Цели:
Образовательные:
- Сформировать представление у студентов о синтаксисе и пунктуации.
- Познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения.
Развивающие:
- Развить логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля.
- Развивать умение из текста выделить главное, уметь обобщать полученный материал.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи студентов, соблюдать речевые нормы русского литературного языка.
- Воспитывать умение высказывать собственную точку зрения.
Студент должен знать: Основные разделы русского языка, основные единицы языка, их признаки, характеристику простого предложения.
Студент должен уметь: Осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств: употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. Выделить из текста главное, уметь обобщать полученный материал, анализировать и делать выводы.
Основные учебные элементы для усвоения: Синтаксис, пунктуация, предложение, грамматическая основа, второстепенные члены.
Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.
Форма урока: Комбинированный.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие дисциплины | Обеспечиваемые дисциплины. | ||
Дисциплина | Тема | Дисциплина | Тема |
Литература | Жанр и композиция | Русский язык и культура речи | Функциональные средства выразительности |
Литература | Синтаксические средства выразительности | Этика делового общения | Выступления |
Перечень литературы:
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык», стр.108-116.
- Газета «Русский язык», издательский дом «Первое сентября»
Перечень используемых ТС: ПК, проектор, экран, программное обеспечение, ресурсы Интеренет
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: частично-поисковый, коммуникативный.
Методы обучения:
- Словесные – беседа, объяснение;
- Наглядные – слайды на ПК;
- Практические – работа с материалом.
Методы контроля: индивидуальный и фронтальный виды контроля.
Поэтапные задачи хода занятия:
- Организационный момент (3 мин.)
- Постановка цели урока (5 мин.)
- Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу (фронтальный опрос студентов) (10 мин.)
- Работа по осмыслению и усвоению нового материала (40 мин.)
- Работа по закреплению пройденного материала (составление текста) (20 мин.)
- Подведение итогов занятия (8 мин.)
- Домашнее задание (4 мин.)
Вид самостоятельной работы: Работа с конспектом (составление текста, работа с учебником, ответы на предлагаемые вопросы).
Ход урока
1. Организационный момент.
Преподаватель подготавливает студентов к работе на занятии (Контроль наличие конспекта, учебника на рабочем месте, готовность технического оборудования для демонстрации слайдов).
2. Постановка цели урока.
Преподаватель сообщает тему урока. Ставит проблему.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Сегодня на занятии мы с вами вспомним понятия синтаксис и пунктуация, поработаем с простым предложением.
3. Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу (фронтальный опрос студентов).
Обеспечивает преемственность понятия ранее изученных тем программы. Контролирует остаточные знания изученного материала по темам. Студентам предлагаются слова, в которых не просматривается логики. Им следует составить текст из «рассыпанных» слов (задание на время).
- 1. На, каждый, сидел, старый, день, черемуха, птички.
- 5. Веселый, птички, свой, покинул, место, родной.
- 4. Заморозки, начался, первый.
- 2. Они, щебетал, чирикали, и.
- 3. День, наступил, дождливый.
4. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
На данном этапе преподаватель обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, сообщает сведения для сознательного и качественного усвоения, используя методы: словесные – лекция, рассказ; наглядные – демонстрация слайдов; проблемно-поисковые – проблемное изложение. В данный момент урока студенты активно слушают объяснение, делают записи в конспекте, работают с учебником.
Преподаватель:
Синтаксис – высшая область грамматического строя языка, основными единицами которого являются словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления. Пунктуация вместе с орфографией являются основным средством письменного языка. В оформлении текста участвуют все знаки препинания.
Синтаксическая загадка:
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение.
(Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.)
(Ответы студентов)
Предложение – это основная единица синтаксиса, служащая для общения и сообщения. Оно имеет грамматическую основу, характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Предложение состоит из одного или нескольких слов, связанных грамматически и по смыслу. Оно содержит сообщение, вопрос или побуждение к действию.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения сообщают о каком-либо событии, факте. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Побудительные предложения заключают в себе приказ, просьбу, побуждение к действию.
По эмоциональной окраске различаются предложения восклицательные и невосклицательные. Восклицательное предложение может заключать в себе сообщение, вопрос или побуждение к действию. Они передают чувства говорящего по отношению к содержанию: восторг, радость, огорчение и т.д.
По своему строению предложения делятся на двусоставные и односоставные. Простое предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов( подлежащего и сказуемого), называются двусоставными.
Простое предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена, называется односоставным.
По наличию или отсутствию второстепенных членов различают предложения распространенные и нераспространенные. Простое предложение, состоящее только из грамматической основы, называется нераспространенным. Простое предложение, в состав которого, кроме грамматической основы, входят второстепенные члены, называется распространенным.
Простое двусоставное или односоставное предложение может быть полным или неполным. В полном предложении присутствуют все необходимые для структуры и смысла члены предложения. Неполным называется предложение, в котором пропущен член, необходимый как для структуры, так и для значения предложения.
5. Работа по закреплению пройденного материала (фронтальный опрос студентов).
На данном этапе преподаватель предлагает составить предложение (оно записывается постепенно, по мере выполнения задания).
- Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным (желтые), согласовав его с существительным листьями (желтыми листьями).
- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение (осень).
- Добавить обстоятельство образа действия предложения Осень щедро одаривает леса краской (щедро).
- Добавить сказуемое предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер (выстлала).
- Из предложения Вы куда ведете, дороги? взять существительное, которое является обращением (дороги).
- Добавить союз и продолжить предложение однородным членом. (Возможный вариант: Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поляны.)
- Сделать синтаксический разбор предложения. Составить синквейн со словом предложение.
6. Подведение итогов занятия.
На данном этапе урока преподаватель проводит анализ, проверяет правильность ответа на предполагаемые вопросы и оценивает работы студентов, демонстрирует лучшие работы, указывает на допущенные недостатки в ходе выполнения работы.
7. Домашнее задание.
Преподаватель информирует студентов о домашнем задании.
- А.И.Васенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык» стр. 109, упр. 207.
- Составить диалог, в котором были бы уместно использованы простые предложения.