растворов кислот или щелочей.

1 учащийся. Подумайте, какое значение для нашего организма имеет гидролиз белков и где он происходит? (вопрос классу)

Ответ - получение аминокислот для нужд организма в результате процессов пищеварения, начинается в желудке, заканчивается в двенадцатиперстной кишке.

2 учащийся - уточним этапы гидролиза белков в организме.

  • под действием белков - ферментов в желудке происходит расщепление белковых молекул до полипептидов с меньшей молекулярной массой.
  • в кишечнике они гидролизуются до отдельных аминокислот. Смесь аминокислот всасывается слизистой оболочкой тонкого кишечника.
  • через систему воронковидной вены смесь аминокислот попадает в печень. Затем разносится кровью по всем органам и тканям.
  • аминокислоты расходуются на синтез белка (увеличение белковой массы, рост, обновление) и нуклеиновых кислот, а также распадаются в процессе жизнедеятельности.

Учитель: Спасибо ребята за предоставленную информацию. Мы изучили с вами основные свойства белков и сейчас я предлагаю вам побыть в роли химиков - аналитиков. Задание - используя имеющие реактивы, проведите опыты по решению экспериментальных задач.

Задание 7. Определение белка

(групповая работа по инструкционным картам)

1 группа: Определите с помощью ксантопротеиновой реакции, в какой пробирке с номерами находится белок. № пробирки укажите в вашей инструкционной карте в соответствующей графе.

2 группа: Определите с помощью биуретовой реакции, в какой пробирке с номерами находится белок. № Пробирки укажите в вашей инструкционной карте в соответствующей графе.

3 группа: Определите с помощью реакции денатурации, в какой пробирке с номерами находится белок. № Пробирки укажите в вашей инструкционной карте в соответствующей графе.

4 группа: Определите с помощью биуретовой реакции, содержится ли в растворе бульонных кубиков белок. Полученные результаты занесите в вашу инструкционную карту в соответствующую графу.

Двое учащихся будут работать у доски (приложение 3).

1 учащийся: Опыт 7. Определите с помощью ксантопротеиновой реакции, содержится ли белок в твороге.

2 учащийся: Опыт 8. Определите с помощью биуретовой реакции, содержится ли белок в мясном бульоне.

Учащиеся проводят опыты, демонстрируют результаты и делают выводы.

Молоко и молочные продукты сдержат белки. А есть ли белки в широко рекламируемых бульонных кубиках. Эксперты 4 группы доложите результаты эксперимента.

Эксперты демонстрируют результаты опыта - ни в одном исследованном нами образце белки не обнаружены.

Действительно, в бульонных кубиках белков нет, а аромат бульону придают пищевые добавки: глутаминовая кислота (Е620) и глутамат натрия (Е621, часто его называют глютамат натрия).

5. Белки в питании человека.

Учитель. Какова же ценность белков для организма человека? Об этом нам расскажут ребята.

Сообщение 1 учащегося. Белок - важный компонент пищи человека. Основные источники пищевого белка: мясо, молоко, продукты переработки зерна, хлеб, рыба, овощи. Напомним Вам, что потребность в белке зависит от возраста, пола, вида деятельности. В организме здорового человека должен быть баланс между количеством поступающих белков и выделяющимися продуктами распада. Для оценки белкового обмена введено понятие белкового баланса. В зрелом возрасте у здорового человека существует азотное равновесие, т.е. количество азота, полученного с белками пищи равно количеству выделяемого азота. В молодом, растущем организме идет накопление белковой массы, поэтому азотный баланс будет положительный, т.е. количество поступающего азота превышает количество выводимого из организма. У людей пожилого возраста, а также при некоторых заболеваниях наблюдается отрицательный азотный баланс. Длительный отрицательный азотный баланс ведет к гибели организма.

Необходимо помнить, что некоторые аминокислоты при тепловой обработке, длительном хранении продуктов могут образовывать неусвояемые организмом соединения, т.е. становиться "недоступными". Это снижает ценность белка.

Животные и растительные белки усваиваются организмом неодинаково. Если белки молока, молочных продуктов, яиц усваиваются на 96%, мяса и рыбы - на 93-95%, то белки хлеба - на 62-86%, овощей - на 80%, картофеля и некоторых бобовых - на 70%. Однако смесь этих продуктов может быть биологически более полноценной.

На степень усвоения организмом белков оказывает влияние технология получения пищевых продуктов и их кулинарная обработка. При умеренном нагревании пищевых продуктов, особенно растительного происхождения, усвояемость белков несколько возрастает. При интенсивной тепловой обработке усвояемость снижается.

Суточная потребность взрослого человека в белке разного вида 1-1,5 г на 1 кг массы тела, т.е. приблизительно 85-100 г. Доля животных белков должна составлять приблизительно 55% от общего его количества в рационе.

Как же обеспечить организм полноценным белком?

Рекомендуется:

  • не забывать, что взрослому человеку в среднем необходимо до 100 г белка в сутки;
  • при любых обстоятельствах стараться принимать разнообразную пищу;
  • не уменьшать необходимого по вашей норме количества белка;
  • не употреблять богатые белком продукты перед сном.
  • следить за разнообразием вашего питания, целесообразно сочетать богатые белками продукты;
  • принимать пищу в умеренных количествах, соответственно выполняемому труду;
  • строить свой рацион так, чтобы половина суточной нормы белка была в продуктах животного происхождения;
  • при каждом приеме пищи сочетать растительные белки (хлеб, каши) с белками животного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыба, яйца).

Богаты белками продукты животного происхождения: мясо, рыба, сыр. Продукты растительного происхождения содержат, как правило, мало белка (кроме бобовых).

Количество белка в некоторых пищевых продуктах

Название продукта Содержание белка,%
Мясо 18-22
Рыба 17-20
Сыр 20-36
Молоко 3,5
Рис 8,0
Горох 26
Соя 35
Картофель 1,5-2,0
Капуста 1,1-1,6
Морковь 0,8-1,0
Яблоки 0,3-0,4

Сообщение 2 учащегося. Нормы белка в питании.

Для здорового взрослого человека минимальное количество белка в пище составляет 30-50 г/сут (при биологической ценности не ниже 70%). Оноподдерживает азотистое равновесие, но не обеспечивает сохранение работоспособности и здоровья человека.

Для здорового взрослого человека оптимальное количество белка в пище составляет - 100-120 г/сут (или не менее 1г/кг в сут).

Детям до 12 лет достаточно 50 - 70 г/сут (4,0-1,5 г/кг в сут) (до 3 месяцев - 2,2 г/кг в сут, до 6 месяцев - 2,6 г/кг в сут, старше 6 месяцев - 2,9 г/кг в сут).

Для детей от 12- 15 лет оптимальное количество белка в пище составляет - 100-120 г/сут.

Потребность в пищевом белке возрастает:

  • при физических нагрузках (при тяжелых до 130-150г),
  • при низких температурах,
  • в период выздоровления после тяжелых заболеваний,
  • при беременности у женщин (3-4 г/кг белка /сут)
  • при росте у детей.

Потребность в пищевом белке снижается:

  • при старении,
  • при повышении температуры окружающей среды
  • при тяжелых заболеваниях.

Потребность в пищевом белке у мужчин выше, чем у женщин.

Закрепление: Итак, мы познакомились сегодня с биологическими функциями белков, со значением белков для клетки, организма человека в целом, изучили химические свойства белков. А теперь я предлагаю вам проверить степень усвоения материала с помощь небольшого теста. Слайд 35.

1.К акие вещества входят в состав белков?

а) аминокислоты; б) спирты; в) эфиры; г) кислоты

2.Сколько аминокислот участвуют в образовании белков?

а) 16; б) 20; в) 30; г) 10

3. Какие связи образуют 1- первичную, 2- вторичную,

3- третичную структуры белка? (Соотнесите)

а) ковалентные в) ионные

б) водородные г) такие связи отсутствуют

4. Определите структуры белковой молекулы:

5.Из перечисленные реакций выберите реакции, свойственные белкам:

а) гидролиз, б) гидратация, в) денатурация,

г) поликонденсация, д) горение, е) замещение

Слайд 36. Ответы на тест (взаимопроверка)

а

б

1-а, 2-б, 3-в, 4-г.

1-третичная, 2-четвертичная, 3-первичная, 4-вторичная.

а, в, д.

Критерии

Если вы ответили верно на:

5 вопросов - отметка "5"

4 вопроса - отметка "4"

3 вопроса - отметка "3"

Если меньше трех верных ответов, советую дома изучить внимательно п.17.

Слайд 37. Заключение: Человеку всегда хотелось чуда. Одним из чудес остается возникновение жизни, превращение неживой материи в живой организм. Данное занятие дало нам возможность еще раз "приоткрыть дверь" научного познания жизни и понять, что жизнь и белки неразрывно связаны. Чтобы ответить на вопрос, что такое жизнь, надо ответить, что такое белки. Насколько многообразен белок, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь. Подтверждение этого высказывание Гёте о том, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен.

Слайд 38. Домашнее задание. Прочитать п.17.

Ответить на вопросы.

1. На рубашке осталось пятно от мясного соуса. Почему даже после ее кипячения с биопорошком пятно осталось?

2. Почему свежие пятна крови на одежде нельзя отстирывать в горячей воде?

3. Почему при массовом выпадении и хрупкости волос врачи-косметологи прописывают принимать серосодержащие препараты?

4. Почему при применении препаратов для химической завивки особенно тщательно рекомендуют защищать ногти, в то время как этот состав довольно длительное время взаимодействует с кожей головы, не причиняя особого вреда?

5. Подумайте, почему, для того чтобы получить вкусный бульон, мясо кладут в холодную воду, а для вкусного мяса его опускают в кипяток?

6. Подумайте, почему мясной суп полезней для растущего организма, чем овощной?

7. Почему молоко сворачивается естественным образом при долгом хранении в теплом месте?

8. Почему в инструкции к стиральным порошкам с биологически активными добавками пишут, что эти средства не рекомендуется применять для стирки изделий их натуральной шерсти?

9. Почему врачи рекомендуют "сбивать" температуру у больного, если она превышает 38 °С?

10. С чем связано отторжение пересаженных (трансплантированных) органов и тканей у пациентов?

11. Почему из сваренных яиц никогда не появится цыпленок?

12. Почему происходит уменьшение веса мяса и рыбы после их тепловой обработки?

13. О чем свидетельствует образование "хлопьев" или помутнение бульона во время варки мяса?

Рефлексия. У вас на столах лист рефлексии. Заполните его, пожалуйста. (приложение 4)

Источники информации:

  1. http://www.kirensky.ru/books/book/Biochemistry/chapter_02.htm
  2. http://www.krugosvet.ru/articles/118/1011840/print.htm
  3. http://www.ximicat.com/info.php?id=8
  4. http://rrc.dgu.ru/res/1september/22-10.htm
  5. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem6/hm63.htm
  6. Потапов В.М., Чертков И.Н. Строение и свойства органических веществ. Пособие для учащихся 10 кл. - М.: Просвещение, 1980.
  7. Иванова Р.Г., Осокина Г.Н. Изучение химии в 9-10 классах. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
  8. Денисов В.Г. Химия. 10 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2004.
  9. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н.. Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 3-е изд., стереотипн. - М.:Дрофа, 2002. - 304с.: ил.

Приложения.