ЦЕЛЬ: дать учащимся представление о характере, многообразии черт характера.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На доске слова: Характер - это умение быть собой. (В.Г. Кротов.)
Психолог: Ребята, а вы знаете, что такое характер?
(Характер - это то, что человек говорит и как относится к другим людям. Характер - это то, что человек делает.)
ИНФОРМАЦИЯ: Ребята, вы правы. Поведение человека и отношение к себе, другим людям и делу называется характером. А вот какой у человека характер, можно узнать по его поступкам и поведению, по тому, как человек ведёт себя в разных ситуациях.
Психолог: А что значат выражения "хороший характер" и "плохой характер"? Какие черты характера им присущи?
ИНФОРМАЦИЯ: Черты характера - это устойчивые формы поведения, которые возникают в определённой ситуации с достаточно большой вероятностью. Так называемый прогноз поведения. Иногда, говоря о некоторых людях, черты характера которых проявляются ярко, мы используем слова, которые являются чёткой и точной характеристикой этих людей (трудяга, трус и т.д.)
ЗАДАНИЕ 1.
Закрасьте зелёным цветом кружки рядом с "хорошими" чертами характера, чёрным - рядом с "плохими".
О СМЕЛОСТЬ | О НАСТОЙЧИВОСТЬ |
О СКРОМНОСТЬ | О РЕШИТЕЛЬНОСТЬ |
О ТРУДОЛЮБИЕ | О НЕУВЕРЕННОСТЬ |
О ЧЕСТНОСТЬ | О КАПРИЗНОСТЬ |
О ТРУСОСТЬ | О ВЕЖЛИВОСТЬ |
О ХВАСТЛИВОСТЬ | О ОТЗЫВЧИВОСТЬ |
О ЛЕНЬ | О ГРУБОСТЬ |
О ОТКРЫТОСТЬ | О ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ |
О ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | О ДРАЧЛИВОСТЬ |
О АКТИВНОСТЬ | О ОБИДЧИВОСТЬ |
О ЗАМКНУТОСТЬ | О ЗАНОСЧИВОСТЬ |
О БЕЗРАЗЛИЧИЕ | О ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ |
О ПРАВДИВОСТЬ |
А теперь давайте проверим, что вы отнесли к "+" чертам характера? А что к "-" чертам характера?
ЗАДАНИЕ 2.
Подумайте и напишите, какие из свойств характера вы отмечаете у себя? То есть вам нужно будет продолжить список черт характера, которыми ты обладаешь?
А- аккуратность | П- |
Б- бережливость | Р- |
В- ворчливость | С- |
Г- гордость | Т- |
Д- дружелюбен | У- |
Е- естественность | Ф- |
Ж- | Х- |
З- | Ц- |
И- | Ш- |
К- | Щ- |
Л- | Э- |
М- | Ю- |
Н- | Я- |
О- |
А теперь посчитайте количество положительных черт характера у себя и запишите на листочке, затем количество отрицательных черт и тоже запишите на листочке.
а) какие черты характера ты хочешь | б) От каких черт характера |
воспитать в себе? | ты хочешь избавиться? |
1. _____________________________ | 1. _________________________ |
2. _____________________________ | 2. _________________________ |
3. _____________________________ | 3. _________________________ |
4. _____________________________ | 4. _________________________ |
Какой столбик оказался больше?
А теперь каждый из вас по очереди скажет по одной черте характера из каждого столбика.
ИНФОРМАЦИЯ: Вы все знаете пословицу: "Посеешь поступок - пожнёшь привычку"? С привычек начинается формирование характера. Поэтому чем раньше у вас появятся полезные привычки, тем лучше. Продолжение пословицы звучит так: "Посеешь привычку - пожнёшь характер".
ЗАДАНИЕ 3.
Сейчас я прочитаю отрывки из литературных произведений. А вы должны вспомнить их названия, имена главных героев. Какие черты характера присущи этим героям?
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке,
Поклонись ей, выпроси уж избу.
("Сказка о золотой рыбке"; старуха - злая, жадная, ненасытная, алчная, наглая, грозная, гордая, непримиримая, уверенная, упрямая; старик - терпеливый, добрый, смиренный, скромный, благодушный, слабый, искренний, податливый, радушный, чуткий, молчали-вый, безвольный, невозмутимый)
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была:
("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"; молодая царевна - скромная, трудолюбивая, аккуратная, хорошо воспитанная, застенчивая; мачеха - злая, корыстная, скупая, завистливая, лживая, мстительная; 7 богатырей- красивые, дружные, сильные, мужественные, добрые, бескорыстные)
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе.
До светла у него всё пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
("Сказка о попе и работнике его Балде"; поп - жадный, хитрый, трусливый, изворотливый, расчётливый, неуклюжий, глуповатый; Балда - трудолюбивый, простой, бескорыстный, уважаемый, уверенный, справедливый, сильный, ловкий, смекалистый, аккуратный, доверчивый, вольнолюбивый, рассудительный, удалой)
ЗАДАНИЕ 4.
Прочитайте и подчеркните зелёным цветом те черты характера, которые тебе нравятся в людях.
ТРУСЛИВЫЙ, БОЯЗЛИВЫЙ, ОСТОРОЖНЫЙ, НЕОСТОРОЖНЫЙ;
ВЯЛЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, БЕСПОКОЙНЫЙ, СУЕТЛИВЫЙ;
САМОУВЕРЕННЫЙ, УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ, НЕУВЕРЕННЫЙ, РОБКИЙ;
НАВЯЗЧИВЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ;
ПУГЛИВЫЙ, СМЕЛЫЙ, БЕССТРАШНЫЙ;
СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ, СТЫДЛИВЫЙ, БЕССТЫДНЫЙ.
А теперь давайте послушаем и узнаем, какие же черты характера вам нравятся в людях. (Спросить у 2-3-х человек)
На нашем занятии мы с вами узнали, что такое характер, какие черты характера бывают (как положительные, так и отрицательные), от каких хотели бы избавиться, а какие черты характера хотели бы воспитать в себе. И это не случайно, т.к. на следующем занятии "Как воспитать свой характер?" мы поговорим о возможности воспитывать в себе определённые черты характера.