Цели: формирование коммуникативных навыков с использованием нетрадиционных средств.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить нетрадиционные техники рисования, отбивание ритма хлопка. Продолжить работу над выкладыванием картины из фрагмента и составлению предложений. Систематизировать знания по теме весна, её признаки, описание диких животных по средствам мнемотаблиц.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевую активность, фонематический слух и восприятие, мышление, общую и мелкую моторику, творческий потенциал, просодическую сторону речи, память, связную речь, эмоциональное состояние.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру межличностных отношений, развивать умения работать в парах, тройках, договариваться между собой.
Методы и приемы:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
Оборудование
- письмо;
- карта;
- “волшебная палочка”;
- картина “Весна” (нераскрашенная);
- картина “Весна”
Предварительная работа
- рассматривание картины “Весна” в цвете, составление предложений о приметах весны;
- повторение пословиц
- разучивание “Заклички”
Ход деятельности
I. Организационный момент
Логопед:Сегодня у нас, ребята, много гостей. Поприветствуйте их.
Дети: Доброе утро! Хорошего дня! Я вас приветствую! Мы рады вас видеть! Здравствуйте уважаемые! Какая приятная встреча! Большая радость видеть вас! Мы так рады встречи с вами! Рады вас приветствовать!
Логопед:Приглашаю встать вас в круг.
- Улыбнитесь хитро, как весеннее солнышко.
- Нахмурьте брови, как хмурится весенняя тучка.
- Засмейтесь звонко, как журчит весёлый ручеёк.
- Прикоснитесь ладошками друг к другу и подарите тепло своих сердец.
Молодцы!
II. Создание мотивации к деятельности.
Логопед: Ой! Ребята, кто - то плачет. Слышите!
(в уголке сидит кисточка и плачет)
Дети: Да!
Логопед: Давайте спросим, что случилось?
(детиспрашивают кисточку)
Детей:Уважаемая, что произошло?Скажите, пожалуйста, что у вас случилось?Будьте так любезны, сообщить о вашем горе?Извините за беспокойство, что с вами?Послушайте, ну что за слёзы?Простите за беспокойство, в чём дела?Будьте добры, не расстраивайтесь!Слушайте, почему вы плачете?
Кисточка:Зима не хочет уступать место весне и заколдовала все краски, поэтому весна всё никак не наступает и отравила меня к детям в детский сад №28 “Аленький цветочек” в группу “Мишутка”, которые сильные, смелые и умелые, они смогут победить злые чары и вернуть краски. А, я потерялась! (кисточка плачет)
Кисточка: Вы не знаете, где эта группа?Туда ли я попала?
Дети:Мы, дети группы “Мишутка”.
Кисточка: Помогите мне, пожалуйста! А в помощь вам весна отправила письмо.
(дети открывают конверт, смотрят, что в нём)
Дети: (карта с заданиями, волшебная палочка, конверты с заданиями, картинка весны, листочки)
Логопед: Ребята! Значит, что нам надо сделать?
Дети: Выполнить все задания, в которых заколдованы краски, помочь “Кисточке”, вернуть “Весну”.
Логопед: Мы постараемся помочь?
Дети: Да!
III. Основная часть
Логопед: Чтобы отправиться в путешествие, нам надо выбрать хранителя карты, чтобы он её в дороге. Выбрать нам его поможет волшебная палочка.
(пока играет музыка, палочка передаётся по кругу, у кого остаётся палочка по окончанию музыки, тот и хранитель карты).
Логопед: Скажите, какой самый главный, самый важный, самый первый признак весны?
Дети: Солнце светит дольше и сильнее пригревает.
Логопед: Ребята, давайте обратимся к солнышку с закличкой, чтобы оно нас согревало в дороге! Сначала скажем тихо, а потом громко(отбивание ритма хлопками).
- Солнышко повернись!
- Красное разожгись!
- С весною красною вернись!
- В дорогу выезжай,
- Зимний холод прогоняй!
Логопед: Хранитель карты давайте посмотрим,пожалуйста,первую станцию нашего назначения.
Дети: 1 станция (нарисованы части фрагментов)
Логопед: Найдите себе пару и по хлопку подойдите друг к другу. Возьмите задания и сядьте за столы парами. Вьюга разорвала картинки на несколько частей. Вы, пожалуйста, восстановите картинку.
