Методическая разработка психологического занятия

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цель: формирование личностных универсальных учебных действий (УУД).

Задачи:

  • обучающая: развитие представлений учащихся об отношении к себе;
  • развивающая: формирование адекватной самооценки учащихся, развитие уверенности в себе;
  • воспитывающая: формирование уважительного и внимательного отношения к окружающим людям.

Оборудование и необходимые материалы: психологические тетради, картинки зайчиков и Мудрого Ежа, цветные карандаши, фломастеры, проигрыватель и аудиозапись с ресурсной мелодией.

Участники: педагог-психолог (учитель), учащиеся 1 класса.

Время проведения: 1 час.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Педагог-психолог: «Дети, сегодня на занятии я расскажу вам сказку о двух зайчиках, которые, как и вы учились в 1 классе, только в Лесной школе, в той самой, о которой мы уже говорили на занятии о зайчонке Прыге».

2. Работа с психологической сказкой.

«В чудесном волшебном лесу была школа, которая так и называлась – Лесная.

В первом классе этой школы учились два зайчика, которые очень отличались друг от друга.

Первый зайчик считал себя самым лучшим: самым красивым, самым умным и самым послушным. А как ему нравилось любоваться собой! Бывает, сядет он на пенёк и расхваливает сам себя: «Как я хорош! Как же я хорош!» Его так и прозвали – Хорош.

Второй зайчик, наоборот, считал себя самым глупым, самым некрасивым, самым непослушным и самым несчастным. Ему казалось, что он хуже всех остальных детей. Как часто можно было увидеть этого зайчика плачущим об этом. Он так себя и называл – Плохош.

Однажды солнечным летним утром оказались наши зайчики на одной лесной полянке. Хорош, как обычно, сидел и восхвалял себя, рассказывая сам себе о том, что он лучше всех. А Плохош сидел на другой стороне полянки и грустил о том, какой он нехороший и несчастный.

Всё это услышал старый мудрый Ёж, которому очень не понравились рассказы ни одного, ни другого зайчика. Ёж подозвал Зайчат к себе и сказал им (здесь педагог-психолог особенно акцентирует внимание детей на слова Ежа):

Вы оба неправы. Никто из детей не может быть ни самым хорошим, ни самым плохим. Каждый ребёнок неповторим. Это значит, что у каждого из нас есть что-то особенное, чего нет у других. Также у каждого человека свои достоинства и недостатки. И мы должны развивать в себе хорошие качества и стараться избавиться от плохих (здесь можно кратко вспомнить, какие человеческие качества дети знают).

Ты, Хорош, – обратился Мудрый Ёж к первому зайчику, – считая себя самым лучшим, обижаешь других детей, у которых тоже много хороших и добрых качеств. А ты, Плохош, очень несправедлив к себе. Если внимательно присмотреться к своему поведению и поступкам, то можно найти много доброго и прекрасного».

Призадумались наши зайчики, поняли свои ошибки и даже решили больше не называться этими именами.

Затем следует обсуждение сказки:

– В чём заключаются ошибки Зайчиков? Почему?

– Что теперь они думают о себе и об окружающих людях?

– Давайте вместе придумаем зайчикам новые имена и нарисуем окончание сказки.

3. Творческая деятельность учащихся.

После обсуждения дети под спокойную мелодию в психологических тетрадях рисуют окончание сказки. 

4. Заключительный этап.

В конце занятия учащимся предлагается самостоятельно подвести итоги занятия, выбрав один из разноцветных «смайликов», отражающих результаты деятельности («У меня всё получилось!», «Я выполнил задание с помощью взрослого», «В следующий раз получится лучше»).

Затем психолог по желанию учащихся показывает работы, затем хвалит детей и благодарит за старания.

Приложение.