Занятие на тему "Какой у тебя характер?"

Разделы: Школьная психологическая служба


ЦЕЛЬ: дать учащимся представление о характере, многообразии черт характера.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На доске слова: Характер - это умение быть собой. (В.Г. Кротов.)

Психолог: Ребята, а вы знаете, что такое характер?

(Характер - это то, что человек говорит и как относится к другим людям. Характер - это то, что человек делает.)

ИНФОРМАЦИЯ: Ребята, вы правы. Поведение человека и отношение к себе, другим людям и делу называется характером. А вот какой у человека характер, можно узнать по его поступкам и поведению, по тому, как человек ведёт себя в разных ситуациях.

Психолог: А что значат выражения "хороший характер" и "плохой характер"? Какие черты характера им присущи?

ИНФОРМАЦИЯ: Черты характера - это устойчивые формы поведения, которые возникают в определённой ситуации с достаточно большой вероятностью. Так называемый прогноз поведения. Иногда, говоря о некоторых людях, черты характера которых проявляются ярко, мы используем слова, которые являются чёткой и точной характеристикой этих людей (трудяга, трус и т.д.)

ЗАДАНИЕ 1.

Закрасьте зелёным цветом кружки рядом с "хорошими" чертами характера, чёрным - рядом с "плохими".

О СМЕЛОСТЬ О НАСТОЙЧИВОСТЬ
О СКРОМНОСТЬ О РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
О ТРУДОЛЮБИЕ О НЕУВЕРЕННОСТЬ
О ЧЕСТНОСТЬ О КАПРИЗНОСТЬ
О ТРУСОСТЬ О ВЕЖЛИВОСТЬ
О ХВАСТЛИВОСТЬ О ОТЗЫВЧИВОСТЬ
О ЛЕНЬ О ГРУБОСТЬ
О ОТКРЫТОСТЬ О ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
О ОТВЕТСТВЕННОСТЬ О ДРАЧЛИВОСТЬ
О АКТИВНОСТЬ О ОБИДЧИВОСТЬ
О ЗАМКНУТОСТЬ О ЗАНОСЧИВОСТЬ
О БЕЗРАЗЛИЧИЕ О ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
О ПРАВДИВОСТЬ

А теперь давайте проверим, что вы отнесли к "+" чертам характера? А что к "-" чертам характера?

ЗАДАНИЕ 2.

Подумайте и напишите, какие из свойств характера вы отмечаете у себя? То есть вам нужно будет продолжить список черт характера, которыми ты обладаешь?

А- аккуратность П-
Б- бережливость Р-
В- ворчливость С-
Г- гордость Т-
Д- дружелюбен У-
Е- естественность Ф-
Ж- Х-
З- Ц-
И- Ш-
К- Щ-
Л- Э-
М- Ю-
Н- Я-
О-

А теперь посчитайте количество положительных черт характера у себя и запишите на листочке, затем количество отрицательных черт и тоже запишите на листочке.

а) какие черты характера ты хочешь б) От каких черт характера
воспитать в себе? ты хочешь избавиться?
1. _____________________________ 1. _________________________
2. _____________________________ 2. _________________________
3. _____________________________ 3. _________________________
4. _____________________________ 4. _________________________

Какой столбик оказался больше?

А теперь каждый из вас по очереди скажет по одной черте характера из каждого столбика.

ИНФОРМАЦИЯ: Вы все знаете пословицу: "Посеешь поступок - пожнёшь привычку"? С привычек начинается формирование характера. Поэтому чем раньше у вас появятся полезные привычки, тем лучше. Продолжение пословицы звучит так: "Посеешь привычку - пожнёшь характер".

ЗАДАНИЕ 3.

Сейчас я прочитаю отрывки из литературных произведений. А вы должны вспомнить их названия, имена главных героев. Какие черты характера присущи этим героям?

Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке,
Поклонись ей, выпроси уж избу.

("Сказка о золотой рыбке"; старуха - злая, жадная, ненасытная, алчная, наглая, грозная, гордая, непримиримая, уверенная, упрямая; старик - терпеливый, добрый, смиренный, скромный, благодушный, слабый, искренний, податливый, радушный, чуткий, молчали-вый, безвольный, невозмутимый)

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была:

("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"; молодая царевна - скромная, трудолюбивая, аккуратная, хорошо воспитанная, застенчивая; мачеха - злая, корыстная, скупая, завистливая, лживая, мстительная; 7 богатырей- красивые, дружные, сильные, мужественные, добрые, бескорыстные)

Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе.
До светла у него всё пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.

("Сказка о попе и работнике его Балде"; поп - жадный, хитрый, трусливый, изворотливый, расчётливый, неуклюжий, глуповатый; Балда - трудолюбивый, простой, бескорыстный, уважаемый, уверенный, справедливый, сильный, ловкий, смекалистый, аккуратный, доверчивый, вольнолюбивый, рассудительный, удалой)

ЗАДАНИЕ 4.

Прочитайте и подчеркните зелёным цветом те черты характера, которые тебе нравятся в людях.

ТРУСЛИВЫЙ, БОЯЗЛИВЫЙ, ОСТОРОЖНЫЙ, НЕОСТОРОЖНЫЙ;

ВЯЛЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, БЕСПОКОЙНЫЙ, СУЕТЛИВЫЙ;

САМОУВЕРЕННЫЙ, УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ, НЕУВЕРЕННЫЙ, РОБКИЙ;

НАВЯЗЧИВЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ;

ПУГЛИВЫЙ, СМЕЛЫЙ, БЕССТРАШНЫЙ;

СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ, СТЫДЛИВЫЙ, БЕССТЫДНЫЙ.

А теперь давайте послушаем и узнаем, какие же черты характера вам нравятся в людях. (Спросить у 2-3-х человек)

На нашем занятии мы с вами узнали, что такое характер, какие черты характера бывают (как положительные, так и отрицательные), от каких хотели бы избавиться, а какие черты характера хотели бы воспитать в себе. И это не случайно, т.к. на следующем занятии "Как воспитать свой характер?" мы поговорим о возможности воспитывать в себе определённые черты характера.