Урок русского языка по теме "Тайна написания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели:

  • показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • познакомить со способами проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции;
  • развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас.

Оборудование: словари учебника «Русский язык – 2 часть», компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки, смайлики.

Планируемые результаты (предметные): научатся находить ударную и безударную позицию написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Познавательные УУД:

Обучение работе с разными видами информации

  • формирование умения поиска информации в учебных словарях.
  • формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

Универсальные логические действия:

  • Подведение под понятие.
  • Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Коммуникативные УУД:

  • Коммуникация как кооперация. Распределение работы с соседом по парте.
  • Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.

Личностные УУД:

  • Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи
  • Контроль процесса и результатов деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

Мы вновь вошли в наш светлый класс.
Я рада видеть каждого из вас.
Нам будет здесь уютно и тепло,
Вы знанья новые усвоите легко.

II. Чистописание.

Отгадайте загадки:

(Слайд 2)

Эта буква широка
И похожа на ежа.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
(буква Ж)

(Слайд 3)

Для шипенья хороша
В алфавите буква ….
(буква Ш)

(Слайд 4)

Сегодня мы будем красиво писать заглавную и строчную буквы Жж и буквы Шш.

Дайте характеристику буквы ж.

(Буква ж обозначает звук [ж]. Этот звук – согласный, парный, звонкий, всегда твёрдый)

Дайте характеристику буквы ш.

(Буква ш обозначает звук [ш]. Этот звук – согласный, парный, глухой, всегда твёрдый)

(Слайд 5)

Какое правило мы знаем с этими буквами? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

III. Актуализация знаний.

Угадайте и назовите слово:

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (Машина)

(Слайд 6)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
(Снежинка)

(Слайд 7)

Поставьте ударение в словах. Что вы можете сказать о сочетаниях жи – ши?

(В сочетаниях жи – ши под ударением пиши и)

IV. Постановка учебной задачи.

Познавательные УУД: общеучебные– осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение.

А теперь откройте учебники на странице 146.

Прочитайте тему нашего урока. (Чтение учениками темы в учебнике на странице 146) Какая же тайна в написании этих сочетаний? Какова цель нашего урока? Давайте постараемся её сформулировать.

Цель нашего урока разгадать тайну написания жи-ши и правильно писать слова с этими сочетаниями.

Нам помогут наши друзья Маша и Миша. Прочитайте диалог. (Читаем в учебнике стр. 146)

Вернитесь к списку слов, который прочитали Маша и Миша.

Помогите Мише определить, где можно проверить написание и (а не Е) после Ж и Ш

– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Подбираем проверочное слово, чтобы поставить безударный гласный под ударение)

  • шипеть – шип
  • шипящий – шип Можно ли первые три слова считать родственными?
  • шипучий – шип (Да, т.к. имеют общую часть и общее значение)
  • шипы – шип

Является ли четвёртое слово их родственником?

Чтобы проверить себя, найди слово шип в Толковом словаре. (Страница 131)

Слово шип – омоним.

Тишина, горошина, ужин

– Если не можем подобрать проверочное слово, как поступим?
Посмотрим в словаре «Пиши правильно». (Страница133)

  • живой – жить
  • ошибаться – ошибка

(Слайд 8)

V. Изучение нового материала.

Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме; логические – осуществляют поиск необходимой информации, анализ текста (из материалов учебника и словаря, из рассказа учителя).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров).

(Слайд 9)

1) – Прочитайте слова в упражнении 111.(Страница 148)

На какие две группы можно поделить слова с сочетаниями жи-ши?

Посмотрите на плакат летучей мыши, там подсказка. (Обращай внимание на ударение)

Это задание мы выполним парами. Один ученик записывает в тетрадь слова, в которых сочетания жи-ши под ударением, а другой ученик записывает слова, в которых сочетания жи – ши безударные.

Проверьте себя:

(Слайд 10)

пушинка шиповник
снежинка держит
крошить сушит
кувшин съёжился
держи душится
душился

Физминутка.

(Слайд 11)

– А сейчас немного отдохнем под музыку «Чунга – чанга»

Один ученик выходит к доске и показывает движения ребятам.

2) На заседании клуба «Ключ и заря» Маша получила задание. Давайте поможем Маше его выполнить.

– Прочитайте слова в первом столбике. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Вставьте пропущенные буквы.

– Прочитайте слова во втором столбике. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Вставьте пропущенные буквы.

Составьте из слов словосочетания. Что такое словосочетание?

душ_стые карандаш
чуж_е груш
сла_кие ландыш….

1 ряд– запишите словосочетание, в котором слово– название предмета состоит из 4 слогов. (чужие карандаши)

2 ряд – запишите словосочетание, в котором слово– название предмета состоит из 3 слогов. (душистые ландыши)

3 ряд – запишите словосочетание, в котором слово– название предмета состоит из 2 слогов (сладкие груши).

(Взаимопроверка).

Дифференцированная работа. (Работа по карточкам)

Карточка 1

Измени слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

Образец: карандаш – карандаши

  • багаж –
  • ёрш –
  • чиж –
  • ландыш –
  • пейзаж –

Карточка 2.

Допиши слог так, чтобы получились слова. У слов названий предметов в единственном числе укажи род.

Лу___ , мы_______ , но_______, _________раф, _______шка.

(Лужи, мыши, ножи, жираф, шишка)

3) Пока Маша была на пятом заседании клуба «Ключ и заря», Миша написал предложения. Найди ошибки, которые увидела Маша. Напишите предложения в свои тетради правильно.

  • У Мишы жыл пушыстый кот барсик . I I I I
  • Барсик любил рыпку и малоко. I I
  • Мальчик чясто гулял с катом. I I

Подчеркнуть основу:

1 вариант – во 2 предложении
2 вариант – в 3 предложении.

(Взаимопроверка)

VI. Итог урока. Рефлексия.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

– Какую тайну мы разгадали сегодня на уроке?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу! (Поставить в слове ударение)

Те, кто считает, что работал на уроке отлично, покажите весёлого смайлика. Те, кто считает, что работали хорошо, но могли бы быть активнее и внимательнее – серьёзного смайлика.

Дети показывают кружки.

Оценки учителя.

Домашнее задание. (Ученики выбирают задание)

  1. Учебник – стр. 148, упр. 112
  2. Подобрать и написать по 3 слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Придумать 1 предложение.

(Слайд 12)

Спасибо за работу. Урок закончен. Вы были хорошими помощниками.