Урок биологии по теме "Рост и развитие растений и животных"

Разделы: Биология


Тип урока: комбинированный (2 часа)

Цели:

  • Образовательная: способствовать осознанию биогенетического закона Мюллера и Геккеля на примере сравнительного анализа роста и развития животных и растений; подвести к выводам о единстве живого мира;
  • Развивающие: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
  • Воспитательные: формировать чувство ответственности, умение работать в группе, умение распределять обязанности, проявлять доброжелательность и контактность. Работа над проектом позволяет учащимся объединиться по интересам, обеспечить им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности: групповая

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний:

Предлагается  дать определение базовых понятий, необходимых  при изучении  темы;  гамета, зигота, оплодотворение , бластула ,гаструла и т. д.  На интерактивной доске появляется стихотворение в котором необходимо вставить пропущенные термины

Перед тем как зародышу появиться
Яйцеклетка должна (оплодотвориться)
Клетка оплодотворенная  (зиготой) называется
Из нее делением (эмбрион) появляется
Сначала клетки делятся вдоль и поперек
Количества все больше, а размеру чуток
Как полый шарик (бластула)
Сверху клеточки как сеточка
Листок зародышевый первый (эктодермой) именуется
Покровы тела и нервы из него образуются
Листок зародышевый второй
Впячивается внутрь дугой
Этот листок (энтодермой) называется
Будущий кишечник из нее развивается
Двуслойна (гаструла) теперь
Первичный рот в ней словно дверь
И (мезодерма) тут же третьей появляется
Из нее скелет, кровь, мышцы развиваются

2. Далее учитель определяет проблему: Известно, что организм растет. Почему? Это рост клеток или увеличение их количества?

Представляются проектные задания.

Проектное задание 1

Прочитайтетекст учебника на с. 140-149 и дополнительную информацию. Выполните следующие задания:

1) Дайте определение понятию «онтогенез»
2) Перечислите факторы, влияющие на онтогенез организма ,заполните таблицу

Внешние факторы Внутренние факторы
   

3) Заполните схему:

Проектное задание 2

Прочитайте текст учебника на с. 140-149.  Ответьте на вопросы:

1. Как вы понимаете слова К.А. Тимирязева « Наиболее выдающаяся черта в жизни растений заключается в том, что оно растет?»
2. Объясните, как возникают  различия между клетками в организме.
3. Дайте определение понятию «проросток»
4. За счет чего происходят развитие и рост зародыша и проростка?

Проектное задание 3

Прочитайте текст на стр.140-143 и дополнительную информацию. Выполните задания и ответьте на вопросы:

1. Дать определение понятию «семя»
2. Каково значение семени?
3. Как распространяются семена и плоды?
4. Предположите,  используя карту мира, путь появления черешни в Европе.

Проектное задание 4

Прочитайте текст учебника на стр. 146-149 и дополнительную информацию. Выполните задания:

1. Перечислите условия прорастания семян.
2. Опытным путем докажите необходимость для прорастания семян воды, воздуха, тепла.
3. Заполните дневник наблюдений.

Проектное задание 5

Прочитайте текст учебника на стр. 146-149  и дополнительную информацию. Ответьте на вопросы:

1. Какая структура дает начало всем многоклеточным организмам?
2. Приведите примеры сходства в строении зародышей разных классов позвоночных животных.
3. На каких стадиях эмбрионального развития зародыши животных , относящихся к разным классам одного типа сходны.
4. О чем свидетельствует появление полосатой окраски шерсти   львят, характерной для большинства видов семейства кошачьих?

Проектное задание 6

Прочитайте текст на стр.140-149 и дополнительнуюинформацию. Выполните следующие задания.

1. Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 146,147,149, заполните схему и приведите примеры.

2. Охарактеризуйте стадии развития лягушки.
3. Охарактеризуйте стадии развития саранчи.
4. Чем прямое развитие отличается от непрямого?

3. Ученики защищают свои проекты (см. Приложение) На доске представляют презентации. После защиты отвечают на вопросы, которые приготовили для них ребята из других групп.

Делают выводы:

1. Сходство в развитии зародышей позвоночных животных говорит об их едином происхождении.
2.  Сходство в процессах роста и развития растений и животных говорит о единстве живого мира

Во время защиты проекта учитель организует конкурс и определяет победителей по номинациям: «Самый научный»; «Самый интересный», «Самый оригинальный», «Самый иллюстрированный», «Самый лаконичный». Во время защиты проектов, так как занятие длиться 2 часа, проводиться физкультминутка.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плаванье)
А во вторник рисовал  (изображаем рисование)
В среду долго умывался (умываемся)
А в четверг в футбол играл  (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыжки)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, в воскресенье (хлопаем в ладоши)
Целый день я отдыхал  (садимся за парту)

4. Подведение итогов

Подведение итогов учебного занятия (рефлексия)

Предлагается в соответствии с номинациями назвать фамилии учащихся, результаты   работы которых способствовали достижению цели урока. Применяется прием оценивать себя по следующему алгоритму рефлексии:

Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.
Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам. Они помогали мне- что было больше; авторитетен ли я в вопросе…; у меня были затруднения в работе с группой.
Дело – Я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы ( практики, просто интересен) ; в чем затруднились, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

Литература:

  1. Сонин Н.И. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Биология 6 класс, – М.; Дрофа, 2001 .
  2. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.; Просвещение, 1988.
  3. Шамова Т.И. Технологии проектного обучения. В сб.; Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.; МПГУ, 1998.
  4. Сонин Н.И.  Программа для общеобразовательных  школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 класс – М.; Дрофа 2006.
  5. Яхонтов А.А. Зоология для учителя – М.; Просвещение, 1968.
  6. Трайтак  Д.И. Книга для чтения по ботанике – М. Просвещение ,1978.
  7. Полевой В.В. Физиология растений – М.; Высшая школа, 1989
  8. Г.А. Русских  Технология проектного обучения. Биология в школе №3 2003.М.; Издательский дом «Школа-Пресс 1»