Урок математики по теме "Математический язык". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  1. Образовательная (познавательное УУД): формировать умение переводить математические словесные выражения в буквенные выражения и объяснять значение буквенных выражений;
  2. Воспитательная (коммуникативные и личностные УУД): умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитать ответственность и аккуратность;
  3. Развивающая (формирование регулятивного УУД): умение обработать информацию и переводить задачу с родного на математический язык.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

– Посмотрите внимательно на слова и фразы на экране.

– На каком языке написаны они?

– Последнее предложение написано на особом языке, как бы вы этот язык назвали?

Тема нашего урока: …?

Математический язык. Правильно.

Открыли тетради пишем: Классная работа. Математический язык

Мы уже говорили о том, что такое математический язык. На этом языке говорят и пишут при помощи своего особого алфавита. Только не подумайте, что имеется в виду латинский алфавит. Конечно, буквы латинского алфавита в математике используются, но это только часть математического алфавита, потому что для математических записей используются еще и цифры, знаки действий и много других символов, с которыми вы пока еще не знакомы. Изучать математический алфавит и учиться писать слова и предложения на математическом языке вы будете в течение всего времени учебы в школе и после школы.

Вы уже знакомы с такими понятиями, как “числовое выражение” и “буквенное выражение”. Составляя эти выражения, мы записываем “слова” на математическом языке. А когда мы связываем эти выражения, то получаются “предложения”. Очень важно уметь читать эти слова и предложения, т.е. “переводить” математические записи на обычный язык и наоборот.

Разгадаем кроссворд и заодно повторим компоненты действий:

  1. Любимая оценка ученика. Пятерка.
  2. Знак действия. Деление.
  3. Компонент действия сложения. Слагаемое.
  4. Действие обратное делению. Умножение.
  5. Результат сложения. Сумма.
  6. Равенство с переменной. Уравнение.
  7. Компонент действия деления. Делимое.

Все эти слова вы должны будете использовать при переводе с обычного языка на математический и наоборот.

(Слайд 10) Переведите на обычный язык:

  1. (а+в) *5 =15, произведение суммы чисел а и в и числа 5 равно 15.
  2. 2) 10/ (а-в)>2, частное числа 10 и разности чисел а и в больше двух.
  3. 5+ а*в <7, сумма числа 5 и произведения чисел а и в меньше семи.
  4. 3а-в3, разность утроенного числа а и числа в не равна трем.

Обратите внимание: чтение выражения начинается с последнего выполняемого действия.

Проверка “перевод” сразу выходит на слайдах 11, 12, 13, 14.

Проведем диктант:

  • 1) сумма первых четырех натуральных чисел;
  • 2) произведение первых четырех натуральных чисел;
  • 3) частное наибольшего двузначного и наибольшего однозначного чисел;
  • 4) разность наименьшего трехзначного и наименьшего двузначного чисел.

Ответы:

  • 1) 1+2+3+4.
  • 2) 1•2•3•4.
  • 3) 99:9.
  • 4) 100-10.

Работа в парах в тетрадях, двое выходят к доске и работают на заднем крыле доски.

Цена хризантемы – а р. за один цветок, а цена одной розы – на 30р. больше. Запишите на математическом языке:

  • а) цену розы;
  • б) стоимость пяти хризантем;
  • в) стоимость трех роз;
  • г) стоимость букета из пяти хризантем и трех роз.

Цена слив – х р за 1 кг, а алыча стоит на 7 р дешевле. Переведите на обычный язык:

  • 1) х-7 – цена алычи,
  • 2) 2х – стоимость 2 килограммов слив,
  • 3) 6 (х-7) – стоимость 6 кг алычи,
  • 4) 2х + 6(х-7) – стоимость двух килограммов слив и шести килограммов алычи вместе.

Домашнее задание:

  • Контрольные задания. Стр. 79.
  • №270 а) в) стр 78.

Технологическая карта урока

Презентация