Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели:
- показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- познакомить со способами проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции;
- развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас.
Оборудование: словари учебника «Русский язык – 2 часть», компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки, смайлики.
Планируемые результаты (предметные): научатся находить ударную и безударную позицию написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Познавательные УУД:
Обучение работе с разными видами информации
- формирование умения поиска информации в учебных словарях.
- формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.
Универсальные логические действия:
- Подведение под понятие.
- Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные УУД:
- Коммуникация как кооперация. Распределение работы с соседом по парте.
- Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.
Личностные УУД:
- Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи
- Контроль процесса и результатов деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 1)
Мы вновь вошли в наш светлый класс.
Я рада видеть каждого из вас.
Нам будет здесь уютно и тепло,
Вы знанья новые усвоите легко.
II. Чистописание.
Отгадайте загадки:
(Слайд 2)
Эта буква широка
И похожа на ежа.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
(буква Ж)
(Слайд 3)
Для шипенья хороша
В алфавите буква ….
(буква Ш)
(Слайд 4)
Сегодня мы будем красиво писать заглавную и строчную буквы Жж и буквы Шш.
Дайте характеристику буквы ж.
(Буква ж обозначает звук [ж]. Этот звук – согласный, парный, звонкий, всегда твёрдый)
Дайте характеристику буквы ш.
(Буква ш обозначает звук [ш]. Этот звук – согласный, парный, глухой, всегда твёрдый)
(Слайд 5)
Какое правило мы знаем с этими буквами? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)
III. Актуализация знаний.
Угадайте и назовите слово:
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (Машина)
(Слайд 6)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
(Снежинка)
(Слайд 7)
Поставьте ударение в словах. Что вы можете сказать о сочетаниях жи – ши?
(В сочетаниях жи – ши под ударением пиши и)
IV. Постановка учебной задачи.
Познавательные УУД: общеучебные– осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания.
Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение.
А теперь откройте учебники на странице 146.
Прочитайте тему нашего урока. (Чтение учениками темы в учебнике на странице 146) Какая же тайна в написании этих сочетаний? Какова цель нашего урока? Давайте постараемся её сформулировать.
Цель нашего урока разгадать тайну написания жи-ши и правильно писать слова с этими сочетаниями.
Нам помогут наши друзья Маша и Миша. Прочитайте диалог. (Читаем в учебнике стр. 146)
Вернитесь к списку слов, который прочитали Маша и Миша.
Помогите Мише определить, где можно проверить написание и (а не Е) после Ж и Ш
– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Подбираем проверочное слово, чтобы поставить безударный гласный под ударение)
- шипеть – шип
- шипящий – шип Можно ли первые три слова считать родственными?
- шипучий – шип (Да, т.к. имеют общую часть и общее значение)
- шипы – шип
Является ли четвёртое слово их родственником?
Чтобы проверить себя, найди слово шип в Толковом словаре. (Страница 131)
Слово шип – омоним.
Тишина, горошина, ужин
– Если не можем подобрать проверочное слово, как поступим?
Посмотрим в словаре «Пиши правильно». (Страница133)
- живой – жить
- ошибаться – ошибка
(Слайд 8)
V. Изучение нового материала.
Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме; логические – осуществляют поиск необходимой информации, анализ текста (из материалов учебника и словаря, из рассказа учителя).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров).
(Слайд 9)
1) – Прочитайте слова в упражнении 111.(Страница 148)
На какие две группы можно поделить слова с сочетаниями жи-ши?
Посмотрите на плакат летучей мыши, там подсказка. (Обращай внимание на ударение)
Это задание мы выполним парами. Один ученик записывает в тетрадь слова, в которых сочетания жи-ши под ударением, а другой ученик записывает слова, в которых сочетания жи – ши безударные.
Проверьте себя:
(Слайд 10)
пушинка | шиповник |
снежинка | держит |
крошить | сушит |
кувшин | съёжился |
держи | душится |
душился |
Физминутка.
(Слайд 11)
– А сейчас немного отдохнем под музыку «Чунга – чанга»
Один ученик выходит к доске и показывает движения ребятам.
2) На заседании клуба «Ключ и заря» Маша получила задание. Давайте поможем Маше его выполнить.
– Прочитайте слова в первом столбике. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Вставьте пропущенные буквы.
– Прочитайте слова во втором столбике. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Вставьте пропущенные буквы.
Составьте из слов словосочетания. Что такое словосочетание?
душ_стые | карандаш… |
чуж_е | груш… |
сла_кие | ландыш…. |
1 ряд– запишите словосочетание, в котором слово– название предмета состоит из 4 слогов. (чужие карандаши)
2 ряд – запишите словосочетание, в котором слово– название предмета состоит из 3 слогов. (душистые ландыши)
3 ряд – запишите словосочетание, в котором слово– название предмета состоит из 2 слогов (сладкие груши).
(Взаимопроверка).
Дифференцированная работа. (Работа по карточкам)
Карточка 1
Измени слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Образец: карандаш – карандаши
- багаж –
- ёрш –
- чиж –
- ландыш –
- пейзаж –
Карточка 2.
Допиши слог так, чтобы получились слова. У слов названий предметов в единственном числе укажи род.
Лу___ , мы_______ , но_______, _________раф, _______шка.
(Лужи, мыши, ножи, жираф, шишка)
3) Пока Маша была на пятом заседании клуба «Ключ и заря», Миша написал предложения. Найди ошибки, которые увидела Маша. Напишите предложения в свои тетради правильно.
- У Мишы жыл пушыстый кот барсик . I I I I
- Барсик любил рыпку и малоко. I I
- Мальчик чясто гулял с катом. I I
Подчеркнуть основу:
1 вариант – во 2 предложении
2 вариант – в 3 предложении.
(Взаимопроверка)
VI. Итог урока. Рефлексия.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
– Какую тайну мы разгадали сегодня на уроке?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу! (Поставить в слове ударение)
Те, кто считает, что работал на уроке отлично, покажите весёлого смайлика. Те, кто считает, что работали хорошо, но могли бы быть активнее и внимательнее – серьёзного смайлика.
Дети показывают кружки.
Оценки учителя.
Домашнее задание. (Ученики выбирают задание)
- Учебник – стр. 148, упр. 112
- Подобрать и написать по 3 слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Придумать 1 предложение.
(Слайд 12)
Спасибо за работу. Урок закончен. Вы были хорошими помощниками.