Цели урока:
- Образовательная (познавательное УУД): формировать умение переводить математические словесные выражения в буквенные выражения и объяснять значение буквенных выражений;
- Воспитательная (коммуникативные и личностные УУД): умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитать ответственность и аккуратность;
- Развивающая (формирование регулятивного УУД): умение обработать информацию и переводить задачу с родного на математический язык.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
– Посмотрите внимательно на слова и фразы на экране.
– На каком языке написаны они?
– Последнее предложение написано на особом языке, как бы вы этот язык назвали?
Тема нашего урока: …?
Математический язык. Правильно.
Открыли тетради пишем: Классная работа. Математический язык
Мы уже говорили о том, что такое математический язык. На этом языке говорят и пишут при помощи своего особого алфавита. Только не подумайте, что имеется в виду латинский алфавит. Конечно, буквы латинского алфавита в математике используются, но это только часть математического алфавита, потому что для математических записей используются еще и цифры, знаки действий и много других символов, с которыми вы пока еще не знакомы. Изучать математический алфавит и учиться писать слова и предложения на математическом языке вы будете в течение всего времени учебы в школе и после школы.
Вы уже знакомы с такими понятиями, как “числовое выражение” и “буквенное выражение”. Составляя эти выражения, мы записываем “слова” на математическом языке. А когда мы связываем эти выражения, то получаются “предложения”. Очень важно уметь читать эти слова и предложения, т.е. “переводить” математические записи на обычный язык и наоборот.
Разгадаем кроссворд и заодно повторим компоненты действий:
- Любимая оценка ученика. Пятерка.
- Знак действия. Деление.
- Компонент действия сложения. Слагаемое.
- Действие обратное делению. Умножение.
- Результат сложения. Сумма.
- Равенство с переменной. Уравнение.
- Компонент действия деления. Делимое.
Все эти слова вы должны будете использовать при переводе с обычного языка на математический и наоборот.
(Слайд 10) Переведите на обычный язык:
- (а+в) *5 =15, произведение суммы чисел а и в и числа 5 равно 15.
- 2) 10/ (а-в)>2, частное числа 10 и разности чисел а и в больше двух.
- 5+ а*в <7, сумма числа 5 и произведения чисел а и в меньше семи.
- 3а-в3, разность утроенного числа а и числа в не равна трем.
Обратите внимание: чтение выражения начинается с последнего выполняемого действия.
Проверка “перевод” сразу выходит на слайдах 11, 12, 13, 14.
Проведем диктант:
- 1) сумма первых четырех натуральных чисел;
- 2) произведение первых четырех натуральных чисел;
- 3) частное наибольшего двузначного и наибольшего однозначного чисел;
- 4) разность наименьшего трехзначного и наименьшего двузначного чисел.
Ответы:
- 1) 1+2+3+4.
- 2) 1•2•3•4.
- 3) 99:9.
- 4) 100-10.
Работа в парах в тетрадях, двое выходят к доске и работают на заднем крыле доски.
Цена хризантемы – а р. за один цветок, а цена одной розы – на 30р. больше. Запишите на математическом языке:
- а) цену розы;
- б) стоимость пяти хризантем;
- в) стоимость трех роз;
- г) стоимость букета из пяти хризантем и трех роз.
Цена слив – х р за 1 кг, а алыча стоит на 7 р дешевле. Переведите на обычный язык:
- 1) х-7 – цена алычи,
- 2) 2х – стоимость 2 килограммов слив,
- 3) 6 (х-7) – стоимость 6 кг алычи,
- 4) 2х + 6(х-7) – стоимость двух килограммов слив и шести килограммов алычи вместе.
Домашнее задание:
- Контрольные задания. Стр. 79.
- №270 а) в) стр 78.