Форма проведения: урок - путешествие.
Цели:
- Привитие любви к природе, её бережному использованию;
- Развитие способности замечать красивое в окружающем мире;
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята! Любите ли вы путешествовать?
Путешествие - это всегда открытие, встреча с неизведанным. Приглашаю всех вас отправиться вместе в увлекательное путешествие в - Страну удивительных тайн.
Предлагаю вам отгадать загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
Учитель: Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 21 марта Международным днем леса. Поэтому наше сегодняшнее мероприятие посвящается самому большому природному богатству нашей Родины - лесу. В нашей местности нет больших лесов, но есть небольшие. На территории нашего Карамышевского сельского поселения имеется особо охраняемая природная территория, лес "Упаснер". В настоящее время это заказник "Карамышевский". "Упаснер" это народное название.
Учитель: Заказник - участок территории, в пределах которого постоянно или ременно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определённых видов. Он расположен на склоне левого берега безымянной речки - левого притока реки Аниш. На поверхность почвы выходят известняки, которые придают всему склону белесоватый оттенок и создающие особые почвенные условия для произрастания здесь специфических видов растений. Склон прорезывают многочисленные очень и менее глубокие расщелины, по дну которых текут ручейки, делающие эти овражки труднопроходимыми из-за размыва верхнего слоя карбонатных пород. Общая протяженность склона более 1км. Он достаточно крутой, угол наклона - 40° . Травянистый покров склона неравномерен, в иных местах он густой и формирует огромные заросли из достаточно крупных видов; например: норичника крылатого, включенного в Красную книгу ЧР. Восточной части безлесный склон граничит с дубравой, в первом ярусе которой господствует дуб черенчатый. Подрост образован дубом, липой, кленом. В составе подлеска отмечены лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый, крушина ольховидная. По краю оползня произрастают огромные экземпляры тополя бальзамического, диаметр которых составляет 1 м. В травянистом покрове западной части дубравы доминирует лазурник трехлопастный. В восточной части, отграниченной от западной глубокой расщелиной, в травянистом покрове доминирует сныть обыкновенная. Здесь отмечено большое количество особей дремлика широколистного.
Ученик:
Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы:
Звериные тропинки,
Пригороды и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый - чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Ученик:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет
Накормит русский лес.
Ученик:
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ученик:
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если я устану
Присяду на пенёк.
Ученик:
Лес очень любит пеших
Для нас совсем он свой.
Учитель: Какие деревья, растения, животные можно встретить в нашем лесу, мы узнаем из путешествия. Каждого из вас ждут загадки, игры и открытия.
Итак, начинаем.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Под фонограмму "Голоса птиц".
Давайте пройдемся
Медленно по лесу.
И "здравствуй!"
Скажем каждому цветочку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Самет Вургун.
Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотримся: кругом кипит жизнь. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.
Станция "Растения леса"
Учитель: Ребята, угадав загадки, узнаем, какие деревья и кустарники растут в нашем лесу:
Изба белена, а маковка зелена. (Берёза)
Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая. (Липа)
Кто в мороз и в зимний холод
Утоляет птичий голод?
Прилетают в гости к ней
Стайка алых снегирей. (Рябина)Если дунет ветерок,
Задрожит её листок. (Осина)Весною кудри завила,
Стоит в лесу белым- бело. (Черёмуха)
Учитель: С ранней весны до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов:
Ученик:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Ученик:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень, -
Он тихо зазвенит,
И этот эвон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг. (Е. Серова)
Учитель: Наступает лето, и на смену весенним цветам приходит летние (лесные) цветы.
Ученик:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь нескошенный травы,
Головой качая. (А. Толстой)
Ученик:
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке-
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит:
"Не тронь!" (М. Познанская)
Учитель: Ребята, как вы думаете, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)
Учитель: Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
Учитель: В нашем лесу можно встретить душистую ягоду землянику, она везде: на опушках и лесных полянах, на вырубках и среди кустарников.
Некоторые любят собирать землянику в букетики. Красиво, когда на тонких веточках алеют душистые ягоды. Но красота эта дорого обходится ей. После таких сборов на растении остаются незаживающие ранки, оно долго болеет и может погибнуть. Поэтому, чтобы земляника радовала всех каждый год своим вкусным урожаем, не губите её, собирайте по ягодке.
Станция - "Литературная".
Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой".
Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно: перед соловушкой,- ответила тихо Лида.
Станция "Птицы и дикие животные"
Учитель: (Фонограмма "Голоса птиц"). Прекрасен и многолик мир певчих птиц. Украшают эти птицы наши леса, луга и горы, сады и парки. Певчие птицы неизменно сопровождают нас на всех дорогах жизни.
Какие же птицы живут в нашем лесу? (Ответы детей). Дополнения:
Дятел питается насекомыми. У дятла очень крепкий клюв, длинный твёрдый, с зазубринами язык. Благодаря этим приспособлениям, дятел легко достаёт насекомых, которые прячутся под корой на зиму.
Сова - хищная птица. Питаются, в основном, мышевидными грызунами.
Кукушка. Одна из перелётных птиц. Питается мохнатыми ядовитыми гусеницами.
Синица. Синица питается семенами, ягодами и является одним из основных истребителей вредных насекомых.
Снегирь. Оседлая и кочующая птица. После первого значительного снегопада снегири покидают свои родные леса и начинают кочевать, залетая почти во все области нашей страны. Кормится семенами сирени, крапивы или почками, в том числе плодовых растений, выкусывая их клювами как кусачками. Голос - громкое "фю-фью" и трескучая песня.
Учитель: Отгадав загадки мы узнаем, какими дикими животными богат наш лес?
Он мог бы зелёным стать,
Но не смог ветвей достать
И собрал под ёлкой
Старые иголки. (Ёж)Кто зимой холодной
Бродит по лесу злой, голодный? (Волк)По веткам скачет, да не птица;
Рыжая, да не лиса. (Белка)
Также можно встретить лису и иногда кабана.
Станция - "Игровая".
Немного отдохнем.
Игра "А если бы?"
Учитель: Я начину предложение, а вы закончите его.
Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы:
Если бы муравей умел говорить, он сказал бы:
Игра "Можно-нельзя". Дети отвечают хором.
- Ломать деревья и ветки (нельзя)
- Сажать больше деревьев (можно)
- Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
- Ходить только по тропинкам (можно)
- Рвать большие букеты цветов (нельзя)
- Любоваться ими (можно)
- Оставлять мусор в лесу (нельзя)
- Собрать мусор в яму и закопать (можно)
- Разжигать костры в лесу (нельзя)
- Беречь лес от пожара (можно)
- В лесу шуметь (нельзя)
Учитель: Какие знаете пословицы о лесе? (Дети рассказывают).
Ученик:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
Станция "Грибная".
Учитель: Отгадайте загадки и скажите какие они: съедобные или несъедобные.
Отгадайте загадки:
Гриб я не белый,
Немного попроще,
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)Нет грибов дружней, чем эти-
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)Мальчик - с-пальчики
В красных, в серых шапках.
Собирай, не зевай!-
Их в лесу урожай! (Сыроежка)Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносит летом,
Очень дружные сестрички,
Средь молоденьких сосенок
В блестящей темной шапке
Растет грибок :. (маслёнок)Нет дружней грибов, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу ... (опята)
Станция - Кладовая здоровья.
Учитель: Лес был первой аптекой в давние времена, туда предки обращались за лекарствами. И сегодня скромные травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч людей. Ценность огромного числа лекарственных растений признана научной медициной.
Учитель: Кому незнакома малина? (Сообщение о малине делает ученик)Учитель: Действительно, чай из сухой малины - хорошее потогонное средство.
Учитель: Сообщение о калине подготовил Коля, послушаем его.Ученик: Калина относится к числу лекарственных растений. Экстракт из ее коры - хорошее кровеостанавливающее средство при внутренних кровотечениях, он назначается при судорогах.
Учитель: С красавицей березой, которая вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной: познакомит Таня. (Сообщение)
Учитель: Издавна известны целительные свойства березового сока, почек и листьев. На Руси в бане воду, в которой запаривали веник, пили, поэтому практически не страдали мочекаменной болезнью.
Учитель: Нельзя пройти мимо таких растений, как черника, брусника. О них нам расскажет Юля.
Ученица: Черника. Она приятна на вкус, содержит органические кислоты, сахара, витамины, дубильные и красящие вещества. Настой ягод стимулирует обмен веществ и обладает вяжущим, закрепляющим, обезбаливающим и противовоспалительным действием. Ягоды черники способствуют усилению остроты зрения, снимают усталость глаз. Брусника. Настой из листьев брусники применяют при ревматизме, а также как мочегонное средство при камнях в почках и как вяжущее - при гастритах. Свежие и сухие ягоды эффективны при авитаминозах.
Учитель: А как лес помогает человеку?
Ученик: Даёт ягоды, грибы, лекарственные растения.
Учитель: Правильно, всё это лес даёт нам, а мы называем это "дары леса". Но есть ещё много всего, что даёт человеку лес. Лес даёт людям чистый воздух: листья деревьев притягивают пыль и выделяют кислород, необходимый для дыхания, хвойные деревья выделяют фитонциды - летучие вещества, убивающие микробы. Но и это ещё не всё.
Посмотрите в классе, сколько нужных предметов приготовлены из древесины: цветные карандаши, бумага, мебель, музыкальные инструменты:
Ученик:
Берёте книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол,
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришёл?Недаром пахнет он сосной
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол - сосновый стол -
К нам из лесу пришёл. С. Я. Маршак
Учитель: Кроме этого лес даёт людям хорошее настроение. Любуясь красотой леса, музыканты создают прекрасную музыку а поэты и художники пишут замечательные стихи:
Как чудесен наш лес на заре!
Весь сверкает, блестит в серебре!
Подорожник умылся росой,
Одуванчик горит золотой.
Молодая осинка стоит-
В бриллиантах сияет, блестит.
Лёгкий ветер вдруг тронет листву.
Учитель: Дары леса, лекарственные растения, чистый воздух, деревянные изделия, хорошее настроение и отдых - вот, сколько всего дарит человеку лес!
Значит, он очень нужен людям, лес дружит с людьми. И лес можно назвать кладовой природы.
Станция "Лесной этикет"
Учитель: Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите. Лес - это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы.
Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Дети:
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать зеленые ветки и деревья.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвать незнакомые растения, грибы, ягоды.
- Не шуметь в лесу.
- Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинка и др.)
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
- Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
- Нельзя ловить бабочек, насекомых.
- Нельзя ловить диких животных и уносить их домой.
- Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны.
- Съедобные грибы аккуратно срезать.
- Не допускать возникновения пожара.
Учитель:
Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Ученики:
Лес - это наше богатство!
Лес - это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес - всегда чистый воздух. 3.
Лес - это дом для птиц и зверей.
Лес - бережет реки.
Лес - это кладовая орехов, ягод, грибов.
Все вместе: Лес - кладовая природы.
Учитель: Верно, лес - это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека.
Ученик:
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну а стул, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Ученик:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
Учитель: Михаил Пришвин писал: "Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
Звучит песня и ребята подпевают "Это называется природа" слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.