Логопед: Составьте предложение. Договоритесь, кто будет говорить?
(находят желтую краску)
Кисточка: Ребята, скажите, пожалуйста, что можно раскрасить желтой краской?
Кисточка благодарит всех по-разному всех детей: Алиночка умничка! Дима молодец! и т. д.).Желтой краской мы будем раскрашивать солнце.Давайте раскрасим солнце в технике “оттиск смятой бумагой”. Способ получения изображения: нужно прижимать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу.
(лист сохнет)
Дети: 2 станция (нарисованы человечки в движении). Динамическая пауза.
- Если речка голубая
- Пробудилась ото сна
(руки в стороны, вверх потянулись)
- И бежит в полях, сверкая
(прыжки на месте)
- Значит, к нам пришла весна
(хлопки в ладоши)
- Если снег везде растаял.
- И трава в лесу видна
(приседание)
- И поёт пичужек стая –
Значит, к нам пришла весна
(хлопки в ладоши)
- Если солнце разрумянит
- наши щёки докрасна,
(наклоны головы к левому – правому плечу)
- Нам ещё приятней станет –
- Значит, к нам пришла весна
(прыжки на месте)
Логопед: Ребята, какой цвет встречается в динамической паузе?
Дети: голубой
(голубая краска)
Кисточка: Что мы можем нарисовать голубой краской?
Дети: Нарисовать и раскрасить на небе облака.
Кисточка: А что ещё можно раскрасить голубым цветом? Да, правильно, мы будем раскрашивать снег, подснежники и ручей в технике “Оттиск поролоном”.
Способ получения изображения: прижимаем поролон к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу.
(лист сохнет)
Дети: 3 станция (нарисована схема дикого животного)
Логопед: Вы можете найти другую пару. Что вы значит должны сделать?
Дети: Составить описательный рассказ о диком животном с помощью мнемотаблиц.
Логопед: (загадка)
- Косолапый и большой,
- Спит в берлоге он зимой.
- Летом по лесу гуляет,
- В рот малину собирает.
- Ловит рыбу, муравьёв,
- Отгадайте кто таков?
Дети: Медведь
Логопед: Ребята, какого цвета у него шерсть? Правильно! Молодцы!
(коричневая краска)
Кисточка: Что на нашей картине может быть коричневым цветом? Верно! Мы будем рисовать дерево, используя при раскрашивании технику “Тычок жесткой кистью”. Берем кисть, опускаем в гуашь и ударяем ею по бумаге, держа вертикально.
Дети: 4 станция (лиственные и хвойные деревья)
Логопед: Ребята! А, названия, каких деревьев вы знаете?
(дети перечисляют названия всех деревьев)
Логопед: Какие деревья встречаются в лиственном лесу? Пожалуйста выберите лиственные деревья и поместите их на доску. А, какиеостались?
Дети: Хвойные.
Логопед: А, каким цветом у них хвоинки?
Дети: Всегда зелёная хвоя
(зелёная краска)
Кисточка:
- Ребята, а что можно раскрасить зелёной краской? Молодцы! Ребята, зеленой краской мы будем раскрашивать листики на дереве и листики у подснежников. Мы с вами будем раскрашивать в технике “Оттиск печатью”
- Способ получения изображения: нужно опустить в гуашь оттиски с печатью из картофеля и ударять ею по бумаге, держа вертикально.
Логопед: Ребята, краски мы освободили. Заданий в нашем конверте больше нет. Предлагаю составить красивый рассказ по картине.
(Дети составляют по одному предложению, используя слова “За что я люблю весну”)
Логопед: Вот и пали злые чары зимы, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна. Про весну пишут поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку (на фоне мелодии).
IV. Заключительная часть
Кисточка: Весна пришла, потому что вы ей помогли. Вы так старались, дружно выполняли задания. Вы очень дружные, внимательные, аккуратные.
Логопед: Что вам больше всего понравилось в путешествии?
Дети: (ответы детей)
Логопед: За ваши старания у кисточки для вас сюрприз.
Кисточка:
- Сюрпризный момент (дарит детям раскраски про весну).
Литература.
- Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группа). – М.: ВАКО, 2005. 176 с. – (Дошкольник: учим, развиваем, воспитываем).
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы: - М.6 Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 48 с. – (Практическая логопедия).
- Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).