Программа внеурочной деятельности "Обычаи моего народа"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Наша Тверская земля - обладатель и хранитель не только истоков великих рек - Волги, Днепра и Западной Двины, множества озер и лесов, но и сложившейся веками самобытной традиционной культуры. Духовная и нравственная сила этой культуры и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к ней прикасается, сохраняя и оберегая традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.

Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс даёт возможность младшему школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы "со стороны", соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности этих личностных проявлений во многом зависит от направленности учебно-воспитательного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).

Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом должно быть обеспечено на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить предлагаемый для ведения в рамках внеурочной деятельности по патриотическому направлению кружок "Народоведение (обычаи моего народа)".

В программе данного кружка содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и Тверского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры и социокультуризации каждого школьника.

В основу данного кружка могут быть внесены изменения, учитывающие специфику любого региона.

Предлагаемые в Приложении материалы могут быть использованы как учителями начальных классов, так и учителями истории, литературы, естественнонаучных дисциплин, музыки, изобразительного искусства, художественного труда, организаторами воспитательной работы. Причём, как в полном объёме, так и в виде отдельных элементов.

Использование материалов предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ребенка.

Данные методические материалы позволят учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в решении задач внеучебной деятельности в рамках базисного учебного плана.

Цели и задачи кружка.

Цель: социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) обучающихся младшего школьного возраста на основе погружения в традиции и обычаи русского народа (российских народностей в региональном представительстве) с учётом особенностей возрастного развития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследию своего народа.

Задачи:

  • формировать личность учащегося, способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли;
  • прививать навыки социального поведения средствами данного курса на доступном материале;
  • формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;
  • формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;
  • расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
  • развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
  • знать народные праздники, игры, песни и танцы;
  • формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения;
  • активизировать внимание и память;
  • формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.

Основное содержание обучения.

Основные содержательные линии:

  • Знакомство с народным творчеством и народной культурой России в целом и Тверского края в частности.
  • Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.
  • Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
  • Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от второго класса к четвёртому.

Ценностные ориентиры программного содержания кружка

  • отражают целевые установки системы начального образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
  • уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
  • уважения к окружающим - умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;
  • обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • интеллектуального и духовного развития личности ребенка;
  • укрепления психического и физического здоровья;

формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:

  • принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;
  • взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

развитие умения учиться, а именно:

  • создания условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:

  • развития самоуважения, самокритичности;
  • ответственности за свои действия;
  • готовности к преодолению трудностей;
  • профилактики асоциального поведения;
  • создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Примерное содержание кружка.

Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего примерного содержания кружка:

Основные части (разделы):

I часть. Дом. Род. Народ. (2 класс) Традиции дома. Традиции семьи. Семейные отношения. Традиции народа. Народная культура. Устное народное творчество. Семейные праздники (дни рождения, памятные события). Праздники светские и духовные. Народная одежда. Народные игры.

Практическая деятельность. Разучивание и проигрывание народных игр. Напевание русских народных песен. Разучивание потешек, пестушек (из детского фольклора). Организация праздника в стенах школы (с обязательным привлечением родителей, других родственников учащихся).

II часть. Жизнь по народному календарю. Народные промыслы и ремёсла. Игрушки России, Тверского края.(3 класс) Народное отношение к природе. Народные приметы. Времена года. Основные сезонные народные праздники. Народные промыслы. Их функции и особенности.

Практическая деятельность. Разучивание колядок, закличек. Игры со снегом. Весенняя игра "Вербохлёст". Майская игра "Завивание берёзки". Разучивание народных сезонных песен Тверского края. Изготовление детьми изделий народного промысла (лепка, рисование, роспись и т.д.). Изготовление кукол - закруток.

III часть. Основные вехи истории России. (4 класс) Великие русские города: Древний Киев, Великий Новгород, Москва. История возникновения Твери, других древних городов Тверского края. Тверская область сегодня: экономика, экология, культура. История моей семьи в истории России.

Практическая деятельность. Дети собирают генеалогические сведения, изучают происхождение своего имени, фамилии, определяют себя в историческом времени и культурном пространстве. Оформляют проекты по теме, готовят их презентации. Совершают поездки в исторические места Тверского края. Посещают культурные места областного центра.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

В соответствии с требованиями Стандарта кружок "Народоведение (обычаи моего народа)" организуется по социальному направлению развития личности. Организация занятий кружка регулируется базисным учебным планом образовательного учреждения. В данном случае это занятия со 2 по 4 класс. По 1 часу в неделю. Общее число часов - 102.

Формы и режим занятий.

Используются разнообразные формы: урок, прогулка, экскурсия, игры на воздухе и в помещении, работа в мастерских, посещение концертов, выставок. Режим занятий соответственно выбранной форме может варьироваться.

Планируемые результаты

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.

Формирование универсальных учебных действий.

1. Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
  • основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
  • знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
  • проявлять познавательную инициативность;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
  • различать способ и результат действия;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать;
  • устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
  • задавать вопросы;
  • владеть диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

  • организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
  • определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
  • пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  • осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
  • различать государственные и духовные праздники
  • создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
  • распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
  • узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
  • реализовывать свой творческий потенциал;
  • воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
  • различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
  • различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства;
  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно - прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;
  • адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.