Цели:
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Двумерный массив»;
- повторение организации пользовательских функций и процедур;
- развитие логического и алгоритмического мышления учащихся;
- развитие познавательного интереса, творческих способностей.
Задачи:
- повторить задание формулой и вывод элементов двумерного массива, элементов главной и побочной диагоналей квадратной матрицы;
- совершенствование умений применения пользовательских функций и рекурсивных процедур для задания элементов матрицы;
- развивать логическое и алгоритмическое мышление при работе с закономерностями, при создании программ на обработку элементов квадратной матрицы;
- развивать межпредметные связи (программирование и математика);
- повышать уровень математической и информационной культур;
- прививать умение сотрудничать, оказывать помощь.
- развивать интерес к изучению предмета, формировать научное мировоззрение.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Оборудование: дидактический, раздаточный материалы, электронное пособие «Увлекательное программирование», ПК с языком программирования Free Pascal, электронная доска.
Формы и методы: фронтальная, групповая, индивидуальная; вербальный, наглядный, иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, закрепление, самостоятельная работа, беседа.
Ход урока
I. Орг.момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
II. Формулировка темы урока.
Хочешь научиться плавать, – смело входи в воду!
Хочешь научиться программировать, – пиши программы.
На доске написано слово «SIMPLEX» (Приложение1)
Simplex
«Simplex» – (от английского слова simple [‘simpl], простой, несложный) – простейший n-мерный выпуклый многогранник с количеством вершин n+1).
0-симплекс – 1 вершина (точка);
1-симплекс (одномерный) – 2 вершины (отрезок);
2-симплекс (двумерный) – 3 вершины (треугольник);
3-симплекс (трехмерный) – 4 вершины (тетраэдр).
Какие слова из этих определений мы с вами встречали на уроках программирования? (одномерный, двумерный массив, треугольник, дать определение).
Pascal
Чей портрет Вы видите на экране? (Блез Паскаль)
Подсказка: Фамилия этого человека для нас с вами связана вплотную с информатикой: как с историей развития вычислительной техники, так и с программированием.
Какой вклад он внес в информатику? (он создал арифмометр, в честь его назван один из языков программирования)
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Двумерный симплекс или «Треугольник Паскаля» в Pascal)
Да, это следующая, заключительная, тема в разделе «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ»
Оказывается, Блез Паскаль, выдающийся математик, физик, философ и писатель очень интересовался одной таблицей треугольного вида (на экране):
Первое упоминание о таком треугольнике появилось в 10 веке в Древней Индии, им интересовались многие математики, так в Иране его называют треугольником Хайяма. Нам он известен под названием «треугольник Паскаля». В 1563 году, уже после смерти автора, вышел «Трактат об арифметическом треугольнике» Блеза Паскаля.
Сегодня наш урок мы посвятим такому треугольнику.
III. Постановка целей урока
В ходе подготовки к ЕГЭ по информатике из курса программирования наибольшее затруднение вызывают:
- работа с матрицами;
- рекурсивные функции и процедуры.
Цели:
- повторить, отработать задание и вывод элементов двумерного массива, заданных формулой;
а также
- применение пользовательских функций и рекурсивных подпрограмм для задания элементов матрицы.
Выполнение заданий, направленных на проверку знаний и умений по темам алгоритмизации и программирования позволит набрать 42,5% (чуть меньше половины) от максимального количества баллов.
IV. Обобщение и систематизация
Треугольник Паскаля
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | … |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 3 | 6 | 10 | 15 | |
1 | 4 | 10 | 20 | ||
1 | 5 | 15 | |||
1 | 6 | ||||
1 | |||||
… |
До наших времен треугольник Паскаля дошел в приведенном ранее на экране виде (повторить фото), а сам Паскаль рассматривал его в форме (превратить в таблицу из простого списка):
1) Рассмотрим закономерности в такой матрице:
- первая строка и первый столбец состоят из 1. Как это задать? (A[1,j]:=1; A[I,1]:=1;)
- задать все остальные элементы A[i,j]:=A[i,j-1] + A[i-1,j];
- вывести треугольный вид таблицы
2) Вписать в карточку недостающие операторы (такое задание тоже есть в ЕГЭ)
Пользовательская функция
- Для чего служит пользовательская функция? Ее общий вид.
- Давайте создадим функцию, задающую сумму 2-х элементов (РАБОТА В ГРУППАХ за ПК, изменение готовой программы) Приложение2
Рекурсивная процедура
- Что такое рекурсия? Для чего она нужна (объект является рекурсивным, если он содержит сам себя или определен с помощью себя).
- Для чего служит процедура? Ее общий вид.
- Отличие процедуры от функции.
- РАССМОТРЕТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ГОТОВУЮ ПРОГРАММУ С РЕКУРСИВНОЙ ПРОЦЕДУРОЙ (в эл. пособии) Приложение3
Проблема
Треугольник Паскаля симметричен относительно главной диагонали. Как использовать этот факт? (подумать дома)
V. Постановка д.з
Паскаль подробно исследовал свойства и применения своего "треугольника"
Рассмотрим несколько удивительных свойств (см. в пособии):
- Каждое число x в таблице равно сумме чисел предшествующего горизонтального ряда, начиная с самого первого вплоть до стоящего непосредственно над числом x
- Каждое число x в таблице равно сумме чисел предшествующего вертикального ряда, начиная с самого верхнего вплоть до стоящего непосредственно левее числа x.
- Каждое число в таблице, будучи уменьшенным на единицу, равно сумме всех чисел, заполняющих прямоугольник, ограниченный теми вертикальными и горизонтальными рядами, на пересечении которых стоит число x (сами эти ряды в рассматриваемый прямоугольник не включаются).
Д/З:
Проверить любое 1 свойство (Как? Например, с помощью метода флажков)
Дополнительное задание:
Оказывается помимо треугольника Паскаля, существует треугольник Лейбница (см. рисунок).
Найти закономерности (числа на границе треугольника обратны последовательным натуральным числам. Каждое число внутри равно сумме двух чисел, стоящих под ним)
Доп. Д/З: Составить программу, выводящую элементы треугольника Лейбница
Творческое задание:
Написать программу вывода элементов треугольника Лейбница, используя рекурсивную функцию или процедуру.
VI. Итоги и рефлексия
Тестирование (тестовая программа в пособии) Приложение3
- Двумерный симплекс – это:
- Двумерный массив (матрица);
- Треугольник;
- Одномерный массив.
- Треугольник Паскаля – это:
- произвольный треугольник, полученный с помощью языка Pascal
- части квадратной матрицы, образованные ее диагоналями;
- арифметический треугольник, элементы которого задаются формулой a[i,j]:=a[i,j-1] + a[i-1,j]
- Элементы побочной диагонали квадратной матрицы можно задать формулой:
- A [i ,i ]
- A [n + 1 -j , j ]
- A [1 , n ]
- Рекурсивная процедура (функция)
- содержит сам себя или определен с помощью себя
- любая процедура (функция) является рекурсивной
- процедура, задающая элементы двумерного массива
Результаты:
4 правильных ответа – материал урока усвоен;
1-3 правильных ответа – прочитать раздел «Двумерный симплекс» пособия еще раз
Рефлексия
Какие разделы программирования мы сегодня рассмотрели на уроке?
- Двумерный массив
- Квадратная матрица
- Главная, побочная диагональ
- Пользовательская функция
- Процедура
- Рекурсивная процедура
Какие разделы в программировании, на ваш взгляд, нуждаются в дополнительной проработке?
Оценки за работу на уроке
VII. Резерв
- Оказывается, 112=121, 113=1331, совпадает с элементами треугольника Паскаля.
- Также коэффициенты в разложении степеней двучленов совпадают с элементами треугольника Паскаля:
(a+b)1=1a+ 1 b
(a+b)2= 1 a2 + 2 ab + 1 b2
(a+b)3= 1 a2 + 3 a2b + 3 a b2 + 1 b2 (коэффициенты – элементы треугольника Паскаля